Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов (с изменениями на 14 февраля 2014 года)


4.9. Управление земельными ресурсами.


Основными направлениями по повышению эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами Волгограда являются разграничение государственной собственности на землю на территории Волгограда для последующей регистрации права собственности Волгограда на земельные участки, формирование земельных участков под многоквартирными домами и их постановка на кадастровый учет; резервирование земельных участков для муниципальных нужд с целью строительства на них объектов муниципального значения, проведение муниципального земельного контроля, оптимизация работы по формированию и предоставлению земельных участков под строительство.


В соответствии с Законом Волгоградской области от 06 апреля 2012 г. N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" (далее - Закон N 33-ОД) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передана органам власти Волгоградской области. В этой связи у администрации Волгограда остались полномочия только по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.


В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, МУП или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.


На 01 июля 2013 г. общее количество земельных участков, зарегистрированных в собственность Волгограда, составляет 1142 штуки площадью 14896,5 га (наиболее значительная часть земель, зарегистрированных в собственность Волгограда, занята городскими лесами - 13839 га). До конца 2013 года предполагаются к регистрации земельные участки общей площадью 30 га. В связи с передачей учреждений здравоохранения в ведение Волгоградской области 56 земельных участков общей площадью 62,8 га, закрепленных за учреждениями здравоохранения на праве постоянного (бессрочного) пользования, переданы из муниципальной собственности в собственность Волгоградской области.


В 2014 году предполагаются к регистрации в муниципальную собственность земельные участки общей площадью 100 га, закрепленные за муниципальными учреждениями образования, культуры и МУП, а также земельные участки, занимаемые муниципальными дорогами, парками, скверами, объектами озеленения. По мере регистрации в муниципальную собственность земельных участков, на которых расположены отдельно стоящие муниципальные здания, сдаваемые в аренду, в бюджет Волгограда будет поступать арендная плата за земельные участки от арендаторов муниципального имущества и юридических лиц, обладающих муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения. В 2015 - 2016 годах площадь земельных участков, подлежащих регистрации в муниципальную собственность, составит ориентировочно по 50 га в год. В случае включения в реестр муниципального имущества других объектов недвижимости и формирования земельных участков для их эксплуатации площадь земельных участков, подлежащих регистрации в муниципальную собственность, может измениться в сторону увеличения.


Приобретение в собственность земельных участков собственниками объектов недвижимости является правом, но не обязанностью участников земельных правоотношений. В этой связи объем средств, поступающих от продажи земельных участков, полностью зависит от активности и наличия соответствующего волеизъявления пользователей земельных участков.


На территории Волгограда насчитывается 6513 многоквартирных домов. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме. Формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации производится как за счет средств соответствующих бюджетов, так и самими землепользователями. По состоянию на 01 января 2013 г. в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации сформировано и поставлено на государственный кадастровый учет 1363 земельных участка, на которых расположены многоквартирные дома в количестве 1676 единиц (26% от общего количества многоквартирных домов). В связи с прекращением полномочий администрации Волгограда по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, должен осуществлять уполномоченный орган - министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, в связи с чем контракты по формированию земельных участков под многоквартирные дома администрацией Волгограда в 2013 году не заключались.


В соответствии с Соглашением о взаимодействии при реализации Закона N 33-ОД, заключенным между министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрацией Волгограда и комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, на комитет земельных ресурсов администрации Волгограда возлагается функция по формированию земельных участков для строительства объектов, в том числе и для целей индивидуального жилищного строительства. В состав проводимых работ входит сбор заключений согласующих служб, технических условий на подключение к сетям инженерной инфраструктуры, публикация информационных сообщений в официальном источнике о возможном предоставлении земельных участков, а также непосредственно разработка схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и их утверждение. Также одним из направлений в работе в области земельных отношений является резервирование земельных участков для муниципальных нужд с целью строительства на них объектов муниципального значения: социального (детские сады и школы), транспортной инфраструктуры (дороги), инженерной инфраструктуры.


В соответствии с федеральными законами от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Уставом города-героя Волгограда, статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение Волгоградской городской Думы от 16 июня 2010 г. N 34/1010 "Об утверждении Положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград". В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, установленных муниципальными правовыми актами Волгограда, должностными лицами органов муниципального земельного контроля принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке. Устраненным нарушение считается, если самовольно занятый земельный участок освобожден или на него оформлены правоустанавливающие документы. В случае оформления юридическим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем правоустанавливающих документов на ранее самовольно занятый земельный участок землепользователь получает возможность на законных основаниях использовать земельный участок и вносить плату за землю в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.


Прогноз поступления доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на среднесрочную перспективу представлен в приложении 2 к прогнозу.