Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов


4.9. Управление земельными ресурсами.


Основными направлениями по повышению эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами Волгограда являются разграничение государственной собственности на землю на территории Волгограда для последующей регистрации права собственности Волгограда на земельные участки, формирование земельных участков под многоквартирными домами и их постановка на кадастровый учет; резервирование земельных участков для муниципальных нужд с целью строительства на них объектов муниципального значения, проведение муниципального земельного контроля, оптимизация работы по формированию и предоставлению земельных участков под строительство.


В соответствии с Законом Волгоградской области от 06 апреля 2012 г. N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передана органам власти Волгоградской области. В этой связи у администрации Волгограда остались полномочия только по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.


В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, МУП или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. На 01 июля 2012 г. общее количество земельных участков, зарегистрированных в собственность Волгограда, составляет 956 шт. площадью 14660,67 га (наиболее значительная часть земель, зарегистрированных в собственность Волгограда, занята городскими лесами - 13841 га). До конца 2012 года предполагаются к регистрации земельные участки общей площадью 60 га. В 2013 году предполагаются к регистрации в муниципальную собственность земельные участки общей площадью 100 га, закрепленные за муниципальными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и МУП. По мере регистрации в муниципальную собственность земельных участков, на которых расположены отдельно стоящие муниципальные здания, сдаваемые в аренду, в бюджет Волгограда будет поступать арендная плата за земельные участки от арендаторов муниципального имущества и юридических лиц, обладающих муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения. Также поступления в бюджет Волгограда возрастут за счет арендной платы за размещение объектов рекламы и мелкорозничной торговли на земельных участках, занимаемых муниципальными дорогами, парками, скверами, объектами озеленения, после регистрации их в собственность Волгограда. В 2014 - 2015 годах площадь земельных участков, подлежащих регистрации в муниципальную собственность, составит ориентировочно по 50 га в год. В случае включения в реестр муниципального имущества других объектов недвижимости и формирования земельных участков для их эксплуатации площадь земельных участков, подлежащих регистрации в муниципальную собственность, может измениться в сторону увеличения.


Приобретение в собственность земельных участков собственниками объектов недвижимости является правом, но не обязанностью участников земельных правоотношений. В этой связи объем средств, поступающих от продажи земельных участков, полностью зависит от активности и наличия соответствующего волеизъявления пользователей земельных участков.


На территории Волгограда насчитывается 6513 многоквартирных домов. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме. Формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в соответствии с требованиями земельного законодательства производится как за счет средств соответствующих бюджетов, так и самими землепользователями. По состоянию на 01 января 2012 г. в соответствии с требованиями земельного законодательства сформировано и поставлено на государственный кадастровый учет 1214 земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в количестве 1521 единицы (23% от общего количества многоквартирных домов). В 2012 году за счет средств бюджета Волгограда заключены муниципальные контракты на формирование 1262 земельных участков для эксплуатации 1288 многоквартирных домов (количество многоквартирных домов на сформированных земельных участках составит 43%). В 2014 - 2015 годах администрация Волгограда продолжит процедуру формирования земельных участков под многоквартирными домами и их постановку на кадастровый учет.


В целях резервирования земельных участков для муниципальных нужд для строительства на них объектов муниципального значения (детских садов и школ, дорог, инженерной инфраструктуры) в 2011 году и I полугодии 2012 г. было зарезервировано три участка для размещения детских дошкольных учреждений, 25 участков общей площадью 26,6 га для размещения парков и скверов, участки для ремонта и строительства автомобильных дорог (в том числе рокадной (нулевой) магистрали вдоль р. Волги) общей площадью 505 га, участок для строительства 3-й очереди скоростного трамвая площадью 37,1 га. По мере утверждения проектов планировки будет продолжаться работа по резервированию земельных участков для размещения парков и скверов, скоростного трамвая, детских дошкольных учреждений, автодорог и других объектов муниципального значения.


В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Уставом города-героя Волгограда, статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение Волгоградской городской Думы от 16 июня 2010 г. N 34/1010 "Об утверждении Положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград". В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, установленных муниципальными правовыми актами Волгограда, должностными лицами органов муниципального земельного контроля принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке. Устраненным нарушение считается, если самовольно занятый земельный участок освобожден или на него оформлены правоустанавливающие документы. В случае оформления юридическим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем правоустанавливающих документов на ранее самовольно занятый земельный участок, землепользователь получает возможность на законных основаниях использовать земельный участок и вносить плату за землю в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.


Прогноз поступления доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на среднесрочную перспективу представлен в приложении 3 к прогнозу.