ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2017 года N 455-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 408-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ ЖИТЕЛЕЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2016 - 2020 ГОДАХ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", решения Общественного совета при Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заочного заседания от 19 октября 2017 года N 15), протокол совещания по рассмотрению основных направлений реализации государственных программ в сфере жилищно-коммунального комплекса и обеспечения доступным и комфортным жильем от 19 октября 2017 года, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах" следующие изменения:
1.1. В заголовке, пункте 1 слова "в 2016 - 2020 годах" заменить словами "в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года".
1.2. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2013 года N 408-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ ЖИТЕЛЕЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2018 - 2025 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года |
Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Соисполнители государственной программы | Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Цели государственной программы | 1. Создание условий и механизмов для увеличения объемов жилищного строительства. 2. Создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе за счет формирования фонда наемных домов. 3. Реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования, оказание государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования |
Задачи государственной программы | 1. Совершенствование градостроительной документации для обеспечения сбалансированного и перспективного развития территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Сокращение сроков и повышение качества предоставления услуг в сфере строительства. Повышение уровня информированности участников градостроительных отношений, развитие онлайн-сервисов. 2. Стимулирование застройщиков на реализацию проектов жилищного строительства и органов местного самоуправления муниципальных образований на осуществление единой государственной политики в сфере строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений. 3. Реализация проектов по формированию фонда наемных домов. 4. Государственная поддержка на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан, повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 5. Организационное обеспечение деятельности Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подведомственных им учреждений |
Подпрограммы или основные мероприятия | Подпрограмма I. "Содействие развитию градостроительной деятельности". Подпрограмма II. "Содействие развитию жилищного строительства". Подпрограмма III. "Развитие фонда наемных домов". Подпрограмма IV. "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан". Подпрограмма V. "Обеспечение реализации государственной программы". |
Целевые показатели государственной программы | 1. Увеличение объема ввода жилья до 1001,0 тыс. кв. м в год. 2. Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен не более 2,2%. 3. Увеличение количества выдаваемых гражданам ипотечных жилищных кредитов в автономном округе до 136441 единиц. 4. Увеличение доли семей, обеспеченных жилыми помещениями, от числа семей, желающих улучшить жилищные условия (отношение числа семей, которые приобрели или получили доступное и комфортное жилье в течение года, к числу семей, желающих улучшить свои жилищные условия) до 57,4%. 5. Сохранение доли муниципальных образований автономного округа с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования от общего количества муниципальных образований автономного округа на уровне 100%. 6. Сокращение срока предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство до 5 рабочих дней. 7. Увеличение доли муниципальных услуг в электронном виде в общем количестве предоставленных услуг по выдаче разрешения на строительство до 100%. 8. Увеличение удельного веса введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда до 2,5%. 9. Снижение доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда до 4,5%. 10. Увеличение общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя, до 24,3 кв. м. 11. Прирост высокопроизводительных рабочих мест по отношению к 2016 году на 70% |
Сроки реализации государственной программы | 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года |
Финансовое обеспечение государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы - 98480221,6 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 9189092,4 тыс. рублей, 2019 год - 8408947,2 тыс. рублей, 2020 год - 7147745,0 тыс. рублей, 2021 год - 7373443,9 тыс. рублей, 2022 год - 7373443,9 тыс. рублей, 2023 год - 7373443,9 тыс. рублей, 2024 год - 7373443,9 тыс. рублей, 2025 год - 7373443,9 тыс. рублей, 2026 - 2030 годы - 36867217,5 тыс. рублей |
Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
В ходе реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах" созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления, отработаны и усовершенствованы механизмы реализации: созданием условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья, формированием фонда наемных домов коммерческого и социального использования, развитием жилищно-строительных кооперативов.
На 1 октября 2017 года количество приспособленных для проживания строений в автономном округе составило 5407 единицы и по сравнению с 1 января 2012 года (9998 единиц) снизилось на 4591 единицу, или 45,9%. Количество человек, проживающих в приспособленных для проживания строениях, уменьшилось по сравнению с 1 января 2012 года на 13760, или 45,6% и составило 16434 человек (на 1 января 2012 года - 30194 человека).
В целях улучшения жилищных условий проводится работа по формированию жилищного фонда наемных (арендных) домов коммерческого и социального использования. Построены и заселены 4 первых наемных (арендных) дома коммерческого использования в городах: Нефтеюганск, Сургут, Ханты-Мансийск общей площадью 30,8 тыс. кв. метров (с учетом лоджий и балконов), включающих 604 меблированных квартиры, а также наемный дом социального использования в городе Сургуте общей площадью жилых помещений 22,5 тыс. кв. м, включающий 512 квартир.
В Югре продолжает реализовываться ипотечное кредитование. В рейтинге регионов России по итогам 2016 года автономный округ занимает второе место по величине предоставленных кредитов на душу населения и количеству выданных ипотечных кредитов на душу населения. Второе место принадлежит Югре среди субъектов Уральского федерального округа и по объему выданных ипотечных кредитов.
В целях доступности ипотечного кредитования всем жителям Югры в соответствии с поручением Президента Российской Федерации сформированы специальные условия ипотечного кредитования, в том числе предоставляется компенсация части процентной ставки по ипотечным кредитам различным категориям граждан за счет средств бюджета автономного округа.
Общее число семей, улучшивших жилищные условий посредством различных видов государственной поддержки (субсидий, компенсаций, выплат) за последние 10 лет составило 103152 семьи, или 18,86% от числа домохозяйств Югры (546915 согласно переписи 2010 года), основная доля которых приходится на молодые семьи и семьи с детьми.
Очередь граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за этот же период снизилась на 52079 семей, или на 59,0% от числа семей, состоящих на учете на 1 января 2005 года (88213 семей), и составила на 1 января 2017 года 36134 семей.
По итогам 2016 года по данным Росстата коэффициент доступности жилья в автономном округе составил 2,0 года.
При этом на 1 августа 2017 года в качестве участников мероприятий государственной программы продолжают состоять 44519 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо улучшивших жилищные условия и ожидающих получение мер государственной поддержки как за счет средств бюджета автономного округа, так и за счет субвенций из федерального бюджета.
Сохраняется высокая потребность в жилых помещениях, предоставляемых по социальному найму. Период ожидания в очереди на получение такого жилья составляет более 10 лет. По состоянию на 1 января 2013 года на учете состояло 46396 семей, на 1 января 2014 года - 43894 семьи, на 1 января 2015 года - 41475 семей, на 1 января 2016 года - 39207 семей, из них 28073, или 71,6% состоят на учете 10 лет и более.
Общая площадь жилищного фонда в автономном округе на 1 января 2017 года - 33,7 млн. кв. м. Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя Югры, на 1 января 2017 года составила 20,5 кв. м. Доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда на 1 января 2017 года - 7,7% от общей площади обслуживаемого жилищного фонда.
На рынке жилья по-прежнему отмечается как общий, так и структурный дисбаланс спроса и предложения.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные, в том числе индивидуальные, застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме введенного жилья в 2016 году составила 14,6%.
В автономном округе обеспеченность муниципальных образований автономного округа на 1 января 2017 года составляет: документами территориального планирования - 100,0 процентов, правилами землепользования и застройки - 100,0 процентов.
Общий объем привлеченной в жилищную сферу кредитной массы в 2010 - 2015 годах по данным Банка России составил 186,7 млрд. рублей (объем предоставленных ипотечных кредитов). Объем ввода жилья за этот период составил 4448,2 тыс. кв. м.
Благодаря реализации целевых и государственных программ автономного округа удалось увеличить уровень обеспеченности жильем на каждого жителя автономного округа с 17,5 кв. м на человека в 2005 году до 20,4 кв. м на 1 января 2016 года.
Однако несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей со средними и высокими доходами.
Анализ современного состояния жилищной сферы показывает, что:
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь часть семей с наиболее высокими доходами;
рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции.
Характеристика текущего состояния социально-экономического развития автономного округа в жилищной сфере и строительной отрасли представлена на основании аналитических данных, полученных в результате социологических исследований, статистических данных, сбора и анализа данных в динамике.
Государственная программа направлена на обеспечение доступным и комфортным жильем жителей автономного округа путем оказания государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования.
Реализация программных мероприятий позволит создавать условия, способствующие улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Раздел 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
2.1. Развитие материально-технической базы
Для достижения целей государственной программы, развития материально-технической базы предусмотрены следующие мероприятия:
предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований для строительства систем инженерной инфраструктуры в целях обеспечения инженерной подготовки земельных участков для жилищного строительства (Подпрограмма II);
формирование фонда наемных домов социального и коммерческого использования путем предоставления инвесторам-застройщикам земельных участков для строительства и обеспечение данных участков системами коммунальной и транспортной инфраструктуры (Подпрограмма II, Подпрограмма III), включая решение задач по реализации инвестиционных проектов по строительству и эксплуатации наемных домов, созданию и внедрению экономических стимулов для строительства наемных домов.
2.2. Формирование благоприятной деловой среды
Мероприятия государственной программы по снижению и устранению административных барьеров в сфере градостроительства, в том числе улучшения целевых показателей "Срок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство" и "Доля услуг в электронном виде в общем количестве предоставленных услуг по выдаче разрешения на строительство в электронном виде в общем количестве предоставленных услуг" оказывают положительное влияние на создание благоприятных условий для деловой среды.
Улучшение делового климата также обеспечивается организацией процедуры оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов на предмет наличия в них излишних административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности.
2.3. Реализация инвестиционных проектов
При реализации мероприятий подпрограммы II оказывается государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предусмотренных для строительства жилья.
Субсидии предоставляются для развития многоквартирного жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, включая строительство, осуществляемое объединениями граждан, имеющих трех и более детей, а также гражданами из числа иных категорий, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством автономного округа.
2.4. Развитие конкуренции в автономном округе
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р, в целях развития конкурентной среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре разработан комплекс мер ("дорожная карта"), утвержденный распоряжением Правительства автономного округа от 10 июля 2015 года N 387-рп, направленный на создание условий для развития конкуренции в отраслях экономической деятельности хозяйствующих субъектов автономного округа, обеспечение реализации системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на территории автономного округа с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков, создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров.
Основным инструментом для формирования и реализации конкурентной политики в автономном округе с 2015 года также стал стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р.
Реализация отдельных мероприятий государственной программы, создающих здоровую и полноценную конкуренцию, в перспективе служит основой для достижения поставленных задач в полном объеме.
Одним из основных целевых индикаторов государственной программы является годовой объем ввода жилья, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Существенным препятствием развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Реализация этой стратегической цели государственной программы предполагает решение следующих приоритетных задач:
стимулирование органов местного самоуправления к активному проведению эффективной градостроительной политики, отвечающей современным требованиям архитектурно-пространственной организации, созданию условий для строительства жилья эконом-класса, развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;
создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях внедрения в автономном округе стандарта конкуренции устранение избыточного государственного и муниципального регулирования, а также снижение административных барьеров в сфере градостроительства, разработаны и внедрены типовые административные регламенты предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство и по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Реализация отдельных мероприятий государственной программы, создающих здоровую и полноценную конкуренцию, в перспективе служит основой для достижения поставленных целей и задач в полном объеме.
2.5. Реализация проектов и портфелей проектов
Для внедрения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р, в 2017 году запущен портфель проектов "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" со сроком реализации до 31 декабря 2019 года.
Реестр компонентов ("дорожная карта") портфеля проектов по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" сформирован на базе "модельного объекта". Мероприятия реестра компонентов ("дорожной карты") портфеля проектов "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" направлены на оптимизацию разрешительных процедур и сокращение сроков их реализации по основным блокам: получение градостроительного плана земельного участка; заключение договоров подключения к электросетям; прохождение экспертизы; получение разрешения на строительство.