ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2017 года N 413-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 426-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 352-п
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решения Общественного совета при Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 21 сентября 2017 года N 1), Коллегии Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 18 октября 2017 года N 1), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 426-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" следующие изменения:
1.1. В заголовке, пункте 1 слова "2016 - 2020 годы" заменить словами "2018 - 2025 годы и на период до 2030 года".
1.2. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2013 года N 426-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2018 - 2025 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года |
Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Соисполнители государственной программы | Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Цели государственной программы | сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений |
Задачи государственной программы | снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты; сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира; обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и восстановление нарушенных естественных экологических систем; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод |
Подпрограммы или основные мероприятия | I "Регулирование качества окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; II "Сохранение биологического разнообразия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; III "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; IV "Развитие водохозяйственного комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
Целевые показатели государственной программы | увеличение объема предотвращенного экологического ущерба с 11,1 млрд. рублей до 85,5 млрд. рублей; увеличение доли населения, вовлеченного в эколого-просветительские и природоохранные мероприятия, от общего количества населения автономного округа (нарастающим итогом) с 36% до 37,8%; уменьшение доли оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, накопленных на начало реализации государственной программы, с 70,6% до 5%; увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 62% до 95%; увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 42,3% до 47% |
Сроки реализации государственной программы | 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года |
Финансовое обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы составляет 89755908,0 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 19495179,4 тыс. рублей; 2019 год - 27179462,3 тыс. рублей; 2020 год - 10363151,8 тыс. рублей; 2021 год - 6522020,9 тыс. рублей; 2022 год - 6159149,4 тыс. рублей; 2023 год - 2997663,1 тыс. рублей; 2024 год - 2817539,5 тыс. рублей; 2025 год - 2475217,1 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 11746524,5 тыс. рублей |
Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Преобладающую роль в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно: негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению атмосферного воздуха и водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, низкой экологической культуре населения.
По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух) в 2016 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на территории автономного округа составили 1497,99 тыс. т. Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составляют выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (76 - 80%) за счет сжигания нефтяного попутного газа.
Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа осуществляется на 8 постах территориальной системы мониторинга окружающей среды в 7 населенных пунктах по 8 загрязняющим веществам в процессе ведения локального экологического мониторинга в границах 285 лицензионных участков недр.
В целом в 2016 году качество атмосферного воздуха в городах автономного округа остается стабильным и характеризируется "низким" уровнем загрязнения, за исключением г. Белоярский, в котором уровень загрязнения снизился с "высокого" в 2015 году до "повышенного" в 2016 году.
Состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного округа. Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующее этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций оказывает интенсивное воздействие на береговую линию водных объектов, что приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов. Также для автономного округа характерны высокая степень паводконосных ситуаций на реках, недостаточное количество водозащитных сооружений вблизи населенных пунктов.
Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте. За 2016 год в автономном округе допущено 2119 аварийных отказов (инцидентов), площадь загрязнения составила 202 га. Для усиления контроля выполнения обязанностей предприятий по восстановлению земель автономного округа Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры) осуществляет ведение Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа. На 1 января 2017 года в Реестре содержится информация о 19021 участке общей площадью 3982 га.
Техногенное воздействие на компоненты природной среды, наряду с прямым ухудшением их качества, также приводит к изменениям климата на территории автономного округа. Одним из проявлений климатических изменений является увеличение изменчивости и экстремальности климата - учащаются опасные явления погоды, а также инициированные ими техногенные чрезвычайные ситуации. Заметное влияние на климат оказывает хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива.
Наиболее эффективной формой для поддержания экологического баланса и природоохранной деятельности в автономном округе являются особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), которые предназначены для сохранения типичных и уникальных природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.
Пристальное внимание в автономном округе уделяется проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.
По состоянию на 1 января 2017 года зарегистрировано 346 объектов размещения отходов (общая площадь 951,8 га), в том числе 70 полигонов для размещения промышленных и твердых коммунальных отходов, 53 места складирования отходов (29 санкционированных и 24 несанкционированных свалки), а также площадка временного складирования отходов и площадка временного накопления отходов (239,1 га), 223 шламовых амбара (161 га).
В населенных пунктах автономного округа организовано 237 пунктов сбора вторичного сырья и опасных отходов, установлено 1047 специализированных контейнеров.
Надежным гарантом устойчивого развития общества является высокий уровень экологической культуры населения, который обеспечивается за счет целенаправленного процесса обучения, воспитания и развития личности, начиная с детского возраста и на протяжении всей жизни, и включает не только приобретение знаний, умений и навыков, но и достижения нового уровня взаимоотношения человека с природой.
Государственная программа направлена на повышение уровня экологической безопасности автономного округа. Результатом реализации мероприятий государственной программы является снижение негативного воздействия, стабилизация состояния окружающей среды и улучшение основных показателей, характеризующих экологическую обстановку в регионе.
Раздел 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
2.1. Развитие материально-технической базы в отрасли.
Нефтегазодобывающие компании автономного округа за счет собственных средств реализуют инвестиционные проекты по строительству объектов по утилизации попутного нефтяного газа, объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках и по внедрению технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов.
Государственной программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов по созданию комплексных межмуниципальных полигонов твердых коммунальных отходов в целях развития в автономном округе технологий по сортировке и переработке отходов.
В целях обеспечения населенных пунктов водозащитными сооружениями осуществляется строительство противопаводковых дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений.
2.2. Формирование благоприятной деловой среды.
Одним из приоритетных направлений по привлечению инвестиций является сфера обращения с твердыми коммунальными отходами.
Государственной программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов по созданию 5 комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани. На объектах планируется предусмотреть перспективные площадки для возврата вложенных инвестиций и внедрения инновационных методов утилизации и рециклинга отходов. На площадках будут размещены мощности (оборудование) по переработке вторичного сырья и изготовлению продукции с использованием переработанных отходов, что позволит создать благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности и привлечь инвесторов в сферу обращения с отходами производства и потребления.
2.3. Реализация инвестиционных проектов.
На условиях государственно-частного партнерства в государственной программе предусмотрена реализация мероприятия по строительству 5 комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани.
Мерами государственной поддержки по реализации указанных проектов является софинансирование из средств бюджета автономного округа в форме капитального гранта (по объектам концессионных соглашений, заключенных до 31 декабря 2017 года) и предоставление субсидий из бюджета муниципальных образований с целью компенсации затрат в соответствии с концессионным соглашением, заключенным согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Реализация инвестиционных проектов предполагает экономию бюджетных средств, контроль со стороны автономного округа за процессами утилизации и захоронением отходов, прозрачную тарифную политику, привлечение инвестиций в регион, а также повышение эффективности затрат.
Кроме того, государственной программой предусмотрено строительство объекта по укреплению берега р. Обь в с. Высокий мыс Сургутского района и строительство дамбы обвалования в пгт. Приобье Октябрьского района.
Строительство берегоукрепительных сооружений позволит получить значительные социальный, экологический, экономический эффекты.
Перечень инвестиционных проектов государственной программы по объектам капитального строительства представлен в таблице 3.
К реализации инвестиционных проектов привлечены нефтегазодобывающие компании, которые за счет собственных средств осуществляют реконструкцию факельных хозяйств с целью обеспечения соответствия факельных систем действующим требованиям, строительство межпромысловых газопроводов на месторождениях, строительство и реконструкцию установок по выработке электроэнергии и тепла, комплексов подогрева нефти и утилизации сточных вод на лицензионных участках, полигонов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках и внедрение технологий по обезвреживанию нефтесодержащих отходов на шламонакопителе, обезвреживание буровых отходов при строительстве скважин безамбарным способом.
До 2030 года компаниями планируется осуществить строительство (реконструкцию) 182 объектов по утилизации попутного нефтяного газа и 17 объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках.
2.4. Развитие конкуренции в автономном округе.
Реализация вышеуказанных проектов позволит создать благоприятные условия для привлечения инвесторов, готовых участвовать в конкурсах на право заключения концессионных соглашений, что будет способствовать развитию конкуренции в отрасли.
2.5. Реализация проектов и портфелей проектов.
Мероприятия по строительству комплексных межмуниципальных полигонов содержат признаки проектов и подлежат реализации методами проектного управления в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2015 года N 485-п "О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Раздел 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
Цели и задачи определены в паспорте государственной программы.
Цели государственной программы соответствуют:
основным приоритетам, определенным Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (с изменениями на 9 июня 2017 года), по формированию "умной" экономики в части развития все более наукоемких и экологически безопасных технологий и "здоровой" экологии, означающей рациональное использование природного потенциала, формирование и восстановление благоприятных условий окружающей среды для нынешнего и будущего поколения жителей автономного округа; Стратегией экологической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 19 апреля 2017 года N 176.
Достижение целей государственной программы определяется целевыми значениями показателей государственной программы.
Показатель "Объем предотвращенного экологического ущерба" определен в соответствии с временной методикой определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 9 марта 1999 года.
Показатель "Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель" отражает отношение площади нерекультивированных нефтезагрязненных земель к общей площади нефтезагрязненных земель, накопленных в 2010 году, рассчитывается по формуле:
Sн.з. / Sобщ. x 100%, где:
Sн.з. - площадь нерекультивированных на конец отчетного года нефтезагрязненных земель в соответствии с Реестром загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Sобщ. - общая площадь нефтезагрязненных земель, накопленных в 2010 году.
Показатель "Доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и природоохранные мероприятия, от общего количества населения автономного округа" отражает отношение численности населения, принявшего участие в эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятиях, к общей численности населения автономного округа, рассчитывается по формуле:
N / N общ. x 100%, где:
N - численность населения, принявшего участие в эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятиях, проведенных на территории автономного округа за отчетный год;
N общ. - общая численность населения автономного округа.
Показатель "Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления" рассчитывается как отношение ежегодно образуемого в процессе производства и потребления на территории автономного округа объема отходов к объему отходов, ежегодно использованных и обезвреженных. Показатель реализуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".