(с изменениями на 30 декабря 2019 года)
(в ред. постановлений администрации Клинского муниципального района Московской области от 30.06.2017 N 1637, от 27.12.2017 N 3293, от 26.01.2018 N 187, постановлений администрации городского округа Клин Московской области от 20.04.2018 N 488, от 01.06.2018 N 905, от 28.06.2018 N 1174, от 28.09.2018 N 2118, от 14.12.2018 N 2876, от 28.12.2018 N 3090, от 29.03.2019 N 563, от 28.06.2019 N 1264, от 30.09.2019 N 2116, от 30.12.2019 N 2828)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2020 на основании постановления администрации городского округа Клин Московской области от 31.12.2019 N 2839.
____________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации Клинского муниципального района от 17.07.2013 N 1356 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Клинского муниципального района" постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу Клинского муниципального района "Жилище" на 2017-2021 годы (прилагается).
2. Установить начало реализации муниципальной программы Клинского муниципального района "Жилище" на 2017-2021 годы с 1 января 2017 года.
3. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Клинского муниципального района.
И.о. руководителя администрации
Клинского муниципального района
В.А. Калинин
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН "ЖИЛИЩЕ" НА 2017-2021 ГОДЫ
(в ред. постановлений администрации городского округа Клин Московской области от 29.03.2019 N 563, от 28.06.2019 N 1264, от 30.09.2019 N 2116, от 30.12.2019 N 2828)
Координатор муниципальной программы | Заместитель главы администрации городского округа Клин В.В. Кондратьев | |||||
Заказчик муниципальной программы | Администрация городского округа Клин | |||||
Цели муниципальной программы | Повышение доступности жилья для населения, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания на территории городского округа Клин | |||||
Перечень подпрограмм | Подпрограмма 1 "Комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства и развитие застроенных территорий". Подпрограмма 2 "Переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными в установленном законодательством порядке". Подпрограмма 3 "Обеспечение жильем молодых семей". Подпрограмма 4 "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Подпрограмма 5 "Социальная ипотека". Подпрограмма 6 "Улучшение жилищных условий семей, имеющих семь и более детей". Подпрограмма 7 "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Подпрограмма 8 "Обеспечение жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" | |||||
Источники финансирования муниципальной программы, в том числе по годам | Расходы (тыс. рублей) | |||||
Всего | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | |
768729,69 | 139493,49 | 107724,0 | 192658,7 | 187150,8 | 141702,7 | |
Средства федерального бюджета | 16643,2 | 3247,4 | 4460,4 | 2650,3 | 1102,0 | 2204,0 |
Средства бюджета Московской области | 608592,5 | 94246,1 | 80952,6 | 180205,6 | 154792,3 | 98395,9 |
Средства бюджета городского округа Клин | 82162,1 | 0,0 | 0,0 | 9802,8 | 31256,5 | 41102,8 |
Средства бюджета Клинского муниципального района | 17318,54 | 13753,74 | 3564,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Средства бюджета городского поселения Клин | 29797,95 | 11051,75 | 18746,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Внебюджетные источники | 17194,5 | 17194,5 | 0,0 | 0,0 | 0 | 0,0 |
(в ред. постановления администрации городского округа Клин Московской области от 30.12.2019 N 2828) |
Городской округ Клин расположен на северо-западе Московской области. На территории округа проживает 127899 человек (около 1,72% от общего числа жителей России), из них более 72,8% составляет городское население. Плотность населения - 63,3 человек на 1 кв. м.
Общий объем жилищного фонда в городском округе Клин по состоянию на 01.01.2018 составляет 4024,1 тыс. кв. м, общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя городского округа Клин. - 31,46 кв. м.
Ввод жилья увеличился с 40,02 тыс. кв. м в 2000 году до 84,39 тыс. кв. м общей площади в 2016 году. Всего за 2014-2016 годы введено 218539,7 кв. м жилья, что составило на одного жителя в 2014 году - 0,6 кв. м, в 2015 году - 0,44 кв. м, в 2016 году - 0,66 кв. м.
Несмотря на достигнутые результаты по увеличению показателей по вводу жилья, основными проблемами в жилищной сфере являются недостаточный уровень обеспеченности жителей городского округа Клин жильем, его низкая доступность, наличие аварийного жилищного фонда и проблемных объектов, по которым необходимо обеспечить права пострадавших граждан-соинвесторов.
Сохраняется напряженность и в обеспечении жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
На 1 января 2018 года в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории городского округа Клин стоят 736 семей, из них 538 семей стоят в очереди на улучшение жилищных условий более 10 лет.
Ряд задач по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и Московской области, решался посредством реализации мероприятий муниципальной программы "Жилище".
Однако на современном этапе появились новые проблемы, требующие обязательного решения. По-прежнему приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов остаются доступными лишь ограниченному кругу семей.
В настоящее время особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В последние годы ощущается нехватка и отток квалифицированных кадров из сферы образования, здравоохранения и их последовательный переход в другие сферы профессиональной деятельности. Одной из причин этого является неспособность решения жилищной проблемы при существующем размере оплаты их труда. Как правило, граждане указанных категорий не имеют доступа на рынок ипотечного кредитования ввиду неспособности накопить на первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита, минимальный размер которого в настоящее время составляет 20 процентов от стоимости жилья. Средний размер процентной ставки колеблется на уровне 13 процентов годовых, что в итоге создает непосильные условия для приобретения собственного жилья.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для врачей и учителей стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
Еще одним важным направлением жилищной политики является обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа при достижении ими возраста 18 лет в порядке, установленном постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 N 75/5 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
К приоритетным направлениям жилищной политики относятся также оказание государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий, семей, имеющих детей-инвалидов.
Решение вышеуказанных проблем является объективно невозможным без реализации комплекса мер государственной жилищной политики, ориентированных как на оказание социальной поддержки гражданам, так и на корректировку структуры рынка жилья и приведение ее в соответствие с потребностями граждан.
Муниципальная программа городского округа Клин "Жилище" на 2017-2021 годы (далее - муниципальная программа) призвана в рамках основных направлений, определенных государственными и федеральными программами, обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения проблемных вопросов в жилищной сфере. Цель муниципальной программы направлена на повышение доступности жилья для населения, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания на территории городского округа Клин.
Муниципальным заказчиком муниципальной программы является администрация Клинского муниципального района (далее - Муниципальный заказчик).
Инерционный прогноз развития муниципальной программы не позволит повысить доступность жилья для населения городского округа Клин, улучшить ситуацию в сфере обеспечения безопасных и комфортных условий проживания, решить жилищную проблему большинства граждан и улучшить социальную и демографическую обстановку.
Учитывая социальную направленность муниципальной программы, инерционный вариант ее разработки является неприемлемым.
Приведенная выше характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищном строительстве, сфере создания комфортных условий проживания для городского округа Клин определяют новую стратегию развития жилищной сферы городского округа Клин, основанную на следующих приоритетах:
обеспечение комплексной застройки территории городского округа Клин социальной инфраструктурой на основе документов территориального планирования;
поддержка отдельных категорий граждан, определенных законодательством, в улучшении жилищных условий за счет средств бюджетов всех уровней в пределах установленных социальных стандартов и в соответствии с объемом государственных обязательств;
развитие нормативной правовой базы, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для решения жилищной проблемы на территории городского округа Клин.
По каждому приоритетному направлению предусмотрена реализация конкретных мероприятий в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы, при проведении которых будут сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия.
При этом к рискам реализации муниципальной программы, которыми может управлять муниципальный заказчик, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием механизмов, предусмотренных муниципальной программой, может привести к невыполнению муниципальной программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых механизмов в рамках муниципальной программы не только в большинстве случаев требует нормативного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения;
2) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы или задержке в их выполнении.
В рамках данной группы рисков можно выделить два основных.
Риск исполнителя муниципальной программы, который связан с возникновением проблем в реализации муниципальной программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации мероприятий муниципальной программы.
Организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации муниципальной программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий муниципальной программы. Большое число участников реализации муниципальной программы, а также высокая зависимость реализации мероприятий муниципальной программы от принятия необходимых организационных решений требуют высокой эффективности координации их деятельности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска. Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации муниципальной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий;
3) риск финансового обеспечения, который связан с финансированием муниципальной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности муниципальной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджета в части обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные государственной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации муниципальной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.