РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 августа 2012 года N 207-р
[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОВЦЕВОДСТВА И КОЗОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2020 ГОДЫ"]
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 314,0 млн. рублей (в ценах соответствующих лет) и может ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Н.КАЗИЕВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 24 августа 2012 года N 207-р
Концепция республиканской целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы" (далее - Программа) направлена на решение социально-экономических задач по сохранению здоровья населения и обеспечению его продуктами питания в основном за счет собственного производства и достижения продовольственной, сырьевой и товарной независимости от импорта.
Овцеводство в Республике Дагестан всегда было одной из ведущих отраслей сельскохозяйственного производства. Этому способствовали наличие огромных площадей низкопродуктивных степных и горных пастбищ, климатические условия, позволяющие использовать пастбища зимой, богатый опыт населения и потребность в шерсти и баранине. Все это способствовало быстрому росту поголовья овец и значительному увеличению производства продукции овцеводства.
В республике создана соответствующая племенная база, что способствовало дальнейшему совершенствованию продуктивных качеств животных. Однако с переводом агропромышленного комплекса в рыночные условия овцеводство Дагестана переживает глубокий кризис.
Убыточность отрасли, вызванная диспаритетом цен на шерсть и промышленные товары, энергию, отсутствием государственной поддержки, а также высокими ставками налогов, обусловила значительный сброс поголовья и спад производства шерсти и баранины. В связи с этим в 2008-2011 годы численность овец в хозяйствах всех форм собственности уменьшилась с 5 млн. до 4,4 млн., производство шерсти в физическом весе - с 14,1 до 13,8 тыс. тонн.
Без решения проблем в овцеводстве не представляется возможным выполнение задач в животноводстве, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38.
Все это вызывает необходимость разработки Программы с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных инвестиций, реализация ее позволит к 2020 году увеличить поголовье овец и коз до 5300 тыс. голов, производство шерсти в физическом весе - до 14,7 тыс. тонн и реализацию овец и коз на убой в убойном весе - до 47 тыс. тонн.
Программа должна создать благоприятные условия для функционирования агропромышленного комплекса республики, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, обеспечение населения качественной продукцией овцеводства и улучшение социальной обстановки и жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Это достигается реализацией следующих основных направлений:
создание предпосылок для устойчивого развития отрасли овцеводства;
определение путей производства высококачественной конкурентоспособной продукции овцеводства и козоводства, обеспечивающей импортозамещение шерсти и баранины;
выработка последовательных действий, обеспечивающих рост экономического потенциала сырьевого ресурса отрасли;
разработка и внедрение биологически обоснованных, малозатратных технологий содержания высокопродуктивных животных при сохранении баланса природной среды;
укрепление племенной базы отрасли овцеводства путем сохранения и дальнейшего совершенствования генофонда пород овец и коз.
Показатели численности поголовья овец и коз, производства шерсти, производства и реализации баранины, которые планируется достичь в ходе реализации Программы, приведены в приложениях N 1, 2 к настоящей Концепции.
В соответствии с современными стандартами планирования и управления Программа должна обеспечивать связь стратегических целей и задач развития отрасли, что достигается применением программно-целевого метода.
В настоящее время использование программно-целевого метода позволяет сформировать схему планирования и управления Программой в следующей последовательности:
формулирование целей и задач Программы в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан" и Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 74 "Об утверждении Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы";
обоснование и выбор основных вариантов развития овцеводства, определение потребности в финансировании мероприятий Программы;
определение планируемых объемов конечных результатов Программы, создание сбалансированной системы ее показателей и управления;
разработка механизма реализации и мониторинга.
Планируемый рост поголовья и развитие овцеводства должны обеспечить производство продукции овцеводства в соответствии с целевыми показателями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
Программные мероприятия направлены на улучшение условий производства продукции овцеводства при экологически безопасном использовании природных ресурсов.
Использование программно-целевого метода разработки и реализации Концепции Программы позволит:
обеспечить взаимосвязь действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического и технологического характера для достижения поставленных целей путем последовательного решения конкретных задач;
включить в Программу мероприятия, обеспеченные необходимыми ресурсами.
Во многих хозяйствах горной и предгорной зон Дагестана исторически сложилась отгонно-пастбищная система ведения овцеводства, а в равнинной - в хозяйствах Ногайского, Кизлярского, Тарумовского, Бабаюртовского, Хасавюртовского и некоторых других районов - стационарно-пастбищное содержание овцепоголовья. Из-за климатических условий животноводы республики вынуждены ежегодно перегонять овцепоголовье с зимних сезонных пастбищ на летние и обратно. Расстояние между наиболее отдаленными сезонными участками пастбищ составляет более 570 километров.
Из республиканского бюджета Республики Дагестан ежегодно выделяются средства на перевозку овцепоголовья железнодорожным транспортом на сезонные пастбища на расстояние (вместе с подъездными путями) 340-350 километров.
Для дальнейшего улучшения развития животноводства в республике необходимо решить следующие проблемы:
увеличение производства продукции овцеводства и козоводства;
увеличение племенного поголовья в общем стаде и улучшение породных качеств овец;
увеличение производства кормов;
улучшение воспроизводства стада;
улучшение условий содержания овец и коз;
улучшение селекционной работы в племенном животноводстве;
обеспечение отрасли квалифицированными кадрами;
развитие системы страхования рисков при производстве продукции овцеводства;
развитие и укрепление материально-технического обеспечения овцеводства.
Сложившаяся в овцеводстве ситуация снижает эффективность развития животноводства в республике и может привести к снижению чистопородности разводимых в республике пород овец, усилению оттока населения из сельской местности из-за отсутствия работы, нерентабельности ведения овцеводства, что вызывает необходимость разработки Программы с использованием программно-целевого метода.
В настоящей Концепции рассматриваются два варианта решения проблемы создания благоприятных условий для наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, обеспечение населения качественной продукцией овцеводства и козоводства, в целях улучшения социальной обстановки и жизни на селе.
Первый вариант - инерционный, предусматривает направление ограниченного объема финансовых средств на поддержку отрасли овцеводства с основным упором на собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако это не обеспечит коренного улучшения состояния в отрасли и роста производства сельскохозяйственной продукции, в частности продукции животноводства, в объемах, намеченных Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
Второй вариант - инновационный, предусматривает применение современных передовых технологий, достижений науки, обеспечивает наиболее быструю окупаемость затрат при максимально эффективном использовании финансовых средств.
Первостепенными проблемами на пути восстановления и дальнейшего развития овцеводства и козоводства являются отсутствие государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышение закупочных цен на шерсть и козье молоко, реализуемые в хозяйствах республики.
В настоящее время шерсть дагестанской горной породы закупают по рыночной цене 40-45 рублей за 1 килограмм при себестоимости 50-55 рублей.
В сложившейся экономической ситуации в ряде районов республики со значительными массивами низменных и горных пастбищ целесообразно разведение полугрубошерстных, а в высокогорных районах - грубошерстных овец и их помесей. Это обусловлено тем, что не используются значительные массивы природных горных пастбищ. Так, например, в последние годы более 90 тыс. гектаров летних пастбищ в Рутульском, Ахтынском, Цумадинском, Цунтинском и других районах остаются неиспользованными в летнее время года.
В перспективе для производства молодой баранины и ковровой шерсти может иметь определенное значение полугрубошерстное овцеводство.
Это направление создается на основе сложного скрещивания тонкорунных маток с полугрубошерстными курдючными баранами.
В этих же целях необходимо шире развернуть работу по созданию массива мясошерстных овец. Овцы этого направления отличаются высокими мясными качествами и в то же время дают длинную, полутонкую шерсть.
Одним из пунктов решения проблемы является предусмотренное Концепцией приобретение поголовья высокопродуктивных баранов-производителей, а также племенного молодняка коз с тем, чтобы продуктивные особенности этих производителей быстрее тиражировались на максимальном поголовье животных. Успешное развитие овцеводства и козоводства в республике во многом будет зависеть от эффективности селекционной работы со стадами тонкорунных и грубошерстных овец, а также молочных коз.
Кормление овец и коз является важным фактором увеличения производства продукции и улучшения ее качества. Основная задача заключается в том, чтобы обеспечить животных кормами по научно обоснованным нормам, для чего в Концепции предусмотрена поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Проблема увеличения производства баранины напрямую зависит от подготовки овец и коз к убою. Серьезным подспорьем в связи с ограниченностью пастбищ для нагула является стойловый откорм. Концепцией предусмотрено субсидирование строительства откормочных площадок.
Необходимо стимулировать приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями республики племенных овец в количестве, достигающем в общем стаде уровня не менее 10 процентов.
В последние годы производство основной продукции животноводства в республике сосредоточено уже не в крупных сельскохозяйственных предприятиях, а в личных подсобных хозяйствах населения, где производится 85 процентов мяса, 80 процентов молока и 79 процентов шерсти от общего производства этой продукции в республике. Поэтому на производство и реализацию продукции в этих хозяйствах следует обращать особое внимание.
В этих целях необходимо:
оказывать материальную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям путем выдачи льготных кредитов на покупку племенных животных, продажи семени племенных производителей по сниженной цене, субсидирования приобретенного племенного молодняка овец и коз и т.д.;
улучшить ветеринарное обслуживание животноводства, особенно профилактику и лечение животных;
проводить плановую работу по улучшению племенных и продуктивных качеств овец, находящихся в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию продукции (шерсти, баранины, овчины) и трудностям с ее реализацией;
б) внутренние риски:
экономические (недополучение запланированных объемов производства шерсти, баранины, овчин вследствие невыхода на прогнозируемые показатели средней продуктивности и поголовья овец и коз);
организационные (слабая подготовка кадров, недостаточное формирование инфраструктуры рынка);