Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2000 - 2005 ГОДЫ (с изменениями на: 24.11.2003)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2000 - 2005 ГОДЫ


Показатели травматизма на производствах Республики Алтай за последние годы требуют от государственных органов исполнительной власти республики коренных изменений в совершенствовании процесса государственного управления охраной труда в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Республики Алтай "Об охране труда" и других нормативных, правовых актов трудоохранного порядка.

Уровень производственного травматизма со смертельным исходом, его рост с каждым годом вызывает особую тревогу. Так, только в период 1999 года на производствах по различным причинам погибло 10 человек.

Анализ условий труда работающих в различных отраслях народного хозяйства показал, что крайне неблагополучные условия труда сокращаются только на отдельных производственных объектах, таких, как на предприятиях энергетического, транспортного отраслей.

Если в целом охарактеризовать условия труда на предприятиях республики, то следует констатировать, что в наступившем 2000 году в сфере материального производства каждый пятый работник трудится во вредных и тяжелых условиях труда.

Учитывая важность обеспечения конституционных прав работающих на сохранение их жизни и здоровья, отдел труда Министерства труда республики ведут постоянный поиск форм и методов объединения усилий всех органов исполнительной власти, местного самоуправления и государственных органов федерального надзора и контроля. В целях организации взаимодействия министерств, ведомств, комитетов, координации действий надзорных и контрольных органов на уровне исполнительной власти в 1998 году создана Межведомственная комиссия по охране труда, в 1999 году - Совет Государственных инспекций.

Причинами травматизма в целом комплексе экономики республики являются: предельная изношенность основных фондов, нарушения технологической и производственной дисциплины работниками и работодателями, неудовлетворительная организация рабочих мест и работ, недостатки в обучении вопросам охраны и безопасным приемам труда, необученность самих руководителей и специалистов по вопросам охраны труда с вытекающими отсюда последствиями в нежелании ими заниматься организацией охраны труда на производстве, созданием служб, комиссий (комитетов) и финансированием охраны труда. Ослаблена и во многих отдельных отраслях экономики отсутствует работа общественных объединений, в т.ч. профсоюзных организаций по созданию и обеспечению условий и охраны труда. Недостаточно используются ведомствами, предприятиями, организациями правовые основы коллективных договоров и соглашений по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда, несмотря на принимаемые отделом труда меры и трудоохранные нормативные требования, проведены только на двух предприятиях республики.

Одним из основных факторов, повлиявших на вышеназванные недостатки и причины в создании и обеспечении охраны труда на производствах республики, является: отсутствие соответствующей государственной системы управления охраной труда в республике с его определенным структурным подразделением, целенаправленного, как бюджетного, так и небюджетного финансирования охраны труда.

Настоящее состояние условий труда, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в организациях, учреждениях республики требует к охране труда программного подхода - разработки, принятия и последующей реализации Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на периоды 2000 - 2005 годов (в дальнейшем - Программа).

Программа впервые предусматривает направления на охрану труда финансовых средств в размере 11615 тыс. рублей, в том числе 2455 тыс. рублей из средств республиканского бюджета, как этого требует статья 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", что является существенным шагом в развертывании механизмов бюджетного финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда.

Программа позволит приступить к решению многих практических вопросов по восстановлению управляемости охраной труда на всех уровнях путем проведения реальной организаторской работы по выстраиванию цельной системы управления охраной труда в республике, активизации деятельности территориальных межведомственных комиссий по охране труда, Совета Государственных инспекций, созданию и укреплению учебных центров по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и т.д.

Программа предусматривает усиление нормативной базы обеспечения безопасности труда, экономического механизма реализации трудоохранных мероприятий, проведение обучения и профессиональной подготовки кадров по охране труда.

Осуществление Программы позволит уменьшить возможные потери от результатов производственного травматизма, добиться более динамичного улучшения условий и охраны труда на всех рабочих местах предприятий, организаций и учреждений республики.

Начальник отдела труда
А.В.САДАНЧИКОВ