___________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Алтай от 26 апреля 2001 года N 21-29
___________________________
___________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Алтай от 24 января 1997 года N 17-15;
Законом Республики Алтай от 12 сентября 1997 года N 24-20;
___________________________________________________
Закон направлен на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Закон устанавливает гарантии и права граждан на безопасность труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателями и работниками предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности.
Статья 1. Понятие охраны труда
Охрана труда - система законодательных и иных нормативных актов, социально - экономических, организационных, технических, санитарно - гигиенических и лечебно - профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия
Законодательство Республики Алтай об охране труда состоит из настоящего Закона, других законодательных актов Республики Алтай и Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных и международных нормативно - правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде.
Действие законодательства Республики Алтай об охране труда распространяется на предприятия, учреждения, организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
работодателей; работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем "предприятия") независимо от форм собственности и хозяйствования, в том числе с частными нанимателями (собственниками);
членов кооперативов, студентов высших и средних учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ, проходящих производственную практику;
военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;
лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы на предприятиях;
лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства;
граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Алтай, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай.
Настоящий Закон действует на всей территории Республики Алтай и распространяется на юридические лица, граждан Республики Алтай, а также на граждан других республик и иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Республики Алтай и Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
Государственная политика Республики Алтай в области охраны труда предусматривает единство действий органов государственной власти, управления, надзора и контроля, представительных организаций, трудящихся и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий труда, обеспечению безопасности на производстве и основывается на следующих принципах:
приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
координации деятельности в области охраны труда с экономической и социальной политикой, с деятельностью в области охраны окружающей среды;
установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от видов и форм собственности и хозяйствования;
государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
осуществления независимого надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных требований норм и правил по охране труда, применением безопасной техники и технологии;
широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;
стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих;
участия в финансировании охраны труда;
бесплатного обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно - профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателя;
обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания;
социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном техническом уровне производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;
подготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях, обязательности обучения работников правилам и нормам охраны труда и обучения их по профессиям;
поддержки деятельности представительных организаций трудящихся (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;
обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда между представительными организациями трудящихся и собственниками или уполномоченными органами управления;
проведения налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;
применения экономических льгот и санкций в целях материальной заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда;
проведения средствами массовой информации эффективной пропаганды передового опыта в области охраны труда и информирования населения о состоянии охраны труда в республике, отраслях, предприятиях;
установления государственной статистической отчетности о несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.
Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и решении проблем по охране труда
Для решения проблем охраны труда предприниматели, специалисты, граждане могут объединяться в общественные организации (объединения), которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай об общественных организациях (объединениях).
Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают всемерную помощь и поддержку таким общественным организациям (объединениям) и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда.
Статья 5. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, контроле за выполнением решений Правительства республики по охране труда, разработке законодательных и иных нормативных актов по охране труда, координации деятельности хозяйствующих субъектов в этой области, в их организационно - методическом обеспечении, обучении руководителей по вопросам охраны труда, оказании помощи службам охраны труда в организации их работы, анализе причин производственного травматизма и разработке предложений по их устранению, экспертизе проектов, условий труда, технологий средств производства.
Государственное управление охраной труда осуществляет комитет по труду и занятости Республики Алтай. Функции и полномочия этого органа определяются Положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.
Статья 6. Управление охраной труда в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия
Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и объединения осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях;
определяют при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры;
на основании Закона "Об охране труда" осуществляют разработку отраслевых правил, норм, типовых инструкций;
проводят независимую экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно - бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;
организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителями, специалистами и инженерно - техническими работниками предприятий;
оказывают практическую помощь предприятиям по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
независимо от форм собственности обязаны иметь службы охраны труда.
Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда
Органы исполнительной власти и местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай и решениями Правительства Республики Алтай.
Статья 8. Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение
Обеспечение и управление охраной труда на предприятии осуществляет работодатель, который создает службу охраны труда или на договорной (контрактной) основе нанимает специалистов по охране труда.
В целях полной реализации требований настоящего Закона и иных нормативных актов по охране труда
на предприятиях с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей и профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. По решению собственника (учредителя) функции специалиста по охране труда может выполнять лицо, принятое на работу для этих целей на договорной (контрактной) основе;
на предприятиях с численностью работающих от 100 до 300 человек вводится должность специалиста по охране труда;
на предприятиях с численностью работающих 300 и более создается служба охраны труда.
Структура и численность службы определяются в зависимости от опасности производства, территориальной отдаленности рабочих мест и с учетом рекомендаций республиканского органа управления охраной труда.
По статусу служба охраны труда приравнивается к производственно - техническим службам предприятия. Собственник (учредитель) обязан обеспечить нормативную и материально - техническую базу службы охраны труда.
Запрещается расторжение трудового договора (контракта) со специалистами служб охраны труда по инициативе администрации без согласия профкома предприятия или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Обеспечение здоровых и безопасных условий на предприятии возлагается на работодателя любых форм собственности (администрацию). Администрация и работники предприятия в лице своих представительных органов сотрудничают в деле обеспечения охраны труда.
Взаимные обязательства работодателя и работников в лице профсоюзов или иных представительных органов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях определяются коллективным договором (соглашением по охране труда).
Статья 9. Нормативное обеспечение охраны труда
Нормативное обеспечение охраны труда включает в себя стандарты безопасности труда;
социально - экономические нормативы;
инструкции, нормы, правила и положения;
сертификат безопасности предприятия;
другие нормативные акты по охране труда.
Стандарты, нормы, инструкции и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном комитетом труда и занятости Правительства Республики Алтай. Они не должны противоречить нормативным требованиям по охране труда Российской Федерации и настоящего Закона и являются обязательными для всех работодателей и работников.
Статья 10. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов
Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и выпуск средств производства, внедрение новой техники и технологии, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил по охране труда Республики Алтай и Российской Федерации, не допускаются.
Проекты предприятий и средств производства подлежат обязательной государственной экспертизе, опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их нормам и требованиям охраны труда.
Ни одно новое или реконструируемое предприятие, объект, средство производства не могут быть приняты в эксплуатацию, а действующие - эксплуатироваться, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.