Недействующий


ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ-ЭЛ КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 12 марта 1996 года N 12-7
г.Горно-Алтайск


Об охране труда

___________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Алтай от 26 апреля 2001 года N 21-29
___________________________

___________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Алтай от 24 января 1997 года N 17-15;
Законом Республики Алтай от 12 сентября 1997 года N 24-20;

___________________________________________________


Закон направлен на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Закон устанавливает гарантии и права граждан на безопасность труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателями и работниками предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности.

Глава 1. Общие положения  


Статья 1. Понятие охраны труда


Охрана труда - система законодательных и иных нормативных актов, социально - экономических, организационных, технических, санитарно - гигиенических и лечебно - профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия


Законодательство Республики Алтай об охране труда состоит из настоящего Закона, других законодательных актов Республики Алтай и Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных и международных нормативно - правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде.

Действие законодательства Республики Алтай об охране труда распространяется на предприятия, учреждения, организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

работодателей; работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем "предприятия") независимо от форм собственности и хозяйствования, в том числе с частными нанимателями (собственниками);

членов кооперативов, студентов высших и средних учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ, проходящих производственную практику;

военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;

лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы на предприятиях;

лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства;

граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Алтай, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай.

Настоящий Закон действует на всей территории Республики Алтай и распространяется на юридические лица, граждан Республики Алтай, а также на граждан других республик и иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Республики Алтай и Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда


Государственная политика Республики Алтай в области охраны труда предусматривает единство действий органов государственной власти, управления, надзора и контроля, представительных организаций, трудящихся и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий труда, обеспечению безопасности на производстве и основывается на следующих принципах:

приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

координации деятельности в области охраны труда с экономической и социальной политикой, с деятельностью в области охраны окружающей среды;

установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от видов и форм собственности и хозяйствования;

государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

осуществления независимого надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных требований норм и правил по охране труда, применением безопасной техники и технологии;

широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих;

участия в финансировании охраны труда;

бесплатного обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно - профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателя;

обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания;

социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном техническом уровне производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;

подготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях, обязательности обучения работников правилам и нормам охраны труда и обучения их по профессиям;

поддержки деятельности представительных организаций трудящихся (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда между представительными организациями трудящихся и собственниками или уполномоченными органами управления;

проведения налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;

применения экономических льгот и санкций в целях материальной заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда;

проведения средствами массовой информации эффективной пропаганды передового опыта в области охраны труда и информирования населения о состоянии охраны труда в республике, отраслях, предприятиях;

установления государственной статистической отчетности о несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;

международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и решении проблем по охране труда


Для решения проблем охраны труда предприниматели, специалисты, граждане могут объединяться в общественные организации (объединения), которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай об общественных организациях (объединениях).

Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают всемерную помощь и поддержку таким общественным организациям (объединениям) и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда.

Глава 2. Обеспечение охраны труда


Статья 5. Государственное управление охраной труда


Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, контроле за выполнением решений Правительства республики по охране труда, разработке законодательных и иных нормативных актов по охране труда, координации деятельности хозяйствующих субъектов в этой области, в их организационно - методическом обеспечении, обучении руководителей по вопросам охраны труда, оказании помощи службам охраны труда в организации их работы, анализе причин производственного травматизма и разработке предложений по их устранению, экспертизе проектов, условий труда, технологий средств производства.

Государственное управление охраной труда осуществляет комитет по труду и занятости Республики Алтай. Функции и полномочия этого органа определяются Положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.

Статья 6. Управление охраной труда в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия


Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и объединения осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях;

определяют при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры;

на основании Закона "Об охране труда" осуществляют разработку отраслевых правил, норм, типовых инструкций;

проводят независимую экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно - бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;

организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителями, специалистами и инженерно - техническими работниками предприятий;

оказывают практическую помощь предприятиям по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

независимо от форм собственности обязаны иметь службы охраны труда.

Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда


Органы исполнительной власти и местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай и решениями Правительства Республики Алтай.

Статья 8. Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение


Обеспечение и управление охраной труда на предприятии осуществляет работодатель, который создает службу охраны труда или на договорной (контрактной) основе нанимает специалистов по охране труда.

В целях полной реализации требований настоящего Закона и иных нормативных актов по охране труда

на предприятиях с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей и профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. По решению собственника (учредителя) функции специалиста по охране труда может выполнять лицо, принятое на работу для этих целей на договорной (контрактной) основе;

на предприятиях с численностью работающих от 100 до 300 человек вводится должность специалиста по охране труда;

на предприятиях с численностью работающих 300 и более создается служба охраны труда.

Структура и численность службы определяются в зависимости от опасности производства, территориальной отдаленности рабочих мест и с учетом рекомендаций республиканского органа управления охраной труда.

По статусу служба охраны труда приравнивается к производственно - техническим службам предприятия. Собственник (учредитель) обязан обеспечить нормативную и материально - техническую базу службы охраны труда.

Запрещается расторжение трудового договора (контракта) со специалистами служб охраны труда по инициативе администрации без согласия профкома предприятия или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Обеспечение здоровых и безопасных условий на предприятии возлагается на работодателя любых форм собственности (администрацию). Администрация и работники предприятия в лице своих представительных органов сотрудничают в деле обеспечения охраны труда.

Взаимные обязательства работодателя и работников в лице профсоюзов или иных представительных органов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях определяются коллективным договором (соглашением по охране труда).

Статья 9. Нормативное обеспечение охраны труда


Нормативное обеспечение охраны труда включает в себя стандарты безопасности труда;

социально - экономические нормативы;

инструкции, нормы, правила и положения;

сертификат безопасности предприятия;

другие нормативные акты по охране труда.

Стандарты, нормы, инструкции и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном комитетом труда и занятости Правительства Республики Алтай. Они не должны противоречить нормативным требованиям по охране труда Российской Федерации и настоящего Закона и являются обязательными для всех работодателей и работников.

Статья 10. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов


Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и выпуск средств производства, внедрение новой техники и технологии, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил по охране труда Республики Алтай и Российской Федерации, не допускаются.

Проекты предприятий и средств производства подлежат обязательной государственной экспертизе, опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их нормам и требованиям охраны труда.

Ни одно новое или реконструируемое предприятие, объект, средство производства не могут быть приняты в эксплуатацию, а действующие - эксплуатироваться, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»