Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2000 года N 110

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2000 - 2005 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 16.04.2018 N 109.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 24.11.2003 N 331, с изм. внесенными Законом Республики Алтай от 29.12.2004 N 66-РЗ)


В целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве, предусмотренной Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Республики Алтай "Об охране труда" Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2000 - 2005 годы (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социального развития Республики Алтай.

3. Министерству экономики Республики Алтай (Суразакова С.П.), Министерству финансов Республики Алтай (Пекпеев С.Т.) определить источники финансирования трудоохранных мероприятий, предусмотренных Программой, и внести предложения в проект бюджета 2001 г. и последующие годы до 2005 г.

4. Войти с предложением в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай при формировании бюджетов 2001 - 2005 гг. учесть предусмотренные настоящей целевой Программой затраты на улучшение условий и охрану труда в Республике Алтай.

5. Администрациям районов, города, министерствам, комитетам, управлениям, ведомствам разработать и утвердить соответствующие отраслевые программы улучшения условий и охраны труда.

6. Обязать руководителей организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности создать на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда, соответствующие требованиям Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Закона Республики Алтай "Об охране труда", организовать обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.

7. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай
М.З.ГНЕЗДИЛОВ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2000 - 2005 ГОДЫ


Показатели травматизма на производствах Республики Алтай за последние годы требуют от государственных органов исполнительной власти республики коренных изменений в совершенствовании процесса государственного управления охраной труда в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Республики Алтай "Об охране труда" и других нормативных, правовых актов трудоохранного порядка.

Уровень производственного травматизма со смертельным исходом, его рост с каждым годом вызывает особую тревогу. Так, только в период 1999 года на производствах по различным причинам погибло 10 человек.

Анализ условий труда работающих в различных отраслях народного хозяйства показал, что крайне неблагополучные условия труда сокращаются только на отдельных производственных объектах, таких, как на предприятиях энергетического, транспортного отраслей.

Если в целом охарактеризовать условия труда на предприятиях республики, то следует констатировать, что в наступившем 2000 году в сфере материального производства каждый пятый работник трудится во вредных и тяжелых условиях труда.

Учитывая важность обеспечения конституционных прав работающих на сохранение их жизни и здоровья, отдел труда Министерства труда республики ведут постоянный поиск форм и методов объединения усилий всех органов исполнительной власти, местного самоуправления и государственных органов федерального надзора и контроля. В целях организации взаимодействия министерств, ведомств, комитетов, координации действий надзорных и контрольных органов на уровне исполнительной власти в 1998 году создана Межведомственная комиссия по охране труда, в 1999 году - Совет Государственных инспекций.

Причинами травматизма в целом комплексе экономики республики являются: предельная изношенность основных фондов, нарушения технологической и производственной дисциплины работниками и работодателями, неудовлетворительная организация рабочих мест и работ, недостатки в обучении вопросам охраны и безопасным приемам труда, необученность самих руководителей и специалистов по вопросам охраны труда с вытекающими отсюда последствиями в нежелании ими заниматься организацией охраны труда на производстве, созданием служб, комиссий (комитетов) и финансированием охраны труда. Ослаблена и во многих отдельных отраслях экономики отсутствует работа общественных объединений, в т.ч. профсоюзных организаций по созданию и обеспечению условий и охраны труда. Недостаточно используются ведомствами, предприятиями, организациями правовые основы коллективных договоров и соглашений по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда, несмотря на принимаемые отделом труда меры и трудоохранные нормативные требования, проведены только на двух предприятиях республики.

Одним из основных факторов, повлиявших на вышеназванные недостатки и причины в создании и обеспечении охраны труда на производствах республики, является: отсутствие соответствующей государственной системы управления охраной труда в республике с его определенным структурным подразделением, целенаправленного, как бюджетного, так и небюджетного финансирования охраны труда.

Настоящее состояние условий труда, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в организациях, учреждениях республики требует к охране труда программного подхода - разработки, принятия и последующей реализации Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на периоды 2000 - 2005 годов (в дальнейшем - Программа).

Программа впервые предусматривает направления на охрану труда финансовых средств в размере 11615 тыс. рублей, в том числе 2455 тыс. рублей из средств республиканского бюджета, как этого требует статья 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", что является существенным шагом в развертывании механизмов бюджетного финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда.

Программа позволит приступить к решению многих практических вопросов по восстановлению управляемости охраной труда на всех уровнях путем проведения реальной организаторской работы по выстраиванию цельной системы управления охраной труда в республике, активизации деятельности территориальных межведомственных комиссий по охране труда, Совета Государственных инспекций, созданию и укреплению учебных центров по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и т.д.

Программа предусматривает усиление нормативной базы обеспечения безопасности труда, экономического механизма реализации трудоохранных мероприятий, проведение обучения и профессиональной подготовки кадров по охране труда.

Осуществление Программы позволит уменьшить возможные потери от результатов производственного травматизма, добиться более динамичного улучшения условий и охраны труда на всех рабочих местах предприятий, организаций и учреждений республики.

Начальник отдела труда
А.В.САДАНЧИКОВ


ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2000 - 2005 ГОДЫ

 (в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 24.11.2003 N 331)


 Паспорт Республиканской целевой Программы улучшения условий и охраны труда в Республике Алтай на 2000 - 2005 годы

Наименование

Программы       

Республиканская целевая программа улучшения

условий и охраны труда в Республике Алтай на

2000 - 2005 годы                               

Основание для

разработки      

Закон Российской Федерации "Об основах охраны
труда в Российской Федерации"


Государственный

заказчик

Программы       

Министерство труда и социального развития

Республики Алтай                               

Основные

разработчики

Программы       

Министерство труда и социального развития

Республики Алтай, Министерство экономики

Республики Алтай, Министерство финансов

Республики Алтай, Республиканский Совет

профсоюзов                                     

Цели и задачи

Программы,

важнейшие

целевые

показатели      

- создание безопасных условий труда работникам;

- предупреждение несчастных случаев и

профессиональных заболеваний на производстве;

- обеспечение совместных действий органов

законодательной, исполнительной власти

республики, объединений работодателей,

профессиональных союзов по улучшению условий и

охраны труда;

- контроль за соблюдением нормативно-правовых

актов по условиям и охране труда,

предоставлением работникам организаций

предусмотренных законодательством льгот и

компенсаций за тяжелые работы и работы с

вредными и опасными условиями труда;

- обследование 550 рабочих мест с вредными

условиями труда 4 тысяч рабочих мест;

- совершенствование системы обучения и проверки

знаний руководителей и специалистов в области

условий и охраны труда;

- осуществление 300 экспертиз на 115

предприятиях по предоставлению работающим

льгот и компенсаций за работу в

неблагоприятных условиях труда, высвобождение

женщин с тяжелых физических работ, обучение и

проведение проверки знаний по охране труда

руководителей и специалистов;

- создание системы информирования о состоянии

условий и охраны труда в республике            

Перечень

основных

мероприятий

Программы       

- Совершенствование нормативно-правовой базы

и организационно-методического руководства

условиями и охраны труда;

- организация обучения и проверки знаний в

области охраны труда;

- создание системы информирования о состоянии

условий и охраны труда в республике            

Исполнители

основных

мероприятий

Программы       

Министерство труда и социального развития

Республики Алтай, заинтересованные органы

исполнительной власти республики,

Республиканский Совет профсоюзов,

администрации города и районов, предприятия и

организации республики                         

Сроки реализации

Программы       

- 2000 - 2005 годы                             

Источники

финансирования

Программы       

республиканский бюджет Республики Алтай,

городской и районные бюджеты администраций,

средства предприятий и организаций             

Ожидаемые

конечные

результаты

Программы       

- завершение формирования системы

государственного управления охраной труда;

- улучшение координации и методического

руководства работой служб охраны труда;

- уменьшение удельного веса работающих, занятых

в неблагоприятных условиях труда;

- снижение количества случаев производственного

травматизма, профессиональной заболеваемости,

сохранение здоровья работающих и сокращение

на этой основе государственных расходов по

льготам и компенсациям работающим в

неблагоприятных условиях труда;

- упорядочение действующей системы льгот и

компенсаций, повышение обоснованности их

предоставления                                 

Организация

контроля за

исполнением

Программы       

Министерство труда и социального развития

Республики Алтай совместно с заинтересованными

органами исполнительной власти,

Республиканским Советом профсоюзов,

администрациями города и районов               


 1. Введение


Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда в Республике Алтай на 2000 - 2005 годы (далее именуется - Программа) разработана Министерством труда и социального развития Республики Алтай, органами исполнительной власти республики в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Программа нацелена на создание системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, обеспечение работникам условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области условий и охраны труда, предупреждение и профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

В Программе учтены предложения министерств, ведомств, республиканского Совета профессиональных союзов, органов надзора и контроля за соблюдением законов и нормативных актов по охране труда.


2. Характеристика состояния условий и охраны труда в Республике Алтай


Обстановка с производственным травматизмом в народном хозяйстве республики вызывает тревогу. Потери трудоспособности на 1000 работающих в республике за 1999 год превзошли показатели большинства регионов Сибирского соглашения и России в целом. Более 30 процентов занятых на производстве работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в том числе более 20 процентов женщин.

За прошедший год на предприятиях республики в результате производственных травм со смертельным исходом погибло десять человек, что на два случая больше уровня 1998 года. По территориям республики эти показатели распределились следующим образом: на предприятиях города, Шебалинского района по три человека, Майминского, Турочакского, Чойского и Чемальского районов погибло по одному человеку. Наиболее высокий уровень производственного травматизма отмечается на предприятиях агропромышленного комплекса, на которые приходится - пять человек.

Причины травматизма в различных отраслях экономики имеют свои особенности, но общими для всех являются: изношенность основных фондов, нарушения технологической и производственной дисциплины, неудовлетворительная организация работ и рабочих мест, недостатки в обучении безопасным приемам труда, отсутствие служб, комиссий (комитетов) охраны труда в организациях. Из 1520 предприятий и организаций республики только в 48 созданы и работают службы охраны труда, и их возможности в проведении административно-общественного контроля используются не в полной мере.

Затраты на улучшение условий и охраны труда на всех уровнях в последние годы значительно уменьшились. В большинстве случаев не финансируются даже те обязательные (табельные) мероприятия, расходы по которым включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (спецодежда, средства защиты, лечебно-профилактическое питание и т.п). Несмотря на норму республиканского Закона "Об охране труда", не осуществляется финансирование трудоохранной деятельности из республиканского бюджета, что делает невозможным реализацию мероприятий по охране труда.

Около 20 процентов работающих в республике продолжают подвергать свое здоровье опасности, так как трудятся во вредных и опасных производственных условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм. Ухудшается и качество периодических медицинских осмотров. Серьезную озабоченность вызывает порядок выявления профессиональных заболеваний и постановки окончательных диагнозов ввиду отсутствия профпатологической работы.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда на производственных объектах не имеет достаточного развития, особенно в районах республики. В республиканском центре аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в Горно-Алтайских электрических сетях ОАО "Алтайэнерго" и Горно-Алтайских тепловых сетях. Сертификация работ по охране труда на производственных объектах не проводится.

Одним из главных причин отмеченных недостатков, ухудшающих состояние условий труда и ведущих к росту профессиональной заболеваемости, наиболее ощутимым является - отсутствие четкой государственной политики в республике в сфере охраны труда.

Проведенный анализ фактического состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях республики выдвигает необходимость разработки и осуществления Республиканской программы улучшения условий и охраны труда.


3. Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели


Целью Программы является создание безопасных условий труда работникам, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях республики.

К числу первоочередных задач Программы относятся подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических и других мер, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области условий и охраны труда в условиях рыночной экономики, соблюдение Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Основными задачами являются:

- подготовка и реализация правовых и нормативных актов в области условий и охраны труда, совершенствование системы государственного управления охраной труда в республике, координация и методическое руководство работой служб охраны труда предприятий, организаций;

- контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по условиям и охране труда, предоставлением работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

- совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов в области условий и охраны труда;

- проведение совместных действий органов государственного управления охраной труда с работодателями, профсоюзами по улучшению условий и охраны труда. В этих целях предстоит внести изменения в Закон Республики Алтай "Об охране труда", принять ряд постановлений Правительства Республики Алтай и рекомендаций по совершенствованию системы государственного управления охраной труда, обследовать рабочие места с вредными и опасными условиями труда, провести аттестацию рабочих мест на предприятиях с численностью 100 и более работающих, осуществлять экспертизу условий труда на предприятиях по обеспечению предоставления работающим льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда.


3.1. Правовое и нормативное обеспечение условий и охраны труда


Важнейшее значение в работе по созданию системы охраны труда в республике имеет разработка и совершенствование законодательной, нормативно-правовой и методической базы системы безопасности труда, пересмотр действующих и разработка новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил в целях обеспечения реализации Основ охраны труда в РФ, их распространение и применение непосредственно на предприятиях республики.

Предусматривается разработка законодательных и нормативных актов, обеспечивающих, с одной стороны, заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда, с другой - государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе.

Планируется внести изменения в Закон Республики Алтай "Об охране труда", разработать Положение о сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, упорядочению действующей системы льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда.

Реализация мероприятий данного направления позволит создать законодательную и нормативную базу, соответствующую новым экономическим и трудовым отношениям, надежно защищающую права и интересы работников в условиях рыночных отношений и закрепляющую законодательно функции и ответственность работодателя за состояние охраны труда и безопасность работников на производстве.


3.2. Организационно-методическое обеспечение условий и охраны труда


Мероприятия данного раздела Программы нацелены прежде всего на совместные действия органов государственной власти, работодателей, профсоюзов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний посредством организационных, методических и практических мер.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»