ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2000 года N 110
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2000 - 2005 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 16.04.2018 N 109.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 24.11.2003 N 331, с изм. внесенными Законом Республики Алтай от 29.12.2004 N 66-РЗ)
В целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве, предусмотренной Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Республики Алтай "Об охране труда" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2000 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
3. Министерству экономики Республики Алтай (Суразакова С.П.), Министерству финансов Республики Алтай (Пекпеев С.Т.) определить источники финансирования трудоохранных мероприятий, предусмотренных Программой, и внести предложения в проект бюджета 2001 г. и последующие годы до 2005 г.
4. Войти с предложением в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай при формировании бюджетов 2001 - 2005 гг. учесть предусмотренные настоящей целевой Программой затраты на улучшение условий и охрану труда в Республике Алтай.
5. Администрациям районов, города, министерствам, комитетам, управлениям, ведомствам разработать и утвердить соответствующие отраслевые программы улучшения условий и охраны труда.
6. Обязать руководителей организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности создать на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда, соответствующие требованиям Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Закона Республики Алтай "Об охране труда", организовать обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай
М.З.ГНЕЗДИЛОВ
Показатели травматизма на производствах Республики Алтай за последние годы требуют от государственных органов исполнительной власти республики коренных изменений в совершенствовании процесса государственного управления охраной труда в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Республики Алтай "Об охране труда" и других нормативных, правовых актов трудоохранного порядка.
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом, его рост с каждым годом вызывает особую тревогу. Так, только в период 1999 года на производствах по различным причинам погибло 10 человек.
Анализ условий труда работающих в различных отраслях народного хозяйства показал, что крайне неблагополучные условия труда сокращаются только на отдельных производственных объектах, таких, как на предприятиях энергетического, транспортного отраслей.
Если в целом охарактеризовать условия труда на предприятиях республики, то следует констатировать, что в наступившем 2000 году в сфере материального производства каждый пятый работник трудится во вредных и тяжелых условиях труда.
Учитывая важность обеспечения конституционных прав работающих на сохранение их жизни и здоровья, отдел труда Министерства труда республики ведут постоянный поиск форм и методов объединения усилий всех органов исполнительной власти, местного самоуправления и государственных органов федерального надзора и контроля. В целях организации взаимодействия министерств, ведомств, комитетов, координации действий надзорных и контрольных органов на уровне исполнительной власти в 1998 году создана Межведомственная комиссия по охране труда, в 1999 году - Совет Государственных инспекций.
Причинами травматизма в целом комплексе экономики республики являются: предельная изношенность основных фондов, нарушения технологической и производственной дисциплины работниками и работодателями, неудовлетворительная организация рабочих мест и работ, недостатки в обучении вопросам охраны и безопасным приемам труда, необученность самих руководителей и специалистов по вопросам охраны труда с вытекающими отсюда последствиями в нежелании ими заниматься организацией охраны труда на производстве, созданием служб, комиссий (комитетов) и финансированием охраны труда. Ослаблена и во многих отдельных отраслях экономики отсутствует работа общественных объединений, в т.ч. профсоюзных организаций по созданию и обеспечению условий и охраны труда. Недостаточно используются ведомствами, предприятиями, организациями правовые основы коллективных договоров и соглашений по охране труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда, несмотря на принимаемые отделом труда меры и трудоохранные нормативные требования, проведены только на двух предприятиях республики.
Одним из основных факторов, повлиявших на вышеназванные недостатки и причины в создании и обеспечении охраны труда на производствах республики, является: отсутствие соответствующей государственной системы управления охраной труда в республике с его определенным структурным подразделением, целенаправленного, как бюджетного, так и небюджетного финансирования охраны труда.
Настоящее состояние условий труда, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в организациях, учреждениях республики требует к охране труда программного подхода - разработки, принятия и последующей реализации Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на периоды 2000 - 2005 годов (в дальнейшем - Программа).
Программа впервые предусматривает направления на охрану труда финансовых средств в размере 11615 тыс. рублей, в том числе 2455 тыс. рублей из средств республиканского бюджета, как этого требует статья 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", что является существенным шагом в развертывании механизмов бюджетного финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда.
Программа позволит приступить к решению многих практических вопросов по восстановлению управляемости охраной труда на всех уровнях путем проведения реальной организаторской работы по выстраиванию цельной системы управления охраной труда в республике, активизации деятельности территориальных межведомственных комиссий по охране труда, Совета Государственных инспекций, созданию и укреплению учебных центров по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и т.д.
Программа предусматривает усиление нормативной базы обеспечения безопасности труда, экономического механизма реализации трудоохранных мероприятий, проведение обучения и профессиональной подготовки кадров по охране труда.
Осуществление Программы позволит уменьшить возможные потери от результатов производственного травматизма, добиться более динамичного улучшения условий и охраны труда на всех рабочих местах предприятий, организаций и учреждений республики.
Начальник отдела труда
А.В.САДАНЧИКОВ
(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 24.11.2003 N 331)
Наименование Программы | Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда в Республике Алтай на 2000 - 2005 годы |
Основание для разработки | Закон Российской Федерации "Об основах охраны |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Основные разработчики Программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство экономики Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Республиканский Совет профсоюзов |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | - создание безопасных условий труда работникам; - предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; - обеспечение совместных действий органов законодательной, исполнительной власти республики, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда; - контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по условиям и охране труда, предоставлением работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; - обследование 550 рабочих мест с вредными условиями труда 4 тысяч рабочих мест; - совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов в области условий и охраны труда; - осуществление 300 экспертиз на 115 предприятиях по предоставлению работающим льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, высвобождение женщин с тяжелых физических работ, обучение и проведение проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов; - создание системы информирования о состоянии условий и охраны труда в республике |
Перечень основных мероприятий Программы | - Совершенствование нормативно-правовой базы и организационно-методического руководства условиями и охраны труда; - организация обучения и проверки знаний в области охраны труда; - создание системы информирования о состоянии условий и охраны труда в республике |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай, заинтересованные органы исполнительной власти республики, Республиканский Совет профсоюзов, администрации города и районов, предприятия и организации республики |
Сроки реализации Программы | - 2000 - 2005 годы |
Источники финансирования Программы | республиканский бюджет Республики Алтай, городской и районные бюджеты администраций, средства предприятий и организаций |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - завершение формирования системы государственного управления охраной труда; - улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда; - уменьшение удельного веса работающих, занятых в неблагоприятных условиях труда; - снижение количества случаев производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сохранение здоровья работающих и сокращение на этой основе государственных расходов по льготам и компенсациям работающим в неблагоприятных условиях труда; - упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления |
Организация контроля за исполнением Программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, Республиканским Советом профсоюзов, администрациями города и районов |
Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда в Республике Алтай на 2000 - 2005 годы (далее именуется - Программа) разработана Министерством труда и социального развития Республики Алтай, органами исполнительной власти республики в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Программа нацелена на создание системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, обеспечение работникам условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области условий и охраны труда, предупреждение и профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
В Программе учтены предложения министерств, ведомств, республиканского Совета профессиональных союзов, органов надзора и контроля за соблюдением законов и нормативных актов по охране труда.
Обстановка с производственным травматизмом в народном хозяйстве республики вызывает тревогу. Потери трудоспособности на 1000 работающих в республике за 1999 год превзошли показатели большинства регионов Сибирского соглашения и России в целом. Более 30 процентов занятых на производстве работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в том числе более 20 процентов женщин.
За прошедший год на предприятиях республики в результате производственных травм со смертельным исходом погибло десять человек, что на два случая больше уровня 1998 года. По территориям республики эти показатели распределились следующим образом: на предприятиях города, Шебалинского района по три человека, Майминского, Турочакского, Чойского и Чемальского районов погибло по одному человеку. Наиболее высокий уровень производственного травматизма отмечается на предприятиях агропромышленного комплекса, на которые приходится - пять человек.
Причины травматизма в различных отраслях экономики имеют свои особенности, но общими для всех являются: изношенность основных фондов, нарушения технологической и производственной дисциплины, неудовлетворительная организация работ и рабочих мест, недостатки в обучении безопасным приемам труда, отсутствие служб, комиссий (комитетов) охраны труда в организациях. Из 1520 предприятий и организаций республики только в 48 созданы и работают службы охраны труда, и их возможности в проведении административно-общественного контроля используются не в полной мере.
Затраты на улучшение условий и охраны труда на всех уровнях в последние годы значительно уменьшились. В большинстве случаев не финансируются даже те обязательные (табельные) мероприятия, расходы по которым включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (спецодежда, средства защиты, лечебно-профилактическое питание и т.п). Несмотря на норму республиканского Закона "Об охране труда", не осуществляется финансирование трудоохранной деятельности из республиканского бюджета, что делает невозможным реализацию мероприятий по охране труда.
Около 20 процентов работающих в республике продолжают подвергать свое здоровье опасности, так как трудятся во вредных и опасных производственных условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм. Ухудшается и качество периодических медицинских осмотров. Серьезную озабоченность вызывает порядок выявления профессиональных заболеваний и постановки окончательных диагнозов ввиду отсутствия профпатологической работы.
Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда на производственных объектах не имеет достаточного развития, особенно в районах республики. В республиканском центре аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в Горно-Алтайских электрических сетях ОАО "Алтайэнерго" и Горно-Алтайских тепловых сетях. Сертификация работ по охране труда на производственных объектах не проводится.
Одним из главных причин отмеченных недостатков, ухудшающих состояние условий труда и ведущих к росту профессиональной заболеваемости, наиболее ощутимым является - отсутствие четкой государственной политики в республике в сфере охраны труда.
Проведенный анализ фактического состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях республики выдвигает необходимость разработки и осуществления Республиканской программы улучшения условий и охраны труда.
Целью Программы является создание безопасных условий труда работникам, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях республики.
К числу первоочередных задач Программы относятся подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических и других мер, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области условий и охраны труда в условиях рыночной экономики, соблюдение Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Основными задачами являются:
- подготовка и реализация правовых и нормативных актов в области условий и охраны труда, совершенствование системы государственного управления охраной труда в республике, координация и методическое руководство работой служб охраны труда предприятий, организаций;
- контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по условиям и охране труда, предоставлением работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
- совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов в области условий и охраны труда;
- проведение совместных действий органов государственного управления охраной труда с работодателями, профсоюзами по улучшению условий и охраны труда. В этих целях предстоит внести изменения в Закон Республики Алтай "Об охране труда", принять ряд постановлений Правительства Республики Алтай и рекомендаций по совершенствованию системы государственного управления охраной труда, обследовать рабочие места с вредными и опасными условиями труда, провести аттестацию рабочих мест на предприятиях с численностью 100 и более работающих, осуществлять экспертизу условий труда на предприятиях по обеспечению предоставления работающим льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда.
Важнейшее значение в работе по созданию системы охраны труда в республике имеет разработка и совершенствование законодательной, нормативно-правовой и методической базы системы безопасности труда, пересмотр действующих и разработка новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил в целях обеспечения реализации Основ охраны труда в РФ, их распространение и применение непосредственно на предприятиях республики.
Предусматривается разработка законодательных и нормативных актов, обеспечивающих, с одной стороны, заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда, с другой - государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе.
Планируется внести изменения в Закон Республики Алтай "Об охране труда", разработать Положение о сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, упорядочению действующей системы льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда.
Реализация мероприятий данного направления позволит создать законодательную и нормативную базу, соответствующую новым экономическим и трудовым отношениям, надежно защищающую права и интересы работников в условиях рыночных отношений и закрепляющую законодательно функции и ответственность работодателя за состояние охраны труда и безопасность работников на производстве.
Мероприятия данного раздела Программы нацелены прежде всего на совместные действия органов государственной власти, работодателей, профсоюзов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний посредством организационных, методических и практических мер.