____________________________________________________________________
Документ фактически утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 26.03.2019 N 175, утвердившего новую государственную программу Калужской области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области".
____________________________________________________________________
(с изменениями на 29 декабря 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 15.08.2014 N 483, от 29.10.2014 N 635, от 31.12.2014 N 819, от 30.07.2015 N 419, от 28.12.2015 N 742, от 18.03.2016 N 176, от 09.06.2016 N 324, от 05.08.2016 N 423, от 22.12.2016 N 681, от 17.03.2017 N 118, от 02.05.2017 N 256, от 19.03.2018 N 160, от 25.10.2018 N 662, от 19.11.2018 N 711, от 29.12.2018 N 837)
В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу Калужской области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области" (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 15.08.2014 N 483, от 29.10.2014 N 635, от 31.12.2014 N 819, от 30.07.2015 N 419, от 28.12.2015 N 742, от 18.03.2016 N 176, от 09.06.2016 N 324, от 05.08.2016 N 423, от 22.12.2016 N 681, от 17.03.2017 N 118, от 02.05.2017 N 256, от 19.03.2018 N 160, от 25.10.2018 N 662, от 19.11.2018 N 711, от 29.12.2018 N 837)
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 28.12.2015 N 742)
1. Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области | ||||||||
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Калужской области от 19.03.2018 N 160. | |||||||||
3. Цели государственной программы | Формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности | ||||||||
4. Задачи государственной программы | - Повышение энергетической эффективности экономики Калужской области; - развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; - внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности; - повышение объемов внедрения научных разработок и инновационных технологий для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - абзац утратил силу. - Постановление Правительства Калужской области от 19.03.2018 N 160. | ||||||||
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 19.03.2018 N 160) | |||||||||
5. Подпрограммы государственной программы | Не предусматриваются | ||||||||
6. Индикаторы государственной программы | - Энергоемкость валового регионального продукта Калужской области (для фактических и сопоставимых условий); - доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Калужской области; - доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Калужской области; - доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Калужской области; - доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Калужской области; - доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории Калужской области; - доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Калужской области; - удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти Калужской области и государственных учреждений Калужской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти Калужской области и государственных учреждений Калужской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти Калужской области и государственных учреждений Калужской области (в расчете на 1 человека); - удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти Калужской области и государственных учреждений Калужской области (в расчете на 1 человека); - удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти Калужской области и государственных учреждений Калужской области (в расчете на 1 человека); - количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти Калужской области и государственными учреждениями Калужской области; - удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя); - удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя); - удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход природного газа в многоквартирных домах с индивидуальными системами газового отопления (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии; - удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения; - доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии; - доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды; - удельный расход электрической энергии в системах уличного освещения (на 1 кв. метр освещаемой площади с уровнем освещенности, соответствующим установленным нормативам); - доля тепловой энергии, поставляемой в многоквартирные дома с индивидуальными тепловыми пунктами; - абзацы двадцать пятый - двадцать шестой утратили силу. - Постановление Правительства Калужской области от 19.03.2018 N 160 | ||||||||
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 19.03.2018 N 160) | |||||||||
7. Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы, в один этап | ||||||||
8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований | Наименование показателя | Всего (тыс. руб.) | В том числе по годам | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
ВСЕГО | 2716108,59 | 619561,3 | 274281,8 | 227115,51 | 565562,89 | 467817,91 | 154313,64 | 407455,54 | |
в том числе по источникам финансирования: | |||||||||
средства федерального бюджета <*> | 174258,60 | 146790,9 | 27467,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
средства областного бюджета <**> | 2541849,99 | 472770,4 | 246814,1 | 227115,51 | 565562,89 | 467817,91 | 154313,64 | 407455,54 | |
<*> Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета будут ежегодно уточняться после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. <**> Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период | |||||||||
(строка 8 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 29.12.2018 N 837) | |||||||||
9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы | В количественном выражении: - годовая экономия топливно-энергетических ресурсов в 2020 году по всем потребителям в объеме около 745 тыс. тонн условного топлива; - снижение затрат по оплате за энергетические ресурсы по всем потребителям в 2020 году в сумме около 4,75 млрд рублей; - ежегодное снижение не менее чем на 3% объемов энергопотребления объектами жилищно-коммунального хозяйства и организациями бюджетной сферы Калужской области; - 100%-ный учет потребляемых топливно-энергетических ресурсов с помощью приборов учета во всех секторах экономики, социальной и жилищной сферах; - абзац утратил силу. - Постановление Правительства Калужской области от 19.03.2018 N 160. В качественном выражении: - уменьшение энергоемкости валового регионального продукта Калужской области; - повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями Калужской области, включая жилищный фонд и системы коммунальной инфраструктуры, в том числе за счет сокращения потерь энергетических ресурсов при их производстве, преобразовании, передаче и конечном использовании; - обеспечение надежного функционирования и динамичного развития всех отраслей экономики Калужской области, позволяющего сформировать безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду жизнедеятельности с минимальными затратами энергии и ресурсов; - применение новейших инновационных технологий в сфере энергоресурсосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на единицу общей площади жилых домов; - повышение финансовой устойчивости экономики Калужской области за счет компенсации роста нагрузки на бюджет путем снижения удельных расходов энергии и ресурсов; - повышение экологической эффективности и безопасности на основе рационального и экологически ответственного использования энергии и ресурсов, способствующего обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду | ||||||||
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 22.12.2016 N 681, |
Валовый внутренний продукт Российской Федерации по своей структуре - один из самых энергоемких в мировой экономике, или в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых европейских странах.
Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации, что снижает их финансовую стабильность. Сохранение высокой энергоемкости экономики приводит к сдерживанию экономического роста.
Данные негативные последствия характерны и для Калужской области.
В настоящее время износ инженерной инфраструктуры Калужской области составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых, водопроводных сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют также 10 - 15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4 - 6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях иногда достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 6,5 - 8,0 млн. тонн условного топлива (далее - т у. т.) в год. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. Коэффициент полезного действия таких котельных колеблется в пределах 30 - 40%. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения в ряде случаев полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это все не только ведет к накапливанию "недоремонта" и падению надежности, но и является фактором высоких тарифов на энергоресурсы, снижает конкурентоспособность продукции и услуг организаций Калужской области, увеличивает их себестоимость.
Особенно актуальна задача энергосбережения в социальной и жилищно-коммунальной сферах Калужской области. Именно в этих сферах расходуется большая часть бюджетных средств. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) Калужской области сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении.
По показателю энергоемкости валового регионального продукта по итогам 2011 года Калужская область занимает 2 место по Центральному федеральному округу.
Это говорит прежде всего о том, что решению задач по повышению энергетической эффективности во всех секторах экономики и уровнях власти Калужской области уделяется огромное внимание.
За 2010 - 2013 годы или период реализации долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 28.07.2010 N 307), в Калужской области были проведены масштабные работы по следующим направлениям.
Одним из важных направлений деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются энергетические обследования, в результате которых разрабатываются энергетические паспорта, на которых основываются программы энергосбережения объектов. В настоящее время в Калужской области из 268 государственных организаций, подлежащих энергетическому обследованию, завершено проведение энергетического обследования в 242.
Завершены работы по разработке и внедрению индикативной системы оценки реализации энергосберегающих проектов и мероприятий на территории Калужской области, которая должна обеспечить мониторинг выполнения программ и проектов энергосбережения, а также сбор, хранение и передачу информации в государственную информационную систему. Проведено обучение лиц, ответственных за сбор и передачу данных в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Калужской области.
В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приобретены 350 приборов учета тепловой энергии для установки в многоквартирных жилых домах Калужской области, что позволит в значительной мере снять нагрузку с населения в муниципальных районах области.
В учреждениях муниципальной собственности установлены и введены в эксплуатацию приборы учета на все виды энергоресурсов.
Выполнена вторая очередь строительства подстанции 220 кВ "Созвездие" с устройством комплектного распределительного устройства 10 кВ и строительством ВЛ 110 кВ "Созвездие-Ворсино" и ВЛ 110 кВ "Созвездие-Мишуково". Реконструирована подстанция 220 кВ "Мирная" с установкой двух автотрансформаторов по 200 МВА каждый, что позволило обеспечить возможность увеличения нагрузки для потребителей г. Обнинска, индустриального парка "Обнинск" и технопарка "Ворсино".
В системе коммунальной инфраструктуры произведен ремонт 125 отопительных котельных с применением энергосберегающих оборудования и технологий; выполнена теплоизоляция и ремонт 362 км тепловых сетей с применением современных технологий и материалов; реализованы энергосервисные контракты по уличному освещению в г. Мосальске, г. Калуге, пос. Воротынске, г. Юхнове, г. Сухиничи и пос. Бабынино.
Дальнейшая работа в Калужской области будет направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики Калужской области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. Реализация основных целей и направлений развития газовой отрасли обеспечит решение задач, стоящих перед отраслью, в том числе пропаганда газового топлива как наиболее экономически и экологически эффективного для автомобильного транспорта общего пользования.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 31.12.2014 N 819)
Несмотря на успешное внедрение новых технологий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности существует ряд проблемных вопросов, требующих решения, в том числе:
недостаточное обеспечение технической доступности энергии для потребителей;
низкая культура населения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
высокая степень износа основных фондов ЖКХ. Основная проблема - ветхость объектов инженерной инфраструктуры, особенно сетей, которая растет опережающими темпами по сравнению с капиталовложениями в их ремонт. В настоящее время износ объектов коммунальной инфраструктуры близок к 70%;
необходимость приведения потерь к нормативным значениям;
отсутствие механизмов обеспечения заинтересованности юридических и физических лиц в реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
абзац утратил силу. - Постановление Правительства Калужской области от 19.03.2018 N 160;
высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов.
Важно сделать энергосбережение выгодным бизнесом как для организаций, профессионально занимающихся энергосбережением, так и для инвесторов, внедрить организационно-правовые и финансовые механизмы перевода жилищно-коммунальной и бюджетной сфер деятельности на энергоэффективный путь развития. С другой стороны, энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов, укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, что достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению.