Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2010 года N 307


Об утверждении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы»

(с изменениями на 14 ноября 2013 года)
______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 15 апреля 2014 года N 246
______________________________

_______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354;
Постановлением Правительства Калужской области от 21 марта 2011 года N 146;
Постановлением Правительства Калужской области от 2 августа 2011 года N 422;
Постановлением Правительства Калужской области от 13 декабря 2011 года N 661;
Постановлением Правительства Калужской области от 30 декабря 2011 года N 726;
Постановлением Правительства Калужской области от 30 мая 2012 года N 269;
Постановлением Правительства Калужской области от 24 августа 2012 года N 430;
Постановлением Правительства Калужской области от 17 декабря 2012 года N 628;
Постановлением Правительства Калужской области от 8 апреля 2013 года N 180;
Постановлением Правительства Калужской области от 14 ноября 2013 года N 606.                           
_______________________________________________     


С целью реализации на территории Калужской области Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закона Калужской области от 31.05.2010 № 12-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Калужской области» Правительство Калужской области


  постановляет:


Утвердить долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы» (прилагается) (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354).


Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов


Приложение
 к постановлению Правительства
 Калужской области
от 28 июля 2010 года N 307

Долгосрочная целевая программа
«Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы»

(название в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354)


ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
«Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы»

(название в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354)

1. Наименование

Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы» (далее - Программа)
(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354)

2. Заказчик Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Калужской области
(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 24 августа 2012 года N 430)

3. Разработчик

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области

4. Дата принятия решения о разработке

Распоряжение Губернатора Калужской области от 09.11.2009 № 125-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Калужской области на 2010-2014 годы».

5. Цель

Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение энергоёмкости валового регионального продукта Калужской области на 20 процентов к уровню 2009 года (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354)

6. Задачи

- развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Калужской области к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства, в организациях бюджетной сферы и жилищном фонде;
- проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в организациях бюджетной сферы Калужской области и жилищном фонде Калужской области;
- внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях бюджетной сферы Калужской области и в жилищном фонде Калужской области;
- привлечение к потреблению вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии;
- активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов

7. Целевые индикаторы и показатели
(Пункт 7 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354)

Целевые индикаторы и показатели определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

     

8. Сроки и этапы реализации

2010-2020 годы, одноэтапно (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354)

9. Перечень
подпрограмм и основных
мероприятий

Основные мероприятия:
- организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Калужской области;
- энергосбережение в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере;
- использование вторичных топливно-энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии;
- стимулирование энергоресурсосбережения и повышения энергоэффективности;
- информационное обеспечение энергосбережения и пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов

10. Объемы     
финансирования

Годы

  Итого   
  (тыс.   
  руб.)   

                В том числе                 

Федеральный
бюджет <1>

Областной
 бюджет  
<2>

 Местные
 бюджеты
<3>

Внебюджетные
 источники  
<4>

15172901,7

    248298,9

1433452,8

3714530,0

   9776620,0

2010

  851350,0

           0

        0

 380000,0

    471350,0

2011

1354706,0

           0

  67226,0

 394280,0

    893200,0

2012

 1614875,3

    76420,8

 118744,5

 420300,0

    999410,0

2013

 1598723,6

    171878,1

  258235,5

 280650,0

    887960,0

2014

 1568228,4

           0

  316228,4

 319900,0

    932100,0

2015

 1568228,4

           0

  316228,4

 319900,0

    932100,0

2016

 1323358,0

           0

  71358,0

 319900,0

    932100,0

2017

 1323358,0

           0       

  71358,0

 319900,0

    932100,0

2018

 1323358,0

           0

  71358,0

 319900,0

    932100,0

2019

 1323358,0

           0

  71358,0

 319900,0

    932100,0

2020

 1323358,0

           0

  71358,0

 319900,0

    932100,0

<1> Средства федерального бюджета будут привлекаться в      
рамках участия Калужской области в проводимом в 2012 году   
Министерством энергетики Российской Федерации конкурсном    
отборе среди субъектов Российской Федерации.                
<2> Финансирование программных мероприятий из областного    
бюджета будет осуществляться в пределах средств,            
предусмотренных законом Калужской области об областном      
бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.   
<3> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию   
Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в        
соответствии с решениями органов местного самоуправления    
муниципальных образований Калужской области о местных       
бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.  
<4> Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию   
Программы из внебюджетных источников, определяются на основе
соглашений                                                  

(пункт 10 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 14 ноября 2013 года N 606)

11. Ожидаемые результаты
(Пункт 11 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354)

- Годовая экономия топливно-энергетических ресурсов в 2020 году по всем потребителям в объеме около 745 тыс. тонн условного топлива;

- снижение затрат по оплате за энергетические ресурсы по всем потребителям в 2020 году в сумме около 4,75 млрд. рублей;  - ежегодное снижение не менее чем на 3% объемов энергопотребления жилищно-коммунальным хозяйством и организациями бюджетной сферы Калужской области

12. Система организации контроля за исполнением

Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111)


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», Законом Калужской области от 31.05.2010 № 12-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Калужской области» (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354).

В настоящее время износ инженерной инфраструктуры Калужской области составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых, водопроводных сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют также 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях иногда достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 6,5-8,0 млн. тонн условного топлива (далее - т.у.т.) в год. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. Коэффициент полезного действия таких котельных колеблется в пределах 30-40%. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения в ряде случаев полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это все не только ведет к накапливанию «недоремонта» и падению надежности, но и является фактором высоких тарифов на энергоресурсы, снижает конкурентоспособность продукции и услуг организаций Калужской области, увеличивает их себестоимость.

Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области, является одной из приоритетных задач экономического развития хозяйственного комплекса региона. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ и опережающий уровень инфляции приводят к снижению конкурентоспособности товаропроизводителей области, повышению расходов областного бюджета и местных бюджетов на энергообеспечение жилых домов, учреждений социальной сферы области, увеличению коммунальных платежей. Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.

Особенно актуальна задача энергосбережения в социальной и жилищно-коммунальной сферах Калужской области. Именно в этих сферах расходуется большая часть бюджетных средств. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) Калужской области сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении.

С целью переориентации расходов местных бюджетов на нужды энергосбережения в сфере ЖКХ необходимо в ходе мероприятий по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и подготовительных работ к осенне-зимнему периоду максимально использовать энергосберегающие технологии, оборудование и материалы. Это, в свою очередь, позволит привлечь на нужды энергосбережения до 400 млн. рублей, ежегодно расходуемых из местных бюджетов на подготовку к отопительному периоду.

Основными объектами коммунальной инфраструктуры Калужской области, существенным образом влияющими на эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, являются котельные и тепловые сети. При этом наибольшие резервы экономии энергоресурсов сосредоточены в процессе обеспечения потребителей теплом.

В Калужской области отопление жилых домов и объектов бюджетной сферы обеспечивает 621 котельная, из которых 524 находятся в муниципальной собственности. При этом 490 котельных работают на газовом топливе (природный газ), 124 - на твердом топливе (каменный уголь), 7 - на жидком топливе (дизельное топливо).

В настоящее время около 30 % котельных нуждаются в реконструкции и модернизации в связи с большим износом оборудования и загруженностью менее 40 % (из-за произошедшего снижения присоединенной нагрузки после ликвидации какого-либо производства или газификации домовладений).

Состояние жилищно-коммунальной отрасли Калужской области в настоящее время характеризуется высокой степенью износа основных фондов ЖКХ. Основная проблема - ветхость объектов инженерной инфраструктуры, особенно сетей, которая растет опережающими темпами по сравнению с капиталовложениями в их ремонт. В настоящее время износ объектов коммунальной инфраструктуры близок к 70%.

Как показал мониторинг, проведенный в 2010 году министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, приведение в нормативное состояние всего сетевого хозяйства Калужской области с учетом нового строительства объектов коммунальной инфраструктуры требует около 36,2 млрд. рублей.

В Калужской области в тепловых сетях протяженностью более 1286,6 км (в 2-х трубном исчислении) ежегодно теряется более 2,2 млн. Гкал тепловой энергии.

Результаты энергетических обследований систем теплоснабжения в г. Людиново и г. Калуге показывают, что фактические потери в обследованных тепловых сетях превышают нормативные в 1,2-2 раза. Определение фактических нагрузок и потерь должно быть составной частью разработки общего топливно-энергетического баланса муниципального образования.

Приведение тепловых потерь к нормативным значениям, помимо экономии тепловой энергии и снижения затрат электроэнергии на её транспортирование, обеспечит высвобождение тепловой мощности. При этом может отпасть необходимость строительства новых источников тепла.

Таким образом, при оценке экономической эффективности при прокладке участков тепловых сетей должны учитываться не только сэкономленное тепло, но и капитальные затраты на строительство новых теплоисточников.

В практику теплоснабжающих организаций необходимо ввести анализ состояния тепловых сетей не только по показателю отношения потерь тепловой энергии к отпуску, но и по показателю отношения фактических потерь к нормативным.

В настоящее время в Калужской области реализуется утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 18.05.2009 № 195 «Об утверждении региональной адресной программы внедрения коллективного (общедомового) учета потребления энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии и газа) в многоквартирных домах на 2009-2012 годы» региональная адресная программа внедрения коллективного (общедомового) учета потребления энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии и газа) в многоквартирных домах на 2009-2012 годы, основной целью которой является комплексное решение проблем перехода на оплату потребителями энергоресурсов, исходя из фактического потребления в 26 тыс. многоквартирных домов. В 2010 году планируется установить 1707 приборов учета, в том числе 668 теплосчетчиков и 1039 водосчетчиков. В 2011 году и последующие годы темпы оснащения приборами учета необходимо значительно увеличить.

При капитальных ремонтах жилых домов требуется присвоение класса энергоэффективности многоквартирных домов в зависимости от уровня энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами и оценка на этой основе потенциала энергосбережения в квартале (районе, микрорайоне), максимальное использование комплекса технических мер по повышению эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).

Огромную роль в экономии энергоресурсов играет человеческий фактор. Укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии или поведенческое энергосбережение, которое подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению. Зарубежный опыт подтверждает, что только активная пропаганда энергосбережения позволяет добиться сокращения потребления энергоресурсов до 10 процентов.

Крайне важно сделать энергосбережение выгодным бизнесом как для организаций, профессионально занимающихся энергосбережением, так и для инвесторов, внедрить организационно-правовые и финансовые механизмы перевода жилищно-коммунальной и бюджетной сфер деятельности на энергоэффективный путь развития. С другой стороны, энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов, укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, что достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению.

За счет квалифицированного построения правовых норм и организационных механизмов необходимо обеспечить активное участие собственников многоквартирных домов в энергоэффективном управлении жилой недвижимостью. Предусматривается создание механизмов мотивации управляющих компаний в повышении комфортности проживания и эффективности использования поставляемых коммунальных ресурсов и выведение энергосервисных компаний на рынок оказания коммунальных услуг.

Решение проблем экономии топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области возможно только в комплексе и требует взаимодействия между органами исполнительной власти Калужской области, органами местного самоуправления Калужской области и организациями Калужской области, направленного на осуществление энергосберегающих мероприятий.

Программа необходима для организации и реализации энергосберегающей политики при одновременном решении проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области и создания условий для решения социальных проблем. Высвободившиеся за счет реализации энергосберегающих проектов средства будут направлены на создание более надежных условий обеспечения энергией объектов жилищно-коммунальной сферы Калужской области и решение социальных вопросов.

Исключительная важность реализации Программы заключается в том, что конечные результаты ее выполнения равносильны вводу новых генерирующих мощностей. При этом финансовые затраты на её реализацию значительно ниже, чем на строительство новых энергоустановок мощностью, эквивалентной мощности, высвободившейся в результате внедрения энергосберегающих мероприятий.

2. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение энергоёмкости валового регионального продукта Калужской области не менее чем на 20% к уровню 2009 года (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 8 сентября 2010 года N 354).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»