ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 февраля 2017 года N 16-рп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.04.2013 N 90-РП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
В целях уточнения мероприятий и корректировки контрольных показателей плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ивановской области (2013 - 2018 годы)":
Внести в распоряжение Правительства Ивановской области от 19.04.2013 N 90-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ивановской области (2013 - 2018 годы)" изменение, изложив приложение к распоряжению в новой редакции (прилагается).
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Ивановской области
С.В.ЗОБНИН
Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 28.02.2017 N 16-рп
Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 19.04.2013 N 90-рп
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ивановской области (2013 - 2018 годы)" направлена на развитие системы социального обслуживания в Ивановской области, повышение ее уровня, качества и эффективности. План мероприятий ("дорожная карта") разработан в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 N 282.
План мероприятий в 2013 - 2016 годах был направлен на решение следующих задач.
1.1. Совершенствование правового регулирования предоставления социальных услуг.
С 1 января 2015 года предоставление социальных услуг гражданам регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в целях реализации которого в Ивановской области в 2014 году создана региональная нормативная правовая база, приняты 18 нормативных правовых и локальных актов:
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 14.10.2014 N 420-о.д.н. "Об утверждении норм и нормативов в сфере социального обслуживания граждан в Ивановской области";
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 14.10.2014 N 421-о.д.н. "Об утверждении Порядков формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Ивановской области и регистра получателей социальных услуг в Ивановской области";
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 14.10.2014 N 422-о.д.н. "Об утверждении Порядка расходования бюджетными учреждениями социального обслуживания населения, в отношении которых Департамент социальной защиты населения Ивановской осуществляет функции учредителя, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг";
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.10.2014 N 440-о.д.н. "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ивановской области";
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.10.2014 N 441-о.д.н. "О Порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг";
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.10.2014 N 442-о.д.н. "Об утверждении размера платы граждан за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания";
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 22.12.2014 N 535-о.д.н. "Об установлении тарифов на социальные услуги в Ивановской области в 2015 году";
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 22.12.2014 N 541-о.д. "Об утверждении Плана по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания граждан";
приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 22.12.2014 N 570-о.д. "О создании методической площадки по разработке и апробации методик и технологий в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ивановской области".
1.2. Обеспечение доступности социальных услуг и снижение очередности.
В течение ряда лет в регионе имелась очередность граждан (мужчин) на получение услуг в психоневрологических интернатах: в 2013 году - 59 чел., в 2014 году - 41 человек. С целью ликвидации очередности начиная с 2013 года проведена работа по реструктуризации коечного фонда психоневрологических интернатов, в результате которой в двух учреждениях, ранее предназначенных для проживания женщин и в которых имелись свободные места, были организованы жилые блоки для мужчин. К 01.10.2015 очередность в психоневрологические интернаты была ликвидирована, таким образом, к 01.01.2016 доступность услуг в стационарной форме социального обслуживания обеспечена полностью.
Однако в течение 2016 года очередность в стационарной форме социального обслуживания образовалась вновь.
По состоянию на 01.01.2016 сокращена очередность граждан на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому на 74,3%.
Снизить очередность позволило перепрофилирование в 2014 году специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому в отделения социального обслуживания на дому в 12 учреждениях.
Кроме того, в целях обеспечения доступности услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в сельской местности, на базе организаций социального обслуживания действуют 22 мобильные бригады, из которых 19 являются межведомственными. Мобильные бригады обеспечены 22 транспортными средствами. Все бригады работают по утвержденным планам, которые также согласовываются с органами местного самоуправления и социальными партнерами. В 2016 году совершено 450 выездов, в ходе которых различные социальные услуги получили 4,99 тыс. человек. По экстренным показаниям совершено 136 выездов, оказана помощь и решены вопросы жизнеустройства для 181 гражданина. Доля граждан, которым оказаны услуги специалистами мобильных бригад, от общего количества получивших социальные услуги на дому, составила 31,7% (в 2013 году - 25,2%, в 2014 году - 27,6%, в 2015 году - 29,1%).
В 2017 - 2018 годах охват граждан услугами мобильных бригад будет обеспечен на уровне 5000 чел. ежегодно.
1.3. Внедрение стационарозамещающих технологий.
С 2015 года реализуется проект "Санаторий на дому", в рамках которого работники организаций социального обслуживания совместно со специалистами медицинских организаций и территориальных управлений социальной защиты населения, работниками учреждений культуры, представителями органов местного самоуправления и общественных организаций, со школьниками-волонтерами оказывают социальные услуги на дому ветеранам Великой Отечественной войны. С начала 2016 года мероприятиями проекта охвачены 789 ветеранов, в том числе 82 инвалида и участника Великой Отечественной войны (в 2015 году - 92 чел.), получающих социальные услуги на дому. Из общего числа ветеранов более половины проживают в сельской местности. Количество организаций, участвующих в проекте, увеличилось с 4 в 2015 году до 15 в 2016 году.
В 2017 - 2018 годах в рамках проекта будут оказаны услуги не менее чем 820 ветеранам.
С 2013 года в организациях социального обслуживания организована работа школ для родственников по уходу за пожилыми людьми в целях обучения родственников граждан пожилого возраста и инвалидов приемам и техникам ухода за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению. Программа курса состоит не только из теоретических лекционных занятий, но и практикумов для освоения навыков ухода за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению. За период с 2013 по 2016 годы количество школ увеличилось с 2 до 9. В 2016 году обучение прошли 498 человек. В 2017 - 2018 годах планируется обучение по 500 человек ежегодно.
В 2016 году в Родниковском комплексном центре социального обслуживания реализован пилотный проект "Социальная гостиница для пожилых", который предусматривает возможность пожилым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в течение месяца проживать в гостинице и получить все необходимые виды помощи и услуг. Проект рассчитан на 25 человек.
1.4. Повышение уровня оплаты труда социальных работников организаций социального обслуживания.
Правительством Ивановской области утверждаются показатели размера среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников в период с 2013 по 2018 годы, в том числе социальных работников. Постановлением установлен рост заработной платы до 100% к 2018 году к уровню среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону.
Динамика роста заработной платы социальных работников к уровню средней заработной платы по региону (к уровню среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону) в 2012 - 2018 годах:
в 2012 году - 5940 руб., или 34,9%,
в 2013 году - 9227,7 руб., или 48,8%,
в 2014 году - 12190 руб., или 59,3%,
в 2015 году - 12567 руб., или 69,7%,
в 2016 году - 12849 руб., или 69,7%,
в 2017 году - 15287,8 руб., или 80%,
в 2018 году - 20027,1 руб., или 100%.
В 2015 - 2016 годах укомплектованность социальными работниками составила 100%. Половозрастная структура социальных работников следующая: из общего количества работников (1215 человек) в возрасте до 30 лет - 39 человек (3,2%), старше 55 лет - 358 человек (29,5%); женщин - 1163 (95,7%).
Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника (по среднесписочной численности работников) в 2016 году составляет 9,1 (в 2015 году - 8,9). В 2017 - 2018 годах значение показателя не изменится.
Организовано повышение уровня профессиональной подготовки и обучения работников системы социального обслуживания с привлечением преподавательского состава социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета, ресурса методического отдела Ивановского комплексного центра социального обслуживания. В 2016 году прошли подготовку 876 человек, в 2015 году - 1084 человека. Профессиональная подготовка и обучение работников системы социального обслуживания будет обеспечено ежегодно на уровне не ниже 30% от числа работников.
1.5. Укрепление материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания.
Материально-техническая база действующих организаций социального обслуживания включает более 320 зданий и сооружений социального и хозяйственного назначения, в том числе 43 здания с круглосуточным пребыванием людей. Стационарные организации социального обслуживания располагают имущественным комплексом, включающим 123 объекта: 22 жилых корпуса и 101 объект хозяйственного назначения. Из них лишь 2 объекта - один жилой корпус Богородского дома-интерната для престарелых и инвалидов и спортивно-оздоровительный блок в Шуйском комплексном центре социального обслуживания населения построены в период 2008 - 2011 годов. Остальные здания имеют годы постройки в период от 1905 до 1988.
Ветхих и аварийных зданий не имеется. Однако большинство зданий являются приспособленными или построенными по типовым проектам, разработанным в середине 50 - 60-х годов прошлого столетия в соответствии с действующими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами.
Нуждается в реконструкции жилой корпус на 250 мест психоневрологического интерната в составе ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения". В этой же организации необходимо строительство пристройки столовой на 120 мест.
Требуется реконструкция очистных сооружений в Боготском и Кинешемском психоневрологических интернатах.
В целях укрепления материально-технической базы стационарных организаций социального обслуживания определен перечень организаций, в которых запланированы мероприятия по капитальному ремонту и строительству новых объектов за счет средств областного бюджета на условиях софинансирования с Пенсионным фондом России.
На укрепление материально-технической базы в 2013 - 2016 годах направлено 96,1 млн. рублей, в том числе: в рамках региональных социальных программ с софинансированием из средств Пенсионного фонда - 25,3 млн. рублей, за счет субсидий из областного бюджета - 18,7 млн. рублей, за счет резервного фонда Президента Российской Федерации - 9,8 млн. рублей, из внебюджетных источников - 26,5 млн. рублей.
В указанный период в 28 организациях социального обслуживания проведены работы по замене оконных блоков, ремонту кровель зданий, ремонту жилых помещений, бани-прачечной, утеплению фасадов зданий. В 2013 - 2014 годах выполнен комплексный капитальный ремонт геронтологического отделения ОБСУСО "Дом-интернат для ветеранов войны и труда "Лесное".
В приоритетном порядке средства направляются на проведение работ по устранению замечаний, выявленных в предписаниях контролирующих органов: Роспотребнадзора, Росздравнадзора, прокуратуры, Госпожнадзора.
В 2014 - 2015 годах реализованы следующие мероприятия схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ивановской области:
- разработана и имеет положительное заключение АГУ "Ивгосэкспертиза" проектно-сметная документация по следующим объектам:
строительство пристройки столовой на 120 мест к существующему корпусу ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения", сметная стоимость - 44,4 млн. рублей;
строительство очистных сооружений в ОБСУСО "Боготский психоневрологический интернат", сметная стоимость - 7,9 млн. рублей;
реконструкция очистных сооружений в ОБСУСО "Кинешемский психоневрологический интернат "Новинки", сметная стоимость - 35,3 млн. рублей;
- в ходе предпроектной подготовки выполнена геодезическая съемка и геологические изыскания участка предполагаемой реконструкции жилого корпуса на 160 мест со столовой на 120 мест ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения", составлена смета на проектно-изыскательские работы;