(с изменениями на 16 декабря 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 17.03.2017 N 210-п, от 13.06.2017 N 463-п, от 28.08.2017 N 677-п, от 02.11.2017 N 826-п, от 14.12.2017 N 939-п, от 01.02.2018 N 47-п, от 16.04.2018 N 258-п, от 16.08.2018 N 613-п, от 16.11.2018 N 837-п, от 16.01.2019 N 11-п, от 11.03.2019 N 160-п, от 05.04.2019 N 256-п, от 27.06.2019 N 447-п, от 13.08.2019 N 592-п, от 29.10.2019 N 752-п, от 16.12.2019 N 886-п)
В соответствии с постановлениями Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области", от 22.12.2015 N 1367-п "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", от 10.12.2015 N 1327-п "Об утверждении Концепции развития информационного общества в Ярославской области"
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 13.06.2017 N 463-п)
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие информационного общества в Ярославской области" на 2017 - 2020 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы экономики, государственных закупок, информатизации и связи.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2017 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 17.03.2017 N 210-п, от 13.06.2017 N 463-п, от 28.08.2017 N 677-п, от 02.11.2017 N 826-п, от 14.12.2017 N 939-п, от 01.02.2018 N 47-п, от 16.04.2018 N 258-п, от 16.08.2018 N 613-п, от 16.11.2018 N 837-п, от 16.01.2019 N 11-п, от 11.03.2019 N 160-п, от 05.04.2019 N 256-п, от 27.06.2019 N 447-п, от 13.08.2019 N 592-п, от 29.10.2019 N 752-п, от 16.12.2019 N 886-п)
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 16.08.2018 N 613-п)
Сроки реализации областной целевой программы "Развитие информационного общества в Ярославской области" на 2017 - 2020 годы (далее - ОЦП) | 2017 - 2020 годы | |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 27.06.2019 N 447-п) | ||
Куратор ОЦП | заместитель Председателя Правительства области - директор департамента экономики и стратегического планирования Ярославской области Троицкая Е.Н., тел. 40-16-03 | |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент информатизации и связи Ярославской области (далее - ДИС) | директор ДИС Догадин А.Г., тел. 40-04-44 |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 16.01.2019 N 11-п) | ||
Исполнитель ОЦП | ДИС | заместитель директора ДИС Филиппов А.А., тел. 78-60-47, начальник отдела развития информационно-телекоммуникационных технологий ДИС Ионов В.В., тел. 40-05-16 |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 11.03.2019 N 160-п) | ||
Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/dis/tmpPages/programs.aspx |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 16.12.2019 N 886-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования (тыс. руб.) | ||||
всего | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | |||||
- областной бюджет | 152934,055 | 51843,173 | 48869,467 | 37462,500 | 14758,915 |
- федеральные средства | 58781,300 | 0,00 | 18462,50 | 30571,200 | 9747,600 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): | |||||
- внебюджетные источники | 883500 | 223000 | 220500 | 220000 | 220000 |
Итого по ОЦП | 1095215,355 | 274843,173 | 287831,967 | 288033,700 | 244506,515 |
1. Современные тенденции развития человечества приводят к постепенному переходу от индустриального общества к информационному, в котором научное знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей. Необходимым условием построения информационного общества является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства. Социальная направленность информатизации выражается прежде всего в предоставлении гражданам возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг.
Согласно Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р (далее - Стратегия), развитие информационных технологий (далее - ИТ) является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации, в частности:
- созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году и увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- увеличению к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза и увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в том числе посредством создания новых рабочих мест в сфере ИТ и других отраслях с повышенными требованиями к квалификации работников;
- повышению качества оказания услуг и их доступности на основе развития и использования ИТ, определенному в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" как одно из приоритетных направлений развития ИТ в органах исполнительной власти.
Указанные результаты могут быть достигнуты за счет эффективного использования ИКТ, в том числе при реализации таких мероприятий по информатизации государственных органов, как переход на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг и перевод государственных функций и услуг в электронный вид.
На сегодняшний день в Ярославской области создана региональная инфраструктура электронного правительства: ведется электронный региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области, действует и активно развивается региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области, создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия Ярославской области, введена в эксплуатацию региональная комплексная информационная система "Государственные услуги - Ярославская область", активно используемая как программный компонент доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия. Все органы исполнительной власти Ярославской области (далее - ОИВ) и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - ОМСУ) подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия, активно проводятся мероприятия по переводу услуг и межведомственного взаимодействия в электронный вид.
Один из ключевых проектов в части управления регионом - развитие ситуационного центра Губернатора Ярославской области (далее - СЦ), который обеспечивает поддержку принятия решений на высшем региональном уровне. Сегодня СЦ объединяет региональную информационно-аналитическую систему Ярославской области, где хранятся более 5 тысяч показателей экономического и социального развития региона, и автоматизированную информационную систему "Мониторинг", где аккумулирована информация по 3,5 тысячи объектов Ярославской области. Все эти данные постоянно обновляются и в любой момент доступны для руководства региона при принятии оперативных решений. СЦ признан в 2015 году одним из лучших в России. При подведении итогов пятой всероссийской конференции "Система распределенных ситуационных центров", проходившей в Ярославле в октябре 2015 года, подчеркивалось, что изучение практического опыта работы СЦ как одного из эффективных региональных ситуационных центров поможет распространению перспективных наработок в этой области в других субъектах Российской Федерации.
2. ИТ с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением ИТ. Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием ИТ. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах ИКТ.
Коммуникации и поиск информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также общение в социальных сетях сегодня стали неотъемлемой частью повседневной жизни. С каждым годом ИТ открывают все более широкие перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни граждан.
Как отмечается в Стратегии, в перспективе ряд навыков станет обязательным для успеха на рынке труда. Разработчикам необходимо обладать навыками и возможностями для постоянного совершенствования своих знаний в области современных технологий и методов разработки. Сверхбыстрое развитие сферы разработки ИТ, включая технологии ее автоматизации, требует от специалистов непрерывного самообучения. Значительно возрастет востребованность специалистов по внедрению решений, основанных на ИТ, на производстве и в бизнесе в целом, а также по поддержке таких решений. Система образования должна учитывать эти аспекты в полной мере. Так, в частности, необходимым условием для успешного развития ИТ-отрасли является высокий уровень знаний выпускников школ по математике и естественно-научным предметам.
Постановлением Правительства области от 28.10.2015 N 1154-п "Об утверждении Концепции создания и развития ИТ-кластера в Ярославской области" была утверждена Концепция создания и развития ИТ-кластера Ярославской области, представленная на экспертное обсуждение в ходе VI Экономического форума "Инновации. Бизнес. Образование - 2015". Эксперты совместно выработали "дорожную карту", используя технологии форсайта. Произошедший обмен мнениями и практическим опытом оказался очень полезным для всех участников дискуссии и поможет избежать в дальнейшем лишних ошибок при запуске ярославского ИТ-кластера.
Сегодня Ярославская область вступила в активную фазу формирования регионального ИТ-кластера, в который войдут ведущие ИТ-компании региона, ярославские вузы, промышленные предприятия, технопарки и инфраструктурные компании - все те, кто на деле развивает информатизацию в Ярославской области и готов объединить свои усилия.
Согласно Стратегии развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий ИТ-отрасли, а также повышение медиаграмотности населения относятся к числу основных задач по развитию отрасли ИТ.
Сохраняется высокий уровень цифрового неравенства муниципальных образований Ярославской области в использовании ИКТ. Отсутствие конкурентного рынка связи в ряде сельских районов приводит к неравномерному использованию информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступу к ней домашних хозяйств и организаций. Другими причинами существенного неравенства при использовании ИКТ являются низкие доходы и низкий уровень компьютерной грамотности ряда социальных групп населения.
С целью устранения указанных проблем ДИС проводится большая работа с операторами связи в регионе. На сегодняшний день территория покрытия сетей стандарта 2G составляет около 90 процентов площади Ярославской области. Крупные города и районные центры области обеспечены возможностью приема сетей стандарта 3G, в Ярославле и Рыбинске работает связь стандарта 4G. Услугами связи охвачены все 100 процентов социально значимых учреждений региона. В целом, по данным информационно-аналитического агентства "Telecom Daily", Ярославль входит в семерку лучших городов Российской Федерации по уровню предоставления услуг сотовой связи наряду с Казанью, Уфой, Самарой, Санкт-Петербургом и др.
В рамках федерального проекта "Устранение цифрового неравенства", целью которого является строительство в России одной из крупнейших в мире волоконно-оптических сетей связи для организации высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" более чем в 13,6 тысячи малых городов и сел с населением от 250 до 500 человек, на сегодняшний день в Ярославской области доступ обеспечен в 22 малонаселенных пунктах. Согласно плану реализации проекта в 2016 году точки доступа будут реализованы в малонаселенных пунктах Переславского, Некрасовского, Рыбинского и Тутаевского муниципальных районов. Развитие проекта планируется осуществлять и в дальнейшем.
В настоящее время термин "цифровое неравенство", под которым первоначально понималась разница в уровне доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для различных социальных групп, приобретает более широкий смысл: разрыв в уровне использования современных достижений в области ИТ, который приводит к проблемам комплексного характера, затрагивая экономическую и политическую стороны жизни. Таким образом, термин "цифровое неравенство" является термином социально-политического характера.
Наиболее уязвимыми с точки зрения цифрового неравенства являются такие группы населения, как пенсионеры, инвалиды, жители отдаленных районов, работающее население в возрасте от 45 лет, чья деятельность не связана с использованием ИКТ, безработные граждане.
На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются. Система медиаобразования для различных слоев населения заключается не только в подготовке старшего поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, но и в обучении взрослого человека, окунувшегося в новое для себя коммуникативно-информационное пространство, понимать его, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Эта форма грамотности является необходимой для участия гражданина в государственной и культурной жизни современного общества.