ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2015 года N 1154-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИТ-КЛАСТЕРА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания и развития ИТ-кластера в Ярославской области.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы информатизации.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 28.10.2015 N 1154-п

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИТ-КЛАСТЕРА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


 I. Описание ситуации

 1. Предпосылки, нормативное регулирование и проблемы реализации кластерной политики в Российской Федерации


В условиях реструктуризации мирового экономического пространства характерной для развитых стран является так называемая "новая экономика", отличительные черты которой проявляются в значительных темпах роста и концентрации сетевых структур организаций, производящих наукоемкую продукцию, а также использующих высокотехнологичное компьютерно-информационное обеспечение.

Отрасли "новой экономики" характеризуются не только высоким уровнем затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) при общем высоком объеме постоянных затрат, но и следующими особенностями:

- интеллектуальный капитал предстает как главный ресурс развития;

- нематериальные активы обладают не только своей уникальностью, но и превалирующей значимостью;

- высокая доля инновационности и обновления продуктов.

Характерной чертой "новой экономики" является генерация, распространение и использование знаний при создании каждого продукта или предоставлении каждой услуги, что обеспечивает как конкурентоспособность и экономическое развитие хозяйствующего субъекта, так и представляет собой основной фактор установления добавленной стоимости продукта или услуги.

В последнее десятилетие в сфере экономического развития Российской Федерации возрос интерес к концепции кластеров и кластерному подходу.

Кластер согласно определению, введенному основоположником кластерной теории М. Портером, означает сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанные с их деятельностью организации (например, университеты, агентства по стандартизации, а также торговые объединения) в определенных областях, конкурирующие, но вместе с тем ведущие совместную работу.

В обзоре Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций "Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов" в качестве основных характеристик кластера выделены:

- географическая концентрация (предприятия, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, имеют возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);

- специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники имеют отношение);

- множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации);

- конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами - членами кластера);

- достижение необходимого количества участников кластера (для получения эффектов внутренней динамики и развития);

- жизнеспособность кластеров (рассчитана на долгосрочную перспективу);

- вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы создания технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций).

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации 26 декабря 2008 года N 20615-ак/д19 (далее - Методические рекомендации), также сформированы характерные признаки кластера, к числу которых относятся:

- наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или отечественном рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (осуществление поставок за пределы региона). В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/или высокий уровень поставок за пределы региона);

- наличие у территории базирования кластера конкурентных преимуществ для развития кластера (выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы). В качестве индикатора конкурентных преимуществ территории может рассматриваться накопленный объем привлеченных прямых инвестиций;

- географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающие возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона;

- широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в организациях, входящих в кластер;

- эффективное взаимодействие между участниками кластера (использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практика координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках).

Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства.

Кластерная политика - меры, учитывающие интересы различных предприятий, связанные с поддержкой роста кластера: нормативно-правовое обеспечение, программы привлечения инвестиций, финансово-бюджетные механизмы поддержки, информационные сервисы и освещение деятельности кластера в средствах массовой информации.

В соответствии с Методическими рекомендациями на федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров, разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года N 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", в соответствии с которыми представляется возможным на конкурсной основе получить субсидии на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе.

Основой для создания кластера информационных технологий (далее - ИТ-кластер) в Ярославской области выступает также ряд федеральных целевых программ, одной из которых является федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", в рамках которой разработано положение о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий и правила предоставления субсидий в целях реализации программы. Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие.

Однако существует ряд проблем реализации эффективной кластерной политики:

- наличие существенных расхождений в определении критериев отнесения той или иной системной совокупности участников к понятию "кластер", а значит и в измерении эффективности их влияния на экономику в целом;

- отсутствует четкий подход к восприятию и толкованию понятия "кластер" (некорректное отождествление с такими понятиями как "территориально-производственный комплекс", "территория инновационного развития" или "корпорация");

- существует несогласованность в понимании особенностей правового режима, общих правил формирования инновационного территориального кластера и механизмов управления им ввиду отсутствия принятого федерального закона об инновационных территориальных кластерах, в котором они были бы установлены;

- отсутствуют механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;

- отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;

- ограничен набор инструментов финансовой поддержки проектов развития кластеров из бюджетных источников.

Следует учитывать, что кластерная инициатива и разработка стратегии развития кластера являются инициативой органов государственного управления, а реализация проекта развития кластера определяется совместной деятельностью представителей бизнеса и органов государственного управления по стимулированию и поддержке процессов формирования кластера.

Деятельность органов власти Ярославской области в целях активизации инновационной деятельности и поддержки ее реализации отдельными хозяйствующими субъектами должна быть направлена на создание сетевых форм организации бизнеса, которыми являются региональные инновационно-ориентированные кластеры, поскольку в современных условиях именно они способны обеспечить экономике Ярославской области долгосрочную конкурентоспособность и устойчивое развитие.


2. Предпосылки создания ИТ-кластера


Постановлением Правительства области от 30.06.2009 N 650-п "Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области" утверждена Концепция кластерной политики Правительства области. В соответствии с Концепцией кластерной политики Правительства области к основным признакам регионального кластера относятся:

- сильные конкурентные позиции на общероссийском и (или) международном рынках и (или) высокий экспортный потенциал участников кластеров;

- наличие конкурентных преимуществ территории, к которым могут быть отнесены: выгодное географическое положение, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, необходимой инфраструктуры и другие факторы;

- географическая концентрация и близость расположения участников кластера, обеспечивающие возможности для их активного взаимодействия;

- количество участников, достаточное для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;

- эффективное взаимодействие между участниками кластера (использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практика координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках);

- более высокие показатели темпов роста новых рабочих мест, выручки и рентабельности участников кластера, чем на предприятиях аналогичных отраслей и сфер бизнеса в среднем по Российской Федерации.

Анализ существующей практики функционирования кластеров показывает, что ни территориальная близость, ни взаимная ориентация локальных рынков не являются обязательными условиями, позволяющими создавать положительные эффекты участниками кластера. Данное обстоятельство существенно отличает кластер от территориально-производственного комплекса и позволяет говорить о кластере как о группе агентов, объединенных единой задачей и создающих друг для друга взаимные положительные внутренние эффекты (например, увеличение масштабов производства и разделение издержек и рисков, их снижение на приобретение и распространение знаний и технологий), а также вытекающие из них внешние региональные эффекты (повышение инвестиционной привлекательности, занятости населения, увеличение налоговых поступлений). Создание продукции либо услуги как конечного результата в процессе функционирования кластера также не является основным классификационным признаком, поскольку в зависимости от целей создания кластер может быть ориентирован на сами функциональные связи среди участников, инфраструктуру создания стоимости, на услугу, связанную с обслуживанием той или иной отрасли.

Для формирования кластерной политики необходимо проанализировать и охарактеризовать социально-экономическое положение Ярославской области, текущее состояние отрасли информационных технологий в Ярославской области, потенциал формирования ИТ-кластера и его составляющих.

SWOT-анализ социально-экономического развития Ярославской области (в части факторов, оказывающих влияние на развитие отрасли информационных технологий в Ярославской области) на основе Концепции кластерной политики Правительства области, Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", представлен в таблице 1.


Таблица 1. SWOT-анализ социально-экономического развития Ярославской области

Сильные стороны

Возможности

- выгодное географическое положение региона: расположение на пересечении основных автомобильных, водных и воздушных путей; - значительный научный и инновационный потенциал; - развитая структура среднего профессионального и высшего образования; - наличие доступной инфраструктуры для размещения объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков, бизнес-инкубаторов); - эффективно действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - опыт подготовительной работы по созданию кластеров (фармацевтической промышленности; газотурбостроения и машиностроения)

- федеральный приоритет развития инновационных, наукоемких и высокотехнологичных отраслей; - возможность получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, а также субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП); - быстрые темпы роста отраслей "новой экономики"

Слабые стороны

Угрозы

- отсутствие базовых нормативных правовых актов, определяющих основные направления и механизмы кластерной политики Правительства области; - отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики; - индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития компаний и предприятий региона; - нестабильные связи между компаниями, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами в процессе проведения научных исследований, внедрения разработок в производство и создания новых конкурентоспособных видов продукции; - нехватка готовых инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий

- ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации, ограниченность объема средств из федерального бюджета и институтов развития Российской Федерации; - активная деятельность в данных сферах в других субъектах Российской Федерации; - негативные демографические и миграционные процессы; - недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов; - неготовность конкурирующих между собой компаний и предприятий к кооперации в кластер


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, существует следующее распределение организаций сектора информационно-коммуникационных технологий:


Таблица 2. Распределение компаний сектора информационно-коммуникационных технологий в Ярославской области по видам экономической деятельности, 2015 г.

Наименование вида экономической деятельности

Количество юридических лиц

Количество индивидуальных предпринимателей

1

2

3

Консультирование в сфере аппаратных средств вычислительной техники

73

94

Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области

313

259

Обработка данных

22

23

Создание и использование баз данных и информационных ресурсов

147

121

Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники

137

156

Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

120

189

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»