ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2017 года N 161


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы"

(с изменениями на 9 марта 2021 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 28.06.2018 N 336, от 23.01.2019 N 31, от 14.05.2019 N 230, от 01.04.2020 N 123, от 09.03.2021 N 101)




В целях реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690, Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы".


2. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Республики Тыва от 26 мая 2014 г. N 221 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы";


постановление Правительства Республики Тыва от 14 августа 2015 г. N 386 "О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы";


постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2015 г. N 553 "О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы".


3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Чудаан-оола А.М.



Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 12 апреля 2017 г. N 161



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2017 - 2020 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 28.06.2018 N 336, от 23.01.2019 N 31, от 14.05.2019 N 230, от 01.04.2020 N 123, от 09.03.2021 N 101)




ПАСПОРТ
 государственной программы Республики Тыва "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы"

Наименование

-

"Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Тыва

Государственный заказчик Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Тыва

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Тыва

Соисполнители Программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва (по согласованию), Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 14.05.2019 N 230)

Участники Программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва (по согласованию), Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 14.05.2019 N 230)

Цель Программы

-

обеспечение условий для приостановления роста злоупотреблений наркотиками и их незаконного оборота, сокращение распространения наркомании и связанных с ними негативных социальных последствий

Задачи Программы

-

создание и реализация комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров;

обеспечение государственного контроля за легальным оборотом наркотиков, их прекурсоров;

развитие региональной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

организация подготовки специалистов в области профилактики наркомании;

организация комплексной системы реабилитации и ресоциализации наркологических больных

Целевые показатели и (или) индикаторы Программы

-

доля выявленных потребителей наркотиков от общего числа обследованных составит 6,2 процента:

в 2017 году - 5,9 процента;

в 2018 году - 11,4 процентов;

в 2019 году - 12,4 процента;

в 2020 году - 13,4 процента;

доля поставленных на учет потребителей наркотиков от общего числа выявленных составит 31,5 процента:

в 2017 году - 30,8 процента;

в 2018 году - 29,6 процента;

в 2019 году - 31,6 процент;

в 2020 году - 33,6 процента;

доля больных, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет более 2 лет, по отношению к общему числу наркологических больных, состоящих на диспансерном учете, составит 10,4 процента:

в 2017 году - 9,7 процента;

в 2018 году - 9,9 процента;

в 2019 году - 11,4 процента;

в 2020 году - 12,9 процента;

доля уничтоженных очагов дикорастущей конопли составит свыше 90 процентов от общей площади зафиксированных:

в 2017 году - 100 процентов;

в 2018 году - 95,2 процента;

в 2019 году - 95 процентов;

в 2020 году - 95 процентов;

доля раскрытых преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков к общему количеству зарегистрированных преступлений увеличится до 76 процентов:

в 2017 году - 64,5 процента;

в 2018 году - 74,4 процента;

в 2019 году - 76,4 процента;

в 2020 году - 78,4 процентов;

количество некоммерческих организаций, прошедших квалификационный отбор, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию потребителей наркотических средств и психотропных веществ в немедицинских целях, до 2 организаций:

в 2017 году - 1 организация;

в 2018 году - 2 организации;

в 2019 году - 2 организации;

в 2020 году - 2 организации

     (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 23.01.2019 N 31, от 14.05.2019 N 230)

Этапы и сроки реализации Программы

-

реализация Программы осуществляется в период 2017 - 2020 годов в один этап

Объемы бюджетных ассигнований

-

общий объем финансирования программы на 2017 - 2020 годы составит 12337,2 тыс. рублей, из республиканского бюджета - 9700,0 тыс. рублей, из муниципального бюджета - 2637,2 тыс. рублей:

2017 год - 2819,3 тыс. рублей:

из республиканского бюджета - 2200,0 тыс. рублей, из муниципального бюджета - 619,3 тыс. рублей;

2018 год - 3119,3 тыс. рублей:

из республиканского бюджета - 2500,0 тыс. рублей, из муниципального бюджета - 619,3 тыс. рублей;

2019 год - 3196,6 тыс. рублей:

из республиканского бюджета - 2500,0 тыс. рублей, из муниципального бюджета - 696,6 тыс. рублей;

2020 год - 3202,0 тыс. рублей:

из республиканского бюджета - 2500,0 тыс. рублей, из муниципального бюджета - 702,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 09.03.2021 N 101)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

увеличение доли выявленных потребителей наркотиков от общего числа обследованных относительно базового показателя 2015 года - 6,9 процента, а к началу 2021 года - до 13,4 процента;

увеличение доли поставленных на учет потребителей наркотиков от общего числа выявленных относительно базового показателя 2015 года - 18,1 процентов; а к началу 2021 года - до 33,6 процента;

увеличение доли больных, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет более 2 лет, по отношению к общему числу наркологических больных, состоящих на диспансерном учете, относительно базового показателя 2015 года - 8,5 процента, а к началу 2021 года - до 12,9 процента;

увеличение доли уничтоженных очагов конопли свыше 95 процентов от общей площади зафиксированных ежегодно;

увеличение доли раскрытых преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков к общему количеству зарегистрированных преступлений относительно базового показателя 2015 года - 65,1 процента, а к началу 2021 года до 78,4 процентов;

увеличение количества некоммерческих организаций, прошедших квалификационный отбор, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию потребителей наркотических средств и психотропных веществ в немедицинских целях, до 2 организаций относительно отрицательного показателя 2015 года

     (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 23.01.2019 N 31, от 14.05.2019 N 230)



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


В настоящее время одним из самых угрожающих социальных бедствий, несущих опасность для жизни людей и оказывающих огромное негативное влияние на здоровье населения, является наркомания.


Распространенность употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.


7 июня 2013 г. принят Федеральный закон N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ". Указанным Федеральным законом вводятся понятия профилактики и раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, установлены основания и порядок проведения мероприятий в указанной сфере.


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы отражены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 299 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690.


Реализация мероприятий государственных программ "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва 26 мая 2014 г. N 221, и "Развитие здравоохранения Республики Тыва на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 апреля 2013 г. N 250, позволили стабилизировать наркологическую ситуацию в республике.


В 2015 году распространенность наркологических расстройств по Республике Тыва составляет 5757 больных с наркологическими расстройствами или 1834,7 на 100 тыс. населения, или 1,8 процента от общей численности населения республики. В сравнении с 2012 годом показатель снизился на 7,6 процента (2012 г. - 1984,5).


Показатель общей болезненности наркологическими расстройствами по республике (РТ за 2015 г. - 1834,7 на 100 т.н.) на 3,1 процента выше показателя Российской Федерации (РФ за 2015 г. - 1812,8 на 100 т.н.) и на 7,2 процента выше показателя СФО (СФО за 2015 г. - 1711,0).


Как и в предыдущие годы, большинство зарегистрированных - это больные с алкогольной зависимостью, алкогольными психозами и употребляющие алкоголь с вредными последствиями (73,9 процента). На больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотиками, пришлось 25,5 процента, токсикоманией и лиц, злоупотребляющих ненаркотическими ПАВ, - 0,58 процента.


В 2015 году с диагнозом наркомания зарегистрировано 609 человек, или 194,1 в расчете на 100 тыс. населения. По сравнению с 2012 годом этот показатель снизился на 8,3 процента (2012 г. - 211,6), данный показатель на 9 процентов ниже показателя Российской Федерации (РФ 2015 г. - 213,2 на 100 т.н.) и на 32,7 процента ниже показателя СФО (СФО 2015 г. - 273,2 на 100 т.н.).


На наркотическую ситуацию оказывает существенное влияние также наличие собственной наркотической сырьевой базы, которая на территории республики составляет 3494,8 гектара (в 2013 году) земель, засоренных дикорастущей коноплей.


Доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекают внимание как производителей, так и потребителей, а также являются существенным фактором вовлечения в употребление наркотиков несовершеннолетних. 73 процента от всех лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, составляют потребители каннабиноидов.


Республика Тыва является сельскохозяйственным регионом Сибирского федерального округа. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 3367,9 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 2660,2 тыс. га, из них пашни - 135,5 тыс. га, пастбища - 2405,6 тыс. га и сенокосы - 54,8 тыс. га.


В период проведения в стране глобальных реформ, таких как земельная, имущественная, организационно-правовая, большинство земель сельскохозяйственного назначения, особенно обрабатываемая пашня, вышло из оборота, многие гектары остались бесхозяйными, вследствие чего создалась благоприятная среда для распространения сорной растительности, в том числе и дикорастущей конопли.


Борьба с сорняками, в том числе дикорастущей коноплей, до 2009 года проводились средствами и силами самих землепользователей, сельхозтоваропроизводителей и муниципальных образований, но этого оказалось недостаточно. В то же время ежегодно за вегетационный период проводились мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли в среднем до 3000 га.


С учетом важности данной проблемы постановлением Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 г. N 508 утверждена республиканская целевая программа "Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2012 годы" и в результате объемы проводимых работ по уничтожению дикорастущей конопли увеличились в три раза по сравнению предыдущими годами.


Таким образом, распространение зарослей дикорастущей конопли имеет тенденцию к снижению благодаря ежегодному проведению мероприятий по уничтожению ее зарослей в целях предотвращения образования семян - главных источников распространения растений.


Несмотря на положительный эффект государственных программ, нужно подчеркнуть необходимость создания базы данных земельных участков с проведением картирования засоренных дикорастущей коноплей земель путем создания цифровых карт распространения дикорастущей конопли на территории Тувы с использованием ГИС-технологий.


На сегодняшний день актуальность выявления, изучения местных эколого-биологических особенностей и способов уничтожения зарослей конопли не вызывает сомнений. Серьезность и масштабность проблемы требуют эффективных методов обнаружения и постоянного мониторинга ареалов произрастания конопли, что в последующем позволит разработать более эффективные методы борьбы с ней. Имеющиеся данные об очагах произрастания конопли нуждаются в постоянном уточнении как по районам, так и по площадям. Создание пополняемой базы данных и оперативная обработка поступающей из различных источников разнородной информации методами геоинформационных технологий существенно упростит задачу отслеживания распространения зарослей конопли и координации мер по их уничтожению.


С 2015 года Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва проводится работа по фиксированию координат очагов произрастания дикорастущей конопли с помощью GPS-навигатора. Цель работы заключается в создании цифровых карт мест произрастания дикорастущей конопли, определении и оценке ресурсного потенциала растения на территории Республики Тыва.


Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства здравоохранения Республики Тыва является создание системы доступного лечения и реабилитации наркологических больных.


В республике функционирует государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканский наркологический диспансер" с 68 койко-местами, из которых 20 койко-мест предназначены для реабилитации наркологических больных.


В медицинской организации имеется отделение медицинской реабилитации для наркологических больных, дислоцирующееся в с. Элегест Чеди-Хольского района и являющееся дополнительным ресурсом для реабилитации и ресоциализации наркозависимых больных. За 2015 год в отделении медицинской реабилитации прошли программу реабилитации 62 пациента.


Таким образом, на сегодняшний день основное внимание и финансирование должны быть направлены на развитие наркологической службы в целом и на открытие реабилитационных центров для наркозависимых граждан.


Несмотря на внедрение предупредительных мероприятий, ведущих к снижению уровня наркотизации населения республики, проблема высокой распространенности наркологических расстройств сохраняется, что характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, повышением уровня преступности и правонарушений, совершенных в состоянии опьянения, в том числе среди несовершеннолетних.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»