Численность населения Алтайского края составляет 2376,8 тыс. человек (по состоянию на 26.04.2016), представлено более чем 140 народностями, 20 религиозными направлениями. Большинство народов региона на протяжении многих веков жили в мире и согласии, внося вклад в развитие экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов. В Алтайском крае есть места компактного проживания немцев, украинцев, кумандинцев, мордвы, казахов, татар.
Население региона характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием, оно поликультурно. Внутри каждого этноса формируются группы с отличительными от общей модели локальными вариантами этнической культуры. При этом этническая традиционная культура представлена не только памятниками народного искусства, но и маркируется в повседневных практиках жизнедеятельности каждого этноса. Ведущую роль в этом процессе играют представители русского народа, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих на территории Алтайского края.
Опираясь на данные Всероссийской переписи населения 2010 года, можно выделить 17 национальностей, численность которых в крае превышает 1 тыс. человек, численность первых трех национальностей (русские, немцы, украинцы), превышает 10 тыс. человек. При этом русское население составляет 93,93% населения края, немцы - 2,13%, украинцы - 1,35%. Также к наиболее многочисленным национальностям относятся казахи (0,34%), армяне (0,32%), татары (0,29%), азербайджанцы (0,21%), белорусы (0,19%), цыгане (0,13%) и мордва (0,13%).
Кроме того, в Алтайском крае проживают кумандинцы, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (в 2010 году 1401 человек), местами компактного проживания которых являются Красногорский, Солтонский районы и г. Бийск.
Многообразие национального состава населения Алтайского края, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета культурного потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов, высокий уровень самосознания этнических общностей составляют интеграционный ресурс края, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений. Именно развитие национально-культурных общественных объединений является одним из существенных факторов, позволяющих судить о состоянии и развитии общества, готовности этих объединений стать инструментом реализации национальной политики государства.
По состоянию на 01.08.2016 в регионе функционировала 51 национально-культурная общественная организация. Наиболее представлены в численном выражении общественные объединения немцев (10), кумандинцев (7), казахов (6), татар (4). Зарегистрировано 3 организации, представляющие этнокультурные интересы азербайджанцев, по 2 организации имеют армяне, поляки, белорусы и украинцы. Представлены в общественной сфере Алтайского края и чечено-ингуши, литовцы, евреи, алтайцы, мордва, таджики и киргизы, деятельность 6 объединений имеет межнациональный характер. В крае активно работает три региональных национально-культурных автономии (немцев, казахов и татар) и 14 местных национально-культурных автономий.
Особенности демографического развития Алтайского края, в частности, структура миграционных потоков определяют характеристики ситуации в сфере межнациональных отношений. По данным управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, на протяжении последних лет в области международной миграции фиксируется миграционный прирост, большинство которого составили граждане стран СНГ (Казахстан, Украина, Армения, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия). При этом демографическая и миграционная ситуация, сложившаяся в Алтайском крае, как и в России в целом, по-прежнему остается сложной: наблюдается устойчивая тенденция ежегодного сокращения населения, что не может не оказывать деструктивного влияния на состояние межнациональных отношений. Мигранты, замещающие коренное население, с низким уровнем образования, знания русского языка, общероссийских социально-культурных ценностей и правил общественного поведения порождают мигрантофобию, приводящую к обострению этнического экстремизма, негативным тенденциям в социально-культурной сфере, росту националистических настроений в обществе.
Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации требует от органов исполнительной власти соответствия принимаемых решений происходящим процессам в этнокультурной сфере с учетом региональных особенностей. В последнее десятилетие на федеральном уровне ведется работа по созданию новых подходов в данной сфере.
Так, изданы федеральные законы от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 22 октября 2013 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Существенным фактором повышения качества государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации стало образование в марте 2015 года Федерального агентства по делам национальностей, наделенного широким кругом полномочий в указанной сфере.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167)
В Алтайском крае с 2012 года приняты следующие правовые акты, направленные на реализацию региональной национальной политики, развитие правовых основ взаимодействия органов исполнительной власти с национально-культурными общественными объединениями: постановления Администрации Алтайского края от 22 июня 2011 года N 341 "О комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму", от 31 декабря 2014 года N 602 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае" на 2015 - 2019 годы", от 26 августа 2015 года N 343 "О Совете по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края", от 24 февраля 2016 года N 52 "Об утверждении положения о взаимодействии уполномоченных представителей коренного малочисленного народа Алтайского края с органами исполнительной власти Алтайского края", а также иные нормативные правовые акты в отношении коренных малочисленных народов Севера и российского казачества.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167)
Для содействия этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Алтайского края, используются ресурсы подпрограммы 5 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14 января 2014 года N 7, которая предусматривает меры по развитию межнационального сотрудничества. В частности, такая работа проводится в рамках грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, где в качестве приоритетного направления Губернатором Алтайского края выделено межнациональное сотрудничество, практикуется выделение субсидий на содействие проведению мероприятий в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых проектов, направленных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений.
Для более тесной координации взаимодействия органов государственной власти и этнокультурных объединений с 2010 года работает Совет по этнокультурному развитию Алтайского края, в составе которого представлены лидеры национальных общественных организаций. В 2015 году данный совещательный орган трансформирован в Совет по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края, конкретизированы его задачи.