Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае" (с изменениями на 10 октября 2019 года)



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Численность населения Алтайского края составляет 2376,8 тыс. человек (по состоянию на 26.04.2016), представлено более чем 140 народностями, 20 религиозными направлениями. Большинство народов региона на протяжении многих веков жили в мире и согласии, внося вклад в развитие экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов. В Алтайском крае есть места компактного проживания немцев, украинцев, кумандинцев, мордвы, казахов, татар.


Население региона характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием, оно поликультурно. Внутри каждого этноса формируются группы с отличительными от общей модели локальными вариантами этнической культуры. При этом этническая традиционная культура представлена не только памятниками народного искусства, но и маркируется в повседневных практиках жизнедеятельности каждого этноса. Ведущую роль в этом процессе играют представители русского народа, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих на территории Алтайского края.


Опираясь на данные Всероссийской переписи населения 2010 года, можно выделить 17 национальностей, численность которых в крае превышает 1 тыс. человек, численность первых трех национальностей (русские, немцы, украинцы), превышает 10 тыс. человек. При этом русское население составляет 93,93% населения края, немцы - 2,13%, украинцы - 1,35%. Также к наиболее многочисленным национальностям относятся казахи (0,34%), армяне (0,32%), татары (0,29%), азербайджанцы (0,21%), белорусы (0,19%), цыгане (0,13%) и мордва (0,13%).


Кроме того, в Алтайском крае проживают кумандинцы, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (в 2010 году 1401 человек), местами компактного проживания которых являются Красногорский, Солтонский районы и г. Бийск.


Многообразие национального состава населения Алтайского края, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета культурного потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов, высокий уровень самосознания этнических общностей составляют интеграционный ресурс края, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений. Именно развитие национально-культурных общественных объединений является одним из существенных факторов, позволяющих судить о состоянии и развитии общества, готовности этих объединений стать инструментом реализации национальной политики государства.


По состоянию на 01.08.2016 в регионе функционировала 51 национально-культурная общественная организация. Наиболее представлены в численном выражении общественные объединения немцев (10), кумандинцев (7), казахов (6), татар (4). Зарегистрировано 3 организации, представляющие этнокультурные интересы азербайджанцев, по 2 организации имеют армяне, поляки, белорусы и украинцы. Представлены в общественной сфере Алтайского края и чечено-ингуши, литовцы, евреи, алтайцы, мордва, таджики и киргизы, деятельность 6 объединений имеет межнациональный характер. В крае активно работает три региональных национально-культурных автономии (немцев, казахов и татар) и 14 местных национально-культурных автономий.


Особенности демографического развития Алтайского края, в частности, структура миграционных потоков определяют характеристики ситуации в сфере межнациональных отношений. По данным управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, на протяжении последних лет в области международной миграции фиксируется миграционный прирост, большинство которого составили граждане стран СНГ (Казахстан, Украина, Армения, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия). При этом демографическая и миграционная ситуация, сложившаяся в Алтайском крае, как и в России в целом, по-прежнему остается сложной: наблюдается устойчивая тенденция ежегодного сокращения населения, что не может не оказывать деструктивного влияния на состояние межнациональных отношений. Мигранты, замещающие коренное население, с низким уровнем образования, знания русского языка, общероссийских социально-культурных ценностей и правил общественного поведения порождают мигрантофобию, приводящую к обострению этнического экстремизма, негативным тенденциям в социально-культурной сфере, росту националистических настроений в обществе.


Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации требует от органов исполнительной власти соответствия принимаемых решений происходящим процессам в этнокультурной сфере с учетом региональных особенностей. В последнее десятилетие на федеральном уровне ведется работа по созданию новых подходов в данной сфере.


Так, изданы федеральные законы от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 22 октября 2013 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Существенным фактором повышения качества государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации стало образование в марте 2015 года Федерального агентства по делам национальностей, наделенного широким кругом полномочий в указанной сфере.


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167)


В Алтайском крае с 2012 года приняты следующие правовые акты, направленные на реализацию региональной национальной политики, развитие правовых основ взаимодействия органов исполнительной власти с национально-культурными общественными объединениями: постановления Администрации Алтайского края от 22 июня 2011 года N 341 "О комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму", от 31 декабря 2014 года N 602 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае" на 2015 - 2019 годы", от 26 августа 2015 года N 343 "О Совете по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края", от 24 февраля 2016 года N 52 "Об утверждении положения о взаимодействии уполномоченных представителей коренного малочисленного народа Алтайского края с органами исполнительной власти Алтайского края", а также иные нормативные правовые акты в отношении коренных малочисленных народов Севера и российского казачества.


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.05.2019 N 167)


Для содействия этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Алтайского края, используются ресурсы подпрограммы 5 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14 января 2014 года N 7, которая предусматривает меры по развитию межнационального сотрудничества. В частности, такая работа проводится в рамках грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, где в качестве приоритетного направления Губернатором Алтайского края выделено межнациональное сотрудничество, практикуется выделение субсидий на содействие проведению мероприятий в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых проектов, направленных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений.


Для более тесной координации взаимодействия органов государственной власти и этнокультурных объединений с 2010 года работает Совет по этнокультурному развитию Алтайского края, в составе которого представлены лидеры национальных общественных организаций. В 2015 году данный совещательный орган трансформирован в Совет по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края, конкретизированы его задачи.