На этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов с 2012 года осуществлялось масштабное внедрение в бюджетный процесс в Мурманской области программно-целевых подходов и инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Рост доли программных расходов консолидированного бюджета Мурманской области, ориентированных на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития региона, в общем объеме бюджетных расходов вырос с 81,2 % в 2012 году до 99 % по итогам 2016 года.
В целях совершенствования процесса разработки, реализации и оценки эффективности целевых (с 2014 года - государственных) программ Мурманской области в марте 2012 года создан Программно-целевой совет Мурманской области, осуществляющий рассмотрение разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области проектов программ и предложений по внесению изменений в действующие программы, рассмотрение вопросов о распределении объемов бюджетных ассигнований на реализацию программ, в том числе в части финансирования объектов капитального строительства.
Также с 2012 года принимаемые расходные обязательства перед включением в бюджет проходят процедуру оценки соответствия приоритетам социально-экономического развития Мурманской области, целям и задачам целевых (государственных) программ, полномочиям и функциям субъектов бюджетного планирования Мурманской области и отбора в соответствии с порядками:
- конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Мурманской области;
- включения инвестиционных проектов в целевые (государственные) программы Мурманской области на основании оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Начиная с 2013 года в состав закона об областном бюджете включено приложение, устанавливающее распределение бюджетных ассигнований в соответствии с направлениями деятельности органов государственной власти Мурманской области, соответствующие положения предусмотрены в Законе Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области".
В 2013 году разработана нормативная база, устанавливающая порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Мурманской области, а также их типовую структуру. Законом Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области" установлена начиная с 2014 года обязательность формирования и исполнения бюджета Мурманской области в формате государственных программ.
В целях интеграции процессов формирования бюджета и государственных программ в 2015 году принят Закон Мурманской области "О контрольных полномочиях Мурманской областной Думы", устанавливающий порядок представления в Мурманскую областную Думу проектов государственных программ Мурманской области, предложений о внесении изменений в государственные программы Мурманской области и процедуру их согласования.
С 2016 года при составлении областного бюджета и дальнейшего внесения изменений в него применяются обоснования бюджетных ассигнований, формируемые в едином автоматизированном комплексе, что позволяет обеспечить прозрачность расчетов бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета и повысить качество планирования. Кроме того, при формировании бюджета использовались планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Мурманской области.
Еще одним важным этапом, направленным на создание целостной системы стратегического и бюджетного планирования в регионе, стала разработка и утверждение бюджетного прогноза Мурманской области на долгосрочный период до 2035 года (далее - бюджетный прогноз), основой для разработки которого послужил прогноз социально-экономического развития региона на долгосрочный период.
Проект областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов впервые был сформирован на основе проекта бюджетного прогноза.
Наличие данного документа способствует стабильности планирования государственных финансов посредством снижения уровня неопределенности основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики.
Для обеспечения актуальности бюджетного прогноза предполагается его корректировка с учетом изменения прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период.
В настоящее время отмечается незначительная роль Программно-целевого совета Мурманской области и его рабочих групп в процессе рассмотрения программ с точки зрения достаточности предусмотренных мероприятий для достижения поставленных целей и рассмотрения и оценки результатов реализации программ.
С учетом вышеизложенного представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры, направленные на дальнейшее совершенствование планирования регионального бюджета:
1. Повышение достоверности прогнозов основных характеристик консолидированного бюджета Мурманской области и иных показателей, характеризующих состояние консолидированного бюджета Мурманской области, в том числе с учетом бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
2. Обеспечение поддержания актуальности бюджетного прогноза Мурманской области.
3. Сохранение достигнутого уровня программных расходов в структуре областного бюджета.
4. Усиление роли коллегиальных органов в рассмотрении и оценке результатов реализации программ.