Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 26.12.2017)


2.5. Совершенствование планирования областного бюджета


На этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов с 2012 года осуществлялось масштабное внедрение в бюджетный процесс в Мурманской области программно-целевых подходов и инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

Рост доли программных расходов консолидированного бюджета Мурманской области, ориентированных на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития региона, в общем объеме бюджетных расходов вырос с 81,2 % в 2012 году до 99 % по итогам 2016 года.

В целях совершенствования процесса разработки, реализации и оценки эффективности целевых (с 2014 года - государственных) программ Мурманской области в марте 2012 года создан Программно-целевой совет Мурманской области, осуществляющий рассмотрение разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области проектов программ и предложений по внесению изменений в действующие программы, рассмотрение вопросов о распределении объемов бюджетных ассигнований на реализацию программ, в том числе в части финансирования объектов капитального строительства.

Также с 2012 года принимаемые расходные обязательства перед включением в бюджет проходят процедуру оценки соответствия приоритетам социально-экономического развития Мурманской области, целям и задачам целевых (государственных) программ, полномочиям и функциям субъектов бюджетного планирования Мурманской области и отбора в соответствии с порядками:

- конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Мурманской области;

- включения инвестиционных проектов в целевые (государственные) программы Мурманской области на основании оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Начиная с 2013 года в состав закона об областном бюджете включено приложение, устанавливающее распределение бюджетных ассигнований в соответствии с направлениями деятельности органов государственной власти Мурманской области, соответствующие положения предусмотрены в Законе Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области".

В 2013 году разработана нормативная база, устанавливающая порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Мурманской области, а также их типовую структуру. Законом Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области" установлена начиная с 2014 года обязательность формирования и исполнения бюджета Мурманской области в формате государственных программ.

В целях интеграции процессов формирования бюджета и государственных программ в 2015 году принят Закон Мурманской области "О контрольных полномочиях Мурманской областной Думы", устанавливающий порядок представления в Мурманскую областную Думу проектов государственных программ Мурманской области, предложений о внесении изменений в государственные программы Мурманской области и процедуру их согласования.

С 2016 года при составлении областного бюджета и дальнейшего внесения изменений в него применяются обоснования бюджетных ассигнований, формируемые в едином автоматизированном комплексе, что позволяет обеспечить прозрачность расчетов бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета и повысить качество планирования. Кроме того, при формировании бюджета использовались планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Мурманской области.

Еще одним важным этапом, направленным на создание целостной системы стратегического и бюджетного планирования в регионе, стала разработка и утверждение бюджетного прогноза Мурманской области на долгосрочный период до 2035 года (далее - бюджетный прогноз), основой для разработки которого послужил прогноз социально-экономического развития региона на долгосрочный период.

Проект областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов впервые был сформирован на основе проекта бюджетного прогноза.

Наличие данного документа способствует стабильности планирования государственных финансов посредством снижения уровня неопределенности основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики.

Для обеспечения актуальности бюджетного прогноза предполагается его корректировка с учетом изменения прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период.

В настоящее время отмечается незначительная роль Программно-целевого совета Мурманской области и его рабочих групп в процессе рассмотрения программ с точки зрения достаточности предусмотренных мероприятий для достижения поставленных целей и рассмотрения и оценки результатов реализации программ.

С учетом вышеизложенного представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры, направленные на дальнейшее совершенствование планирования регионального бюджета:

1. Повышение достоверности прогнозов основных характеристик консолидированного бюджета Мурманской области и иных показателей, характеризующих состояние консолидированного бюджета Мурманской области, в том числе с учетом бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.

2. Обеспечение поддержания актуальности бюджетного прогноза Мурманской области.

3. Сохранение достигнутого уровня программных расходов в структуре областного бюджета.

4. Усиление роли коллегиальных органов в рассмотрении и оценке результатов реализации программ.