ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2017 года N 159-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2019 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 28.09.2018 N 448-ПП.
____________________________________________________________________
(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2017 N 625-ПП)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 N 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений", в целях оптимизации расходов бюджета Мурманской области, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу оптимизации расходов бюджета Мурманской области на 2017 - 2019 годы (далее - Программа).
2. Главным распорядителям средств областного бюджета учитывать положения Программы при реализации государственных программ Мурманской области, а также при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области учитывать положения Программы в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Дурягина Р.А.
Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН
ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2019 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2017 N 625-ПП)
Государственная бюджетная политика Мурманской области (в части оптимизации бюджетных расходов) (далее - бюджетная политика) в первую очередь направлена на выявление неэффективного расходования бюджетных средств с целью переориентации финансирования на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития региона для сохранения социальной и финансовой стабильности в Мурманской области.
Основными приоритетами бюджетной политики в части расходования средств на период реализации настоящей Программы (далее - Программа) являются:
- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, и с учетом требований статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- безусловное исполнение социальных обязательств перед населением региона, реализация мер социальной поддержки населения с применением критериев адресности и нуждаемости получателей, исключение финансирования дополнительных мер социальной поддержки федеральных и региональных льготников;
- установление моратория на увеличение численности государственных служащих Мурманской области и работников бюджетной сферы, за исключением случаев увеличения численности работников, связанного с наделением государственных органов Мурманской области новыми полномочиями и (или) перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления, а также увеличением бюджетной сети. Содействие установлению органами местного самоуправления моратория на увеличение численности муниципальных служащих;
- оптимизация расходов на содержание сети государственных и муниципальных учреждений и передача отдельных государственных и муниципальных услуг в негосударственный сектор.
Ключевые направления развития региона в бюджетно-финансовой сфере определялись положениями основных направлений бюджетной и налоговой политики Мурманской области на соответствующие годы и задачами бюджетного развития региона, определенными в программах реформирования региональных финансов в Мурманской области, повышения эффективности бюджетных расходов и концепции бюджетного развития Мурманской области в соответствующих годах.
С 2014 года реализуется План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Мурманской области на 2014 - 2018 годы (утвержден во исполнение пункта "б" перечня поручений Президента РФ от 11 сентября 2013 года N Пр-2193 распоряжением Правительства Мурманской области от 16.12.2013 N 359-РП) (далее - План). Планом предусмотрены меры по оптимизации сети государственных областных учреждений, структуры и численности государственных служащих Мурманской области, повышению эффективности бюджетных расходов, направляемых в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям, на социальное обеспечение. Бюджетный эффект в части оптимизации расходов областного бюджета, достигнутый при выполнении Плана, уже составил более 4 млрд рублей. Программа является преемником проводимой ранее работы, в том числе аккумулирует в себе отдельные мероприятия действующего Плана.
В Мурманской области осуществляется планомерная работа по оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области с целью сокращения расходов на их содержание.
Постоянно действующей рабочей группой по вопросу структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области и оптимизации их предельной штатной численности (распоряжение Губернатора Мурманской области от 09.06.2012 N 91-РГ) произведена инвентаризация функций, выполняемых исполнительными органами государственной власти, в целях исключения дублирующих, избыточных государственных функций.
Осуществлены мероприятия по передаче отдельных функций, носящих обеспечивающий характер, учреждениям, подведомственным исполнительным органам государственной власти Мурманской области (материально-техническое обеспечение, делопроизводство, информационное обеспечение).
В результате проведенных мероприятий за период с 2008 по 2016 годы численность государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Мурманской области сокращена на 429 единиц (31,5 %). Работа в данном направлении продолжается - рассматривается проект централизации учетно-расчетных функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области и подведомственных им областных учреждений (далее - проект "Централизованная бухгалтерия").
Централизацию функций по ведению бухгалтерского и бюджетного учета предполагается осуществить в два этапа:
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2017 N 625-ПП)
- первый в 2017 - 2018 годах - подготовительный (информационно-аналитический);
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2017 N 625-ПП)
- второй в 2018 - 2020 годах - основной (централизация функций по ведению бухгалтерского и бюджетного учета в исполнительных органах государственной власти Мурманской области и государственных областных учреждениях).
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2017 N 625-ПП)
Реализация проекта "Централизованная бухгалтерия" позволит:
- применить современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
- исключить дублирование операций по многократному вводу и обработке одних и тех же данных;
- осуществить полную автоматизацию с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций;
- внедрить информационные технологии, обеспечивающие взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления.
Одной из ключевых задач, помимо сокращения расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Мурманской области, остается проведение органами местного самоуправления бюджетной политики, направленной на сдерживание роста расходов и оптимизацию действующих расходных обязательств, связанных с содержанием органов местного самоуправления. Для решения указанной задачи в 2009 году были установлены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.
Установление в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области (далее - нормативы формирования расходов на содержание ОМСУ) явилось рычагом воздействия на ОМСУ в решении задачи оптимизации расходов на их содержание.
В 2014 году разработана и утверждена новая Методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, основанная на реальных социально-экономических параметрах, складывающихся в муниципальных образованиях Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 15.12.2014 N 624-ПП).
Соблюдение установленных Правительством Мурманской области нормативов формирования расходов на содержание ОМСУ является обязательным условием для предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, а также одним из условий для предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и предоставление бюджетных кредитов на частичное финансирование дефицита местного бюджета, погашение муниципальных долговых обязательств.
За период действия установленных нормативов формирования расходов на содержание ОМСУ всеми муниципальными образованиями были проведены мероприятия по оптимизации расходов на свое содержание и сокращению численности работников органов местного самоуправления (муниципальных служащих), данные представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование | 2009 год | 2016 год | Отклонение 2016 года от 2009 года | |
% | тыс. руб./ед. | |||
Расходы на содержание ОМСУ, тыс. руб. | 1912497,70 | 1864440,99 | -2,5 | -48056,71 |
Штатная численность работников ОМСУ, без выборных должностных лиц, ед. | 2768,5 | 1955,0 | -29,4 | -813,0 |
в том числе: муниципальных служащих, ед. | 2271,0 | 1705,0 | -24,9 | -566,0 |
С учетом вышеизложенного представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры, позволяющие обеспечить оптимизацию расходов консолидированного бюджета:
1. Продолжение работы, связанной с исключением непрофильных функций, не относящихся к государственно-властным полномочиям исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
2. Установление нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления, позволяющих обеспечить решение вопросов местного значения в условиях необходимости оптимизации расходов.
В рамках реализации Плана и выполнения "дорожных карт" по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности сфер здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, осуществляется последовательная работа по оптимизации сети и числа бюджетных учреждений с учетом оценки потребности в государственных учреждениях, необходимых для обеспечения доступности государственных услуг, а также оптимизация в отраслях социальной сферы.
В целом за период с 2014 по 2016 годы проводилась последовательная работа по реорганизации учреждений (путем присоединения, слияния и т.п.), в том числе:
- в сфере образования реорганизованы путем присоединения 8 учреждений, ликвидирован один детский дом, и проводится ликвидация второго;
- в сфере здравоохранения реорганизовано 10 медицинских учреждений и проводится реорганизация еще 9 учреждений;
- в сфере занятости населения реорганизовано 15 учреждений;
- в сфере социального развития населения проведена реорганизация 2 учреждений;
- в сфере обеспечения безопасности населения реорганизовано 7 учреждений (6 государственных областных казенных учреждений Государственной противопожарной службы Мурманской области присоединены к ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" и являются филиалами Государственной противопожарной службы Мурманской области).
В сфере культуры с 2012 года проводится реорганизация сети общедоступных библиотек. По итогам проведенных мероприятий количество библиотек - бюджетных учреждений (юридических лиц) по сравнению с 2012 годом сократилось на 9,4 % (2012 - 32 ед.; 2016 - 29 ед.), сеть общедоступных библиотек - на 10,7 % (2012 - 169 сетевых единиц; 2016 - 151 сетевая единица). С 2010 по 2013 годы проведена реорганизация 6 учреждений культуры.
Проведен комплекс мероприятий по размещению разнопрофильных учреждений под "одной крышей" (например, комплекс "школа - развивающие секции - библиотека и т.п.").
Еще одним важным направлением работы по оптимизации сети является создание центров коллективного пользования (высокооснащенных кабинетов) на базе школ, дворцов культуры, музеев, библиотек, колледжей, предоставляющих возможность реализации творческого потенциала получателей услуг посредством использования современного оборудования, программного обеспечения, доступа к библиотечному фонду и современным обучающим технологиям.
Так, например, на базе Мурманского областного краеведческого музея создан Региональный детско-юношеский центр краеведения, оснащенный современным компьютерным мультимедийным оборудованием, а на базе Мурманского областного художественного музея - Ресурсный центр развития творчества детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями. Помещения отвечают всем требованиям пребывания детей начиная с дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
В здании Мурманской областной филармонии создан Культурно-выставочный центр "Русский музей: виртуальный филиал". Формирование медиатеки мультимедийных материалов позволит предоставлять равные возможности доступа жителям региона к культурным ценностям художественных коллекций.
В регионе проводится работа по передаче непрофильных и не относящихся к основной деятельности функций бюджетных учреждений на аутсорсинг, таких как организация питания, уборка помещений, обслуживание лифтового оборудования.
Проведен анализ потребности в создании централизованных бухгалтерий, единых централизованных информационных систем учета и отчетности государственных областных учреждений и (или) передаче ведения бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности от государственного областного учреждения иному государственному учреждению или иной организации. В результате централизованные бухгалтерии созданы для областных учреждений культуры и образования. Спортивными учреждениями данные услуги переданы на аутсорсинг. Указанная работа будет продолжена.
На втором (основном) этапе реструктуризации бюджетного сектора необходимо провести более глубокие преобразования, направленные на проведение реорганизации бюджетных учреждений как основной предпосылки для внедрения новых форм бюджетного финансирования и повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг.
Помимо оптимизации бюджетной сети посредством реорганизационных мероприятий важным направлением работы на период действия Программы является анализ эффективности использования недвижимого имущества учреждений с целью принятия решения о его дальнейшем использовании. С 2019 года будет отменен коэффициент выравнивания, покрывающий необоснованную разницу в затратах учреждений; также из бюджета не смогут финансироваться затраты на неиспользуемое недвижимое имущество. В настоящее время данный коэффициент применяется следующими исполнительными органами государственной власти Мурманской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений: Министерством образования и науки Мурманской области, Комитетом по физической культуре и спорту Мурманской области, Комитетом по труду и занятости населения Мурманской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.
До 2018 года включительно установлен переходный период, в течение которого органы власти могут доводить объем финансирования учреждений до сложившегося в предыдущие годы уровня с помощью коэффициента выравнивания. После его отмены отличия от усредненной величины себестоимости услуг, обусловленные большей площадью помещений, большим штатом сотрудников и другими факторами, должны будут финансироваться учреждениями самостоятельно. В этой связи существует высокая необходимость своевременного принятия решения по дальнейшим действиям с неиспользуемым имуществом бюджетных учреждений (аренда, передача в казну, продажа и т.п.), в том числе дозагрузка имущественных комплексов с привлечением негосударственного сектора.