ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 года N 49


О Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009 - 2020 годы и на период до 2030 года

(с изменениями на 15 февраля 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 17.08.2016 N 154, от 30.06.2020 N 82, от 15.02.2023 N 21)




В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы Республики Ингушетия, рост уровня и качества жизни населения, Правительство Республики Ингушетия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Ингушетия на период до 2030 года.


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 15.02.2023 N 21)


2. Исполнительным органам государственной власти Республики Ингушетия при разработке и реализации отраслевых стратегий, республиканских целевых программ и прогнозов социально-экономического развития республики руководствоваться положениями указанной в пункте 1 настоящего Постановления Стратегии.



Председатель Правительства
Республики Ингушетия
Р.ГАЙСАНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 16 февраля 2009 г. N 49



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 15.02.2023 N 21)




Общие положения


Ключевым элементом системы стратегического регионального планирования является стратегия социально-экономического развития региона. Стратегия социально-экономического развития региона - это концептуальный документ регионального стратегического планирования, отражающий основные направления деятельности, цели, приоритеты и средства региональной политики обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона на долгосрочный период.


Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-172) и Закон Республики Ингушетия от 28.03.2016 N 9-РЗ "О стратегическом планировании в Республике Ингушетия".


Стратегия соответствует действующим Методическим рекомендациям по разработке стратегии субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.03.2017 N 132.


Процесс разработки Стратегии основывается на принципах: единства и целостности, разграничения полномочий, результативности и эффективности, ответственности участников, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе, а также открытости, социальной справедливости, опережающего развития инфраструктуры, свободы частных инициатив, долгосрочной макроэкономической стабильности, экономического и технологического суверенитета государства.


В Стратегии учтены основные положения федеральных документов стратегического планирования, в том числе Указа Президента РФ 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указа Президента РФ 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах РФ на период до 2024 года", Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности РФ", Указа Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года, Прогноза социально-экономического развития РФ до 2036 года, Стратегии пространственного развития РФ, Стратегии социально-экономического развития СКФО на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1089-р и др.


Стратегия взаимосвязана с реализацией основных инструментов государственной поддержки социально-экономического развития территорий: региональными, национальными и федеральными проектами в Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского Федерального округа на период до 2030 года", а также мероприятиями и проектами, сформированными в рамках разработки Модели экономического развития Республики Ингушетия до 2030 года, обеспечивающими создание новых рабочих мест, привлечение внебюджетных инвестиций и достижение целевых значений ключевых показателей социально-экономического развития Республики Ингушетия.


Стратегия состоит из следующих разделов.


В первом разделе "Стратегическая диагностика" дается общая оценка достигнутых целей социально-экономического развития, уровня конкуренции республики в сравнении с другими регионами, определяются стратегические факторы, потенциал и ресурсы развития, конкурентные преимущества и ключевые проблемы республики.


На основании результатов диагностики формируется стратегическая доктрина развития Республики Ингушетия (второй раздел), в которую входят следующие подразделы: стратегические вызовы, цели, сценарии и этапы развития, прогноз индикаторов достижения целей, ожидаемые результаты реализации Стратегии; ключевые показатели реализации основных направлений социально-экономического развития республики и оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.


В третьем разделе "Механизмы реализации Стратегии развития" описаны инструменты реализации, система мониторинга и корректировки Стратегии; перечень государственных программ республики.


В Стратегию включены также приложения:


1. Инвестиционные проекты и предложения в приоритетных отраслях экономики Республики Ингушетия на период до 2030 года;


2. Перечень государственных программ Республики Ингушетия и государственных программ Российской Федерации, в которых республика имеет возможность участвовать;


3. Отчет о ходе реализации Стратегии.


Стратегия определена на 12 лет (2019 - 2030 гг.) и предполагает три этапа реализации (2019 - 2021 гг., 2022 - 2027 гг., 2028 - 2030 гг.). При этом один раз в три года будет проходить корректировка.


Высокая динамика изменений внешних условий обусловливает необходимость использования сценарных вариантов реализации Стратегии (требования Методических рекомендаций Минэкономразвития РФ). Предложено два сценария: консервативный (сценарий жестких ресурсных ограничений) и базовый (сценарий умеренных ресурсных ограничений).



1. Стратегическая диагностика



1.1. Общая характеристика и базовые индикаторы


Территория Республики Ингушетия составляет 3,6 тыс. кв.км. Протяженность с севера на юг - 144 км, с запада на восток - 72 км. Численность населения на 01.01.2022 составляет 524,1 тыс. человек. В республике проживают представители 71 национальности. Удельный вес городского населения составляет 55,5%, сельского - 44,5%. Плотность населения в Республике Ингушетия - одна из самых высоких в России; на 01.01.2022 она составляет 145,5 человека на 1 кв.км.


Ингушетия расположена в центральной части северного склона Большого Кавказа. Территория субъекта вытянута с севера на юг и условно делится на две части: равнинную и горную. Природные условия Ингушетии для жизни населения весьма благоприятны. Климат континентальный, средние температуры января от -3 до -10°C, июля - 21 - 23°C. Осадков выпадает до 1200 мм в год. Почвы на равнине преимущественно луговые, на возвышенных участках выщелоченные и карбонатные черноземы, в долинах рек аллювиальные, в горах горнолесные и горно-луговые. Природно-климатические условия благоприятны для ведения сельского хозяйства.


К базовым индикаторам социально-экономического развития Республики Ингушетия относятся:


- динамика численности населения Республики Ингушетия;


- ожидаемая продолжительность жизни;


- смертность населения;


- динамика ВРП Республики Ингушетия;


- динамика ВРП на душу населения Республики Ингушетия;


- средний доход на душу населения;


- количество малых предприятий.


Динамика численности населения Республики Ингушетия приведена на рисунке 1. Наблюдается стабильный прирост населения в регионе (на 28,1% за 13 лет).


Рисунок 1 - Численность населения Республики Ингушетия (тыс. человек)*

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Ингушетия в период с 2009 г. по 2021 г. показана на рисунке 2. Регион занимает 1-е место в Российской Федерации по ожидаемой продолжительности жизни населения.


Рисунок 2 - Ожидаемая продолжительность жизни (число лет)*

________________

* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Динамика валового регионального продукта (ВРП) Республики Ингушетия в период с 2008 г. по 2020 г. (данные за 2021 год будут опубликованы Росстатом позднее) показана на рисунке 3. Динамика ВРП положительна, за исключением 2020 года, когда на экономику региона, как и в целом всей страны, повлияла ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции.


Рисунок 3 - Динамика валового регионального продукта Республики Ингушетия (млрд. руб.)*

________________

* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Динамика ВРП на душу населения Республики Ингушетия представлена на рисунке 4. Динамика ВРП на душу населения также положительна, за исключением 2020 года.


Рисунок 4 - Динамика ВРП на душу населения Республики Ингушетия (тыс. руб.)*

________________

* Рисунок 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Динамика смертности населения Республики Ингушетия (без показателя смертности от внешних причин) представлена на рисунке 5. До 2019 года наблюдался рост значений показателя смертности, после чего данный показатель постепенно сокращается. Республика Ингушетия занимает первое место среди регионов Российской Федерации по наименьшему числу умерших в год, что является положительной характеристикой.

Рисунок 5 - Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (число умерших на 100000 человек населения)*

________________

* Рисунок 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Динамика среднедушевых доходов населения Республики Ингушетия представлена на рисунке 6. Среднедушевые денежные доходы населения в Республике Ингушетия в 2021 году по предварительным данным выросли более чем в 2 раза относительно 2009 года. Однако они все еще находятся на низком уровне по сравнению с показателями других регионов России.


Рисунок 6 - Среднедушевые доходы на душу населения (руб. в месяц)*

________________

* Рисунок 6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства представлена на рисунке 7. На графике наблюдается постепенный рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 2016 г. по 2019 г. Вместе с тем, в 2020 году число субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось. Такая тенденция отразилась на секторе малого и среднего бизнеса во всех регионах России ввиду введенных ограничений и вынужденного простоя предприятий и индивидуальных предпринимателей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В 2021 год число субъектов малого и среднего предпринимательства восстановилось и превысило значение 2019 года.


Рисунок 7 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.)*

________________

* Рисунок 7 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»