Текущее состояние управления финансами Калуги свидетельствует, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению муниципальной собственностью, внедрению новых технологий в формировании и исполнении бюджета Калуги.
Бюджет Калуги в последнее время утверждается до начала финансового года. Постановление Городской Думы г. Калуги "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2004 год" принято 2 декабря 2003 года N 287.
Аналогичное постановление Городской Думы о бюджете города на 2005 год принято 21 декабря 2004 года.
Бюджет носит открытый, прозрачный характер. Расходы бюджета утверждаются по распорядителям бюджетных средств в разрезе разделов функциональной классификации, целевых статей и видов расходов, статей экономической классификации.
Утверждено положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Калуга" (постановление Городской Думы от 20.07.2005 N 124).
В ходе рассмотрения проекта бюджета Калуги проводятся депутатские слушания, проект бюджета рассматривается на всех комитетах Городской Думы г. Калуги. Постановление Городской Думы о бюджете публикуется в средствах массовой информации.
Отчет об исполнении бюджета ежеквартально представляется для рассмотрения в Городскую Думу г. Калуги. Годовой отчет об исполнении бюджета г. Калуги утверждается постановлением Городской Думы и публикуется в печати.
Налоговая и бюджетная политика в Калуге ориентирована прежде всего на создание благоприятных условий для стимулирования инвестиционной активности организаций, упрощение системы налогообложения для малого бизнеса, улучшение налогового администрирования и повышения на этой основе собираемости налогов, совершенствование системы эффективного управления муниципальной собственностью.
Место, занимаемое бюджетом в финансовой системе Калуги, определяет значение бюджетного права в финансовом законодательстве Калуги. Общие подходы в его развитии проявляются прежде всего в основных принципах. Одним из важных принципов бюджетного права является требование полноты бюджета, в соответствии с которым все прогнозируемые доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Исходя из данного контекста исполнительная власть Калуги не должна иметь каких-либо доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрены бюджетом. Все доходы и расходы без уменьшений, вычетов или смешений в обязательном порядке получили санкцию представительной власти и находятся под контролем Городской Думы г. Калуги.
Важной характеристикой функционирования финансовой системы во времени является принцип ежегодного утверждения бюджета Калуги. Принцип единства и полноты бюджета не создает привилегированное положение для отдельных статей при определении целесообразности и приоритетности муниципальных расходов. При формировании доходной базы муниципального образования используются прогнозируемые макроэкономические показатели Калуги. Кроме того, более эффективное использование муниципального имущества, доходы от которого не учитывались при формировании межбюджетных отношений.
Привлечение ресурсов, отражаемых как муниципальный долг, осуществляется в рамках ограничений, ежегодно утверждаемых постановлением о бюджете Калуги. Общий объем долга не превышает доходы бюджета без безвозмездных перечислений из других уровней бюджета. При планировании операций в сфере муниципального долга Городская Управа выступает в качестве гаранта по обязательствам третьих лиц лишь в исключительных случаях, принимая во внимание качество обеспечения обязательств заемщиков перед Городской Управой и их платежеспособность.
В городе Калуге с 2000 года разрабатываются городские целевые программы. Нормативно-правовым актом представительного органа местного самоуправления закреплен список целевых программ, требование частичной оплаты по ним со стороны местного бюджета и наличие экономически обоснованного проекта. Данные программы направлены на социально-экономическое развитие и представляют увязанные по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям комплекс экономически обоснованных производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение городских проблем.
При этом учитываются приоритеты и цели социально-экономического развития Калуги и прогнозы развития финансовых ресурсов.
Порядок предоставления налоговых льгот в Калуге регламентирован постановлением Городской Думы г. Калуги от 09.12.2003 N 301 "Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению материалов для предоставления налоговых и других льгот" (ранее с 1997 года действовало решение Городской Думы г. Калуги от 25 февраля 1997 года N 31 "Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению материалов для установления налоговых и других льгот").
Основанием для предоставления налоговых льгот в 2004 году является постановление Городской Думы г. Калуги от 18.11.2003 N 273 "О предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков льгот по уплате налогов, действующих на территории Калуги".
Прогнозируемая величина налоговых льгот по категориям налогоплательщиков представлена в приложении N 4 к бюджету Калуги на 2004 год, утвержденному постановлением Городской Думы г. Калуги от 02.12.2003 N 287, она составляет 11828,9 тыс. руб.
Предоставление налоговых льгот способствует стабилизации тарифной политики в сфере муниципальной экономики, носит социальную направленность, поддерживая наименее защищенные слои населения. В целях создания конкурентоспособной среды льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, тем самым не ущемляя прав хозяйствующих субъектов на территории Калуги.
Предельный объем муниципальной поддержки и размер налоговых льгот на 2004 год в соответствии с постановлением Городской Думы г. Калуги от 02.12.2003 N 287 определен в размере 4 процентов от собственных доходов бюджета Калуги. Учитывая то, что необходимость предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков увеличивает потери бюджета, Городской Думой г. Калуги постановлением от 23.12.2003 N 334 введен мораторий на дальнейшее предоставление налоговых и других льгот на 2004 год.
В Калуге проведена большая работа по внедрению с 2003 года казначейского исполнения бюджета. Произведено техническое обеспечение казначейства и обучение персонала. Определены этапы перехода на казначейскую систему исполнения бюджета, порядка его реализации и сроков исполнения. Проведены согласования со всеми участниками бюджетного процесса, которых затрагивает внедрение казначейской системы исполнения бюджета. Отрегулирована нормативная правовая база всех вопросов, связанных с созданием казначейства. Выделены штаты. Укомплектовано оборудование. Введены единые схемы документооборота.
Проводятся мероприятия по улучшению качества управления муниципальной собственностью. В составе муниципальной собственности имеются эффективно функционирующие предприятия.
В Калуге реализуется программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 10.04.1998 N 333 и постановлением Правительства области от 20.11.2001 N 234. С целью реализации реформы введена система дифференцированной оплаты населением жилья и коммунальных услуг в зависимости от социальной нормы площади жилья, а также введена 100% плата за 2-е и более жилье. Принята Инструкция по реализации постановления Городской Думы г. Калуги N 201 от 14.07.1999 "О порядке оплаты жилья и коммунальных услуг отдельными категориями граждан".
Постановлением Городского Головы N 237-п от 18 июня 2002 года утверждена программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги на 2002-2005 годы.
С 01.02.2002 Городской Думой г. Калуги принято постановление N 18 от 29.01.2002 "Об установлении размера платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг", которым установлен на 2002 год уровень платежей граждан в размере 80%, изменены социальные нормы площади жилья и утверждено Положение "О порядке предоставления гражданам адресных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг".
Постановлением Городской Думы г. Калуги N 15 от 20.01.2003 на 2003 год уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг в целом по всем видам услуг, цены на которые регулируются органами местного самоуправления, утвержден в размере 90%. Установленный уровень сохранен и на 2004 год.
Формирование бюджета Калуги с выделением текущих и капитальных расходов производится с 1996 года.
Параметры бюджета соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дефицит бюджета города не превышает 10 процентов от объема собственных доходов. Общий объем долга не превышает доходы городского бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Расходы на обслуживание долговых обязательств не превышают 1 процента от расходов бюджета.
Выполняя главную задачу по своевременному и рациональному освоению бюджетных средств, Городская Управа г. Калуги обращает особое внимание на совершенствование системы муниципального заказа как эффективное средство управления муниципальными финансами.
Организационная структура управления муниципальным заказом функционирует как форма распределения задач и полномочий по принятию решений между ее структурными подразделениями в сфере бюджетных отношений. Задачами организации управления муниципальным заказом являются: