от 18 июня 2002 года № 237-п
О Программе "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в г. Калуге"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Постановления Законодательного Собрания области N 333 от 10.04.98 г. "О программе "Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории Калужской области":
1. Утвердить Программу "Реформа жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги".
2. Регулярно (1 раз в год) заслушивать на совещании работников жилищно-коммунального хозяйства и отдела социальной защиты о ходе выполнения данной программы и при необходимости вносить коррективы при расхождении прогнозируемых показателей с реально сложившимися.
3. Предложить Управлению социальной защиты (Алешина С.Н.) постоянно анализировать жизненные условия населения и при необходимости вносить предложение о снижении максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в пределах социальной нормы.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на 1-го заместителя городского Головы Н.М.Матвейкина.
Городской Голова
В.В.Иванов
Утверждена
Постановлением
городского Головы г. Калуги
от 18 июня 2002 г. N 237-п
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги
1. Основные цели реформы
Программа реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Калуге разработана в соответствии с:
1. "Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ" (Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. N 425);
2. Постановлением РФ N 887 от 02.08.99 г. "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения;
3. Постановление Правительства РФ от 17.11.01 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
4. Постановление Правительства РФ от 19.11.2001 г. N 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья коммунальных услуг на 2002 год";
5. Постановление Правительства Калужской области N 234 от 20.11.01 г. "О проекте Закона Калужской области "О внесении изменений и дополнений в программу "Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории Калужской области".
Главным условием проведения реформы является экономическая сбалансированность намеченных мероприятий с реальными возможностями муниципального бюджета с одной стороны и доходами населения с другой стороны.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства проводится с целью решения следующих задач:
- создание условий проживания, отвечающим стандартам качества;
- снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда;
- переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате ремонтно-эксплуатационных расходов и коммунальных услуг населением - потребителем в полном объеме от себестоимости при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования повышения качества обслуживания.
2. Определение стандарта (норматива) условий проживания
Установить для муниципального образования "г. Калуга" следующие социальные нормативы площади жилья, дающие право гражданам на компенсацию (субсидию) при оплате жилья:
- 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
- 42 кв. метра - на семью из двух человек;
- 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан;
- проживающим в общежитиях в соответствии с "Примерным положением об общежитиях", утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 11.08.88 г. N 328
3. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
3.1. Формирование муниципальных заказов на обслуживание и ремонт объектов жилищно-коммунального назначения проводить на конкурсной основе, независимо от хозяйственно-правового статуса подрядной организации и при наличии у них лицензии на соответствующий вид работ.
Довести дома жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями, отобранными на конкурсной основе:
в 2002 году - до 10%
в 2003 году - до 20%
в 2004 году - до 30%
в 2005 году - до 50%.
3.2. Продолжить работу и проводить организационные мероприятия, направленные на создание товариществ собственников жилья. Осуществлять финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда товариществ собственников на равных условиях с жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.
3.3. Обеспечить обязательное заключение договоров между службами заказчика и эксплуатационными подрядными организациями с указанием конкретного перечня объемов работ, подлежащих выполнению, и ответственность сторон за снижение стандарта (качества) предоставления услуг.
3.4. Продолжить заключение договоров на оказание жилищных (эксплуатационных) и коммунальных услуг между собственниками жилья и каждым нанимателем (арендатором) жилых помещений (договора аренды).
3.5. Сформировать единую базу данных по населению города Калуги. В 2002 году закончить работу по формированию базы данных и списков льготных категорий граждан, получающих льготы по федеральным Законам. Продолжить работу но доработке базы данных по всем категориям населения, в том числе льготников.
3.6. Постоянно проводить работу по приему в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.
3.7. Уточнить нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на основе фактически обоснованных объемов поставок.
4. Реформирование системы финансирования
жилищно-коммунального хозяйства
4.1. Продолжить поэтапный переход от бюджетного дотирования организаций жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость (самофинансирование).
4.2. Продолжить работу по поэтапному приближению оплаты услуг населением к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему полное возмещение издержек и самоокупаеммость жилищно-коммунального хозяйства.
4.3. Установить на 2002-2004 годы следующий уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг в размере:
с 01.02.2002 г. - 80%
с 01.01.2003 г. - 90%
с 01.01.2004 г. - 100%
4.4. Пересмотреть с 01.02.02 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги на уровне экономически обоснованных социальных стандартов предоставления услуг.
4.5. В связи с увеличением уровня платежей граждан на переходный период ожидается временный спад поступлений за ЖКУ, необходимо предусмотреть резервный фонд на возвратной основе для предприятий, обеспечивающих поставку жилищно-коммунальных услуг в размере месячного начисления на содержание и текущий ремонт жилищного фонда 13,0 млн. руб. (5,8 т. кв. м x 2,20 руб.).
4.6. Продолжить взимание платы за сверхнормативную площадь и второе жилье по тарифам полного возмещения затрат на содержание и эксплуатацию жилья. При расчете сверхнормативной площади из общей площади помимо социальной нормы на семью вычитается половина социальной нормы на человека (на семью из двух и более человек). В переходный период для собственников приватизированных квартир сохраняются те же условия, что и для нанимателей в домах муниципального жилого фонда.
4.7. Ввести плату за найм (аренду) жилищного фонда с учетом дифференциации в зависимости от места расположения домов, уровня благоустройства квартир и технического состояния жилищного фонда.
4.8. Продолжить работу по программе энергоресурсосбережения в части снижения непроизводительных потерь и затрат, внедрения ресурсосберегающих технологий, установки индивидуальных и общедомовых приборов учета.
Количество | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Счетчики общедомовые | 1200 | 170 | 275 | 345 | 410 |
4.9. Разработать положение об утверждении цен и тарифов на продукцию и платные услуги муниципальных предприятий предоставляющих ЖКУ сверх социальных стандартов качества, направленные на снижение издержек по обслуживанию жилищного фонда и получению дополнительных доходов.
4.10. Провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда. Сформировать социальный паспорт муниципального образования "г. Калуга". Вести обменную информацию по уровню платежей населения за ЖКУ с городами России.
4.11. Разработать положение о взимании платы за содержание жилья и коммунальные услуги для граждан, проживающих в общежитиях.
4.12. Разработать и ввести в 2004 году оплату за страхование жилищного фонда.
5. Организация социальной защиты населения
5.1. В связи с увеличением уровня платежей граждан за ЖКУ размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.
В совокупный доход семьи должны включаться денежные эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, а также условный доход от владения некоторыми видами имущества.
Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежей за жилье и коммунальные услуги.
При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг последует переход к системе адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на основе заявительного принципа.
5.2. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг составит:
- в 2002 году - 20 процентов,
- начиная с 2003 года - 22 процента,
- для многодетных семей - 15 процентов,
- для нетрудоспособных, одиноко зарегистрированных по месту жительства граждан с доходами ниже установленной величины прожиточного минимума в среднем на душу населения - 10 процентов.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, в исключительных случаях, может быть снижена по решению комиссии по оказанию адресной помощи при городской Управе.
5.3. Управлению социальной защиты совместно с городским статистическим управлением проводить социологическое исследование доходов и расходов населения города и оценку платежеспособности населения.
5.4. При формировании расходных статей бюджета предусматривать выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
5.5. Создать жилищный фонд социального назначения и без права приватизации, предназначенный для заселения малообеспеченными одинокими гражданами - исключительно по договорам найма.
5.6. Создать обменный фонд для замены жилья гражданам, имеющим "излишки" занимаемой площади.
5.7. Одиноким малообеспеченным нетрудоспособным гражданам предоставлять денежные компенсации в обмен на передачу в муниципальную собственность приватизированного жилья с правом пожизненного проживания.
5.8. Производить замену жилых помещений семей, имеющих "излишки" площади, на жилье меньшей площади (в пределах социальной нормы) предоставлением субсидий с момента подачи заявления об обмене.