Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2017 - 2020 ГОДЫ

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


Местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Красноярского края (далее - малочисленные народы) являются Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы Красноярского края, Енисейский (сельское поселение Сымский сельсовет), Тюхтетский (сельское поселение Чиндатский сельсовет), Северо-Енисейский и Туруханский районы Красноярского края.

Численность малочисленных народов, проживающих в этих районах, составляет 16226 человек <1>. Из них около 3,5 тысячи человек занимаются традиционными видами хозяйственной деятельности: оленеводством, рыболовством, промысловой охотой, собирательством, художественными промыслами.

     ________________

<1> Сведения согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Преобладающим видом традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов остается домашнее северное оленеводство, оно в большей степени способствует сохранению языка, обычаев малочисленных народов и является важным этнообразующим фактором.

В настоящее время выпасом оленей занимаются 550 семей оленеводов в 14 оленеводческих хозяйствах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края и 23 семьи оленеводов Туруханского района Красноярского края. В Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края создано оленеводческо-племенное хозяйство "Суриндинский".

Разведение домашних северных оленей на территории Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районах Красноярского края, Туруханского района Красноярского края сопряжено с определенными трудностями: предполагает ведение кочевого образа жизни в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и вынуждает оленеводов приспосабливаться к современным реалиям промышленного освоения северных территорий, вызвавшим сокращение естественных пастбищ и нарушение норм выпаса животных.

С целью сохранения и дальнейшего развития северного оленеводства в условиях интенсивного промышленного освоения северных территорий Красноярского края необходимо проведение специализированного учета поголовья домашних северных оленей, пастбищ, оленеводческих хозяйств.

Отсутствие в настоящее время фактических показателей о состоянии поголовья домашних северных оленей мешает продуктивному использованию оленьих пастбищ, не позволяют рационально задействовать механизмы поддержки материально-технической базы оленеводческих хозяйств и гарантировать стабильно высокую продуктивность северного оленеводства.

По данным, представленным оленеводческими хозяйствами, на начало 2016 года, количество домашних северных оленей в Красноярском крае составило 116,2 тысячи голов, из них в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края - 112,9 тысячи, в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края - 2,5 тысячи, в Туруханском районе Красноярского края - 0,8 тысячи.

Помимо оленеводства способом жизнеобеспечения малочисленных народов являются рыболовство (реализация водных биоресурсов) и промысловая охота (в том числе переработка и реализация охотничьей продукции).

Промысловая охота в большей степени характерна для Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, на территории которого обитает самая большая в мире популяция дикого северного оленя, насчитывающая более 400 тысяч голов. В Туруханском районе Красноярского края и Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края в зоне тайги и лесотундры осуществляется добыча ценных пушных зверей.

Ведение рыболовства и промысловой охоты (включая переработку и реализацию продукции) осложнено современными условиями рыночной экономики. Малые объемы добычи при высоких транспортных издержках и отсутствии современных предприятий по комплексной переработке сырья делают традиционную хозяйственную деятельность неконкурентоспособной.

Тяжелые бытовые условия, отсутствие не только социальных благ, а и первоочередных государственных услуг из-за труднодоступности населенных пунктов, в которых проживают малочисленные народы, делают ведение традиционной хозяйственной деятельности малопривлекательным, приводят к оттоку населения из национальных населенных пунктов.

С целью реализации установленных законодательством Российской Федерации прав на жилье, труд, отдых, образование и здравоохранение, с учетом особенностей мест традиционного проживания в Красноярском крае ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы, направленной на защиту прав и интересов малочисленных народов.

Уставом Красноярского края, Законом N 7-1215 закреплены гарантии прав малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности.

В 2010 году принят Закон N 11-5343, определивший основные цели и принципы организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, основные направления государственной поддержки малочисленных народов.

Нормативное урегулирование вопросов оценки и компенсации ущерба, наносимого исконной среде обитания, традиционной хозяйственной деятельности, культуре и здоровью малочисленных народов, осуществлено путем дополнения в 2012 году Закона N 7-1215 положениями, закрепившими право малочисленных народов на возмещение убытков, причиненных им в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. В рамках данного законодательного акта утверждена Методика исчисления размера убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, проживающим на территории края, в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

В 2013 году принято Постановление Правительства Красноярского края от 26.02.2013 N 60-п "Об утверждении Порядка утверждения нормативно-справочных показателей, необходимых для исчисления убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, проживающим на территории Красноярского края, в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов".

С целью сохранения и развития домашнего северного оленеводства как одного из основных видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов был принят Закон Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868 "О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае", закрепивший основные направления и меры государственной поддержки северного оленеводства, в том числе меры поддержки, ранее реализуемые в соответствии с Законом Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края".

В 2015 году меры государственный поддержки северного оленеводства были дополнены. Финансовая поддержка стала предоставляться не только на наращивание, но и на содержание поголовья северных оленей <2>.

     ________________

<2> Порядок предоставления указанной меры государственный поддержки установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий, и признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Красноярского края по вопросам предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям".

Важным событием в сфере правотворчества стало принятие в 2015 году Закона Красноярского края от 05.11.2015 N 9-3816 "О родных (национальных) языках коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края", закрепившего основные направления государственной поддержки в сфере сохранения, изучения и развития родных языков малочисленных народов.

В целях правового закрепления особого статуса Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края в 2015 году принят Закон Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4110 "Об административно-территориальных единицах с особым статусом", установивший понятие особого статуса Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края, особенности правового регулирования административно-территориальных единиц с особым статусом, направления государственной политики Красноярского края по вопросам реализации особого статуса Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края.

Финансовым инструментом реализации государственной политики в сфере поддержки малочисленных народов является государственная программа Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края", утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 520-п (далее - государственная программа).

Объем финансирования государственной программы ежегодно составляет более 400 млн рублей и позволяет охватить мерами государственной поддержки более 2,5 тысячи оленеводов, охотников и рыбаков.

В сфере оленеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого и федерального бюджетов ежегодно предоставляются субсидии на наращивание и содержание поголовья домашних северных оленей в общей сумме более 45 млн рублей.