____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства КЧР от 22.01.2019 N 10.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 15 мая 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.05.2017 N 143, от 30.01.2018 N 24, от 15.05.2018 N 130)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 N 61 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
1. Утвердить государственную программу "Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2020 годы".
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики:
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего финансово-экономические вопросы.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
А.А.ОЗОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2017 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.05.2017 N 143, от 30.01.2018 N 24, от 15.05.2018 N 130)
Наименование Программы | "Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Перечень Подпрограмм | Подпрограмма 1 "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2017 - 2020 годы". Подпрограмма 2 "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Карачаево-Черкесскую Республику на период до 2020 года". Подпрограмма 3 "Обеспечение условий реализации государственной программы" |
Цель Программы | Обеспечение устойчивого экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи Программы | Реализация единой государственной социально-экономической политики, направленной на обеспечение устойчивого развития Карачаево-Черкесской Республики; создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии Карачаево-Черкесской Республики; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе системы эффективного управления инвестиционными процессами, позволяющими максимизировать приток инвестиций в Карачаево-Черкесскую Республику и обеспечить ее устойчивое социально-экономическое развитие |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы | Объем валового регионального продукта на душу населения Карачаево-Черкесской Республики (в сопоставимых ценах); количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Карачаево-Черкесской Республики; количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Соглашением); доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения; оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года; доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей); количество вновь созданных рабочих мест в организациях, получивших государственную поддержку реализации инвестиционных проектов; налоговые поступления в бюджет Карачаево-Черкесской Республики от реализации инвестиционных проектов организациями, получившими государственную поддержку реализации инвестиционных проектов; сумма привлеченных внебюджетных инвестиций организациями, получившими государственную поддержку реализации инвестиционных проектов |
Этапы и сроки реализации Программы | 2017 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем финансирования Программы на 2017 - 2020 годы составляет - 2301894,2 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 2132210,9 тыс. рублей, из них по годам: 2017 год - 523302,4 тыс. рублей 2018 год - 535038,3 тыс. рублей 2019 год - 528518,9 тыс. рублей 2020 год - 545351,3 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 169683,3 тыс. рублей, из них по годам: 2017 год - 43313,7 тыс. рублей 2018 год - 60418,0 тыс. рублей 2019 год - 31750,8 тыс. рублей 2020 год - 34200,8 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2018 N 130) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Устойчивое экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики, основанное на модернизации и диверсификации экономики, привлечение инвестиций в экономику, повышение инвестиционной и инновационной активности, развитие малого и среднего предпринимательства, реализация Программы позволит достичь к 2020 году следующих результатов (по отношению к 2016 году): устойчивый темп роста валового регионального продукта; объем привлеченных внебюджетных инвестиций организациями, получившими государственную поддержку реализации инвестиционных проектов составит 1445000,0 тыс. рублей; оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года составит 84,8%; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения возрастет до 11,4%; налоговые поступления в бюджет Карачаево-Черкесской Республики от реализации инвестиционных проектов организациями, получившими государственную поддержку реализации инвестиционных проектов составят 220000,0 тыс. рублей; повышение деловой активности |
Карачаево-Черкесская Республика имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности.
На территории Карачаево-Черкесской Республики расположены известные центры международного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта - Домбай, Теберда, Архыз. Курорты славятся первозданной природой, лечебным воздухом, богатством растительного и животного мира. Домбай является частью Тебердинского государственного природного биосферного заповедника, занимающего 85 тыс. гектаров.
Площадь горнолыжных зон превышает 200 квадратных километров и сопоставима по площади с горнолыжными курортными районами Французских Альп и Зальцбурга в Австрии. Наиболее перспективным направлением туристической отрасли является горнолыжный отдых. Туристический потенциал является важнейшим стратегическим ресурсом республики. Эффективное использование неисчерпаемых курортных ресурсов и мощного туристического потенциала республики позволит получить значительную экономическую отдачу, создать дополнительные рабочие места, вовлечь в сферу трудовой деятельности специалистов различного профиля.
Оценивая состояние туристической отрасли в регионе, следует отметить, что за последние годы в развитии туризма произошли позитивные сдвиги. Успешно реализуется крупный инвестиционный проект по созданию всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Архыз". Однако назвать полноценным, развитие этого сектора экономики в республике пока еще рано. Вместе с тем развитие туристического рынка республики характеризуется ростом числа компаний занятых в этом секторе. Поэтому, в настоящее время ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Необходимо развитие не только крупных туристических площадок, но и небольших туристско-рекреационных и курортно-санаторных комплексов.
В последнее время макроэкономическая ситуация в Карачаево-Черкесской Республике, как и в стране в целом, характеризовалась снижением экономической активности. Тем не менее, благодаря высокой диверсификации экономики и реализации плана действий по обеспечению экономического роста и социальной стабильности в республике, в ряде отраслей получены положительные результаты.
Динамика макроэкономических процессов в последние годы в Карачаево-Черкесской Республике обусловлена реализацией мер по формированию условий экономического роста, созданием благоприятного инвестиционного климата, направлением всех видов ресурсов на поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики, что оказывает стимулирующее воздействие на экономическую активность, рост производства, повышение уровня жизни населения Карачаево-Черкесской Республики.
Меры, предпринимаемые Правительством Карачаево-Черкесской Республики, направлены на обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов с целью исполнения бюджетных обязательств, содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест, поддержку агропромышленного комплекса, оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, развитие туристического кластера.
Правительством Карачаево-Черкесской Республики продолжена работа, направленная на устойчивое развитие экономики и социальной сферы региона. 2015 год характеризуется как наличием позитивных тенденций развития, так и снижением темпов экономических показателей отдельных отраслей.
В числе положительных тенденций можно отметить рост индекса производства и распределения электроэнергии газа и воды, производства продукции сельского хозяйства, расширение жилищного строительства, увеличение заработной платы и доходов населения, снижение численности официально зарегистрированных безработных.
Промышленный комплекс занимает значимое место в экономике Карачаево-Черкесской Республики, как создающий материальную основу инновационных и инвестиционных процессов. Выпускаемая предприятиями республики продукция поставляется во многие регионы России, а также за ее пределы.
В структуре республиканского промышленного производства удельный вес обрабатывающих производств составляет 77,59%, производства и распределения электроэнергии - 15,74%, добычи полезных ископаемых - 6,67%. При этом в структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств 27,9% - доля производства пищевых продуктов, включая напитки.
Одной из структурообразующих отраслей промышленности республики является производство стройматериалов, которая является одной из ведущих по объемам производимой продукции. Качество стройматериалов и конструкций, которые может поставлять республика на рынок стройматериалов, не уступает среднероссийскому. Республика располагает большими объемами нерудных материалов, которые служат хорошей сырьевой базой. Налажено производство кирпича, бетона, извести, железобетонных изделий, песчанно-гравийных смесей, металлических конструкций производство высокомарочного цемента, железобетонных конструкций, стеновых материалов. Появились и новые приоритетные направления развития промышленности: автомобилестроение, производство керамзита, продукции на основе гипсового сырья, гипса для медицинских целей, искусственной кожи и мебели.
В настоящее время конкурентоспособной продукцией промышленного комплекса являются медный концентрат (содержание меди 15 - 16%), резинотехнические изделия, портландцемент марок 400 и 500, минеральная и экологически чистая питьевая вода, сахарный песок и мясомолочная продукция.
В результате сокращения выпуска продукции в обрабатывающих отраслях и добыче полезных ископаемых на 9,0% и на 1,5%, соответственно, по итогам 2015 года общий индекс промышленного производства сложился на уровне 98,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс производства вырос и составил 116,3% к уровню 2014 года.
С целью наращивания и использования производственного потенциала индустрия промышленности республики интегрируется в крупные компании России. Примером служит закрытое акционерное общество "Урупский горно-обогатительный комбинат", входящее в состав Уральской горнометаллургической компании (УГМК), крупнейшего в мире поставщика цветных металлов и сортовой стали, и Открытое акционерное общество "Кавказцемент", являющееся частью крупнейшего холдинга Открытого акционерного общества "Евроцементгруп", открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания" входящее в состав открытого акционерного общества "РусГидро".
Наибольший спад наблюдался в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, где выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом сократился на 17,6%, химическом производстве на 14,4%, производстве пищевых продуктов, включая напитки на 9,3%, производстве резиновых и пластмассовых изделий на 7,7%.
Положительная динамика индекса в 2015 году сохранилась в текстильном и швейном производстве - 164,6%, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - 101,9% к уровню 2014 года.
Наиболее высокие темпы роста наблюдаются в областях бумажного производства (общество с ограниченной ответственностью "Бумфа групп"), производства нетканых материалов - синтепона (общество с ограниченной ответственностью "Селена") и производства металлопластиковых окон и дверей.
Развиваются инновационные промышленные предприятия: ведется строительство третьей очереди "Фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий" общество с ограниченной ответственностью "Квест-А", общей стоимостью свыше 2,3 млрд. рублей. Аналогов данному проекту в настоящее время в России нет.
Развивается отрасль производства транспортных средств на базе частной Автомобильной компании "ДерВейс", образованной в 2003 году. В настоящее время предприятие динамично развивается и имеет налаженную сеть дилерских центров.
Наиболее общими и системными проблемами промышленности Карачаево-Черкесской Республики, сдерживающими дальнейший рост производства и позитивные структурные изменения, являются: дефицит собственных средств, объем которых недостаточен для проведения структурных преобразований; высокий износ основных производственных фондов; недостаточная внешнеторговая деятельность.
Основными принципами политики, направленной на повышение конкурентоспособности республиканской промышленности, должны стать: стимулирование сохранения существующей специализации ведущих отраслей промышленности; наращивание производственного потенциала по приоритетным направлениям развития промышленности; формирование регионального рынка технологий и инновационной продукции; технологическая модернизация производства, повышение наукоемкости производств; стимулирование адаптации предприятий к условиям перехода на инновационный тип развития, повышение энергоэффективности и конкурентоспособности предприятий.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой потенциал сельских территорий.
Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2015 году, в действующих ценах, по предварительным данным, составил 28005,0 млн. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства к уровню 2014 года составил 104,8%.