ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 года N 360
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства КЧР от 09.02.2017 N 17.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09.07.2014 N 204, от 05.06.2015 N 146, от 19.06.2015 N 172, от 11.08.2015 N 229, от 04.04.2016 N 73, от 20.12.2016 N 339)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 N 61 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
1. Утвердить государственную программу "Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2017 годы" (далее - Программа).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего финансово-экономические вопросы.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
М.Я.КАРДАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ"
(в редакции Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016 N 339)
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
Наименование Программы | "Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2017 годы" |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители Программы | Министерство промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской республики, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство туризма и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам |
Перечень подпрограмм | Подпрограмма 1 "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2017 годы". |
Цель Программы | Обеспечение устойчивого экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи Программы | Реализация единой государственной социально-экономической политики, направленной на обеспечение устойчивого развития Карачаево-Черкесской Республики; |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы | Объем валового регионального продукта на душу населения Карачаево-Черкесской Республики (в сопоставимых ценах); |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем финансирования Программы на 2014 - 2017 годы составляет 6883495,3 тыс. рублей, в том числе: |
2015 год - 24906,7 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Устойчивое экономическое развитие республики, основанное на модернизации и диверсификации экономики, привлечение инвестиций в экономику, повышение инвестиционной и инновационной активности, развитие малого и среднего предпринимательства, конкурентной среды; |
Динамика макроэкономических процессов в последние годы в Карачаево-Черкесской Республике обусловлена реализацией мер по формированию условий экономического роста, созданием благоприятного инвестиционного климата, направлением всех видов ресурсов на поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики, что оказывает стимулирующее воздействие на экономическую активность, рост производства, повышение уровня жизни населения республики.
Меры, предпринимаемые Правительством Карачаево-Черкесской Республики, направлены на обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов с целью исполнения бюджетных обязательств, содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест, поддержку агропромышленного комплекса, оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, развитие туристического кластера.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2011 году (последние утвержденные статистические данные) составил 49,6 млрд. рублей или 105,2% к 2010 году. На душу населения объем ВРП по Карачаево-Черкесской Республике составил 104,2 тыс. рублей (33% от среднероссийского уровня и 92,6% от среднего уровня по СКФО). В структуре производства ВРП традиционно доминирует сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, доля которого составляет около 22,2%; промышленности - около 20%; торговля и услуги - около 18% и строительство - 8,0%.
Итоги работы промышленных предприятий Карачаево-Черкесской Республики в 2012 году подтверждают сохранение тенденции улучшения экономической и финансовой ситуации, сформировавшейся в республике в 2011 году. По итогам 2012 года в Карачаево-Черкесии наблюдался рост промышленного производства, превышающий среднероссийский (индекс составил 115,2% против 102,6% соответственно) - это второе место среди субъектов СКФО. При этом промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в области производства и финансов предприятий: ростом индекса промышленной продукции, прибыли, заработной платы работников, что было обеспечено стабильной работой предприятий ряда основных производств.
В 2012 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" на сумму 42374,8 млн. рублей.
Сохраняется позитивная динамика развития аграрного сектора экономики. По данным Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в агропромышленный сектор экономики Карачаево-Черкесской Республики вовлечено 60 предприятий в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности - около 3200 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 80 тыс. личных хозяйств населения.
Реализация долгосрочных целевых программ в сельском хозяйстве на территории республики позволила увеличить объем производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств. В 2012 году объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в фактических ценах составил 19,6 млрд. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства составил 102,5% к 2011 году.
Основные направления развития инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике определяются стремлением создать в республике максимально комфортные для инвесторов правовые, инфраструктурные условия, а также наиболее полно использовать имеющийся инвестиционный потенциал и конкурентные преимущества региона.
В 2012 году в экономику и социальную сферу республики направлено инвестиций в основной капитал в объеме 17,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 24,9% выше уровня предыдущего года (по России на 6,6%). Среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа по темпу роста инвестиций в основной капитал Карачаево-Черкесская Республика занимает второе место.
Рост инвестиционной активности сопровождался высокими темпами в добыче полезных ископаемых (в 3,2 раза), финансовой деятельности (в 3,1 раза), предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (2,7 раза), операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (в 2,5 раза), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (155,3%), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном страховании (129,7%), транспорте и связи (128,6%).
За 2012 год наибольший удельный вес инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий приходился на такие отрасли, как:
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 30,6% (в 2011 году - 25,1%);
транспорт и связь - 21,8% (в 2011 году - 22,3%);
обрабатывающие производства - 8,2% (в 2011 году - 13,8%);
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 9,1% (в 2011 году - 10,8%).
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал крупных предприятий по итогам 2012 года доля собственных средств составила 15,7% (в 2011 году - 25,4%), основная доля инвестиций осуществлена за счет привлеченных средств - 84,3% (в 2011 году - 74,6%).
Основным источником в структуре привлеченных средств остаются бюджетные средства, объем которых составил 7,0 млрд. рублей (в 2011 году - 4,5 млрд. рублей), их доля в общем объеме инвестиций составила 57,6% (в 2011 году - 51,5%).
Для обеспечения свободного доступа ко всей имеющейся информации в сфере инвестиционной деятельности, в том числе и к нормативным правовым актам, на официальном сайте Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики созданы специальные разделы "Для бизнеса (выставки и форумы)", "В помощь инвестору", "Нормативные правовые акты", в настоящее время прорабатывается вопрос создания специализированного портала.
В четырех районах республики (Адыге-Хабльском, Малокарачаевском, Усть-Джегутинском и Урупском) созданы и действуют бизнес-инкубаторы. Действуют также учебные программы по подготовке и переподготовке специалистов соответствующего профиля в учебных заведениях республики.
Указанные меры позволили увеличить приток инвестиций в экономику республики. В государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года" включены 27 инвестиционных проектов на общую сумму 97900,0 млн. рублей, в результате реализации которых планируется создать более 19 тысяч рабочих мест.
В республике реализуются инвестиционные проекты, охватывающие различные отрасли экономики.
Прежде всего, это крупнейший инвестиционный проект по строительству всесезонного горного курорта "Архыз", являющегося частью Северо-Кавказского туристического кластера. Первая очередь, включающая две канатные дороги с горнолыжными трассами и две гостиницы, будет запущена уже в 2013 году.
Продолжается реализация инвестиционного проекта по строительству фабрики по производству шерстяной ленты и пряжи с использованием инновационных технологий. Предприятие будет выпускать импортозамещающую продукцию высокого качества. Реализуется проект по строительству современной обувной фабрики производительностью 1 млн. пар обуви в год. Активно развивается единственная в регионе частная автомобильная компания "Дервейс", которая ежегодно наращивает объемы выпуска и модельный ряд выпускаемых автомобилей. Среди успешных проектов и проекты сельскохозяйственного направления по производству экологически чистых продуктов животноводства.
Успешно реализуются инвестиционные проекты в сфере производства строительных материалов. Начинается техническое перевооружение и увеличение объемов выпускаемой продукции на крупнейшем в регионе цементном заводе ЗАО "Кавказцемент", идет реконструкция и увеличение объемов производства гипса и строительных материалов на основе гипсового вяжущего на ОАО "Хабезский гипсовый завод".
Реализуются инвестиционные проекты в гидроэнергетике по строительству Зеленчукской ГЭС-ГАЭС и Верхнекрасногорской ГЭС.
Активная работа идет и по инвестиционному проекту по освоению гипсового месторождения, реализуемому с привлечением иностранного капитала азербайджанской компанией "Матанат А".
Практически все реализуемые в республике проекты затрагивают одновременно несколько отраслей экономики и обеспечивают мультипликативный эффект, способствуя развитию смежных отраслей.
В 2012 году получил государственную гарантию Российской Федерации один из инвестиционных проектов, реализуемых в республике стоимостью 1,1 млрд. рублей. Еще один проект стоимостью 1,4 млрд. рублей прошел отбор в Министерстве регионального развития Российской Федерации для получения государственной гарантии Российской Федерации, которая планируется к получению в 2014 году.
Указанные меры позволят создать в Карачаево-Черкесской Республике благоприятный инвестиционный климат и будут способствовать притоку инвестиций, созданию новых производств и, как следствие, повышению уровня и качества жизни всех жителей нашей республики.
Одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Карачаево-Черкесской Республики является содействие развитию малого и среднего бизнеса.
На 01.01.2013 в Карачаево-Черкесской Республике осуществляли деятельность 2616 малых и средних предприятий, что на 2% выше аналогичного показателя 2011 года, доля которых в общем количестве предприятий республики составила в 2012 году 39% (рост 0,3% к 2011 году). Показатель занятых на предприятиях составил 18,2 тыс. человек (рост к 2011 году 102%).
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила 20,3%, превысив на 0,3 процентных пункта уровень 2011 года, что обусловлено тенденцией некоторого восстановления численности работающих за счет мер государственной поддержки, принимаемых на республиканском уровне.
В 2012 году в малом и среднем предпринимательстве республики, по оценке, включая индивидуальных предпринимателей, занято 34,0 тыс. человек, что составляет 17,8% экономически активного населения республики.
Объем налоговых платежей, поступивших в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 году составил 0,325 млрд. рублей, что более чем на 5% превышает объем платежей в 2011 году (0,309 млрд. рублей).
Оборот предприятий малого и среднего бизнеса увеличился по сравнению с 2011 годом на 8,4% и составил 32,8 млрд. рублей, увеличение темпа роста связано с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства, переходом предприятий из категории микро в категорию малых предприятий.
С целью укрепления существующего бизнеса, создания предпосылок для увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства, расширения сфер деятельности, обновления производственных мощностей, создания дополнительных рабочих мест Правительством Карачаево-Черкесской Республики была принята республиканская целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа), в рамках которой оказывается государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики.
В рамках названной Программы в 2012 году на реализацию двух программных мероприятий по поддержке программ лизинга оборудования и поддержке действующих инновационных компаний направлено 95 млн. рублей (в том числе 19 млн. рублей - средства республиканского бюджета и 76 млн. рублей - средства федерального бюджета), что в 1,8 раза превышает освоенную сумму в 2011 году (54 млн. рублей).
Поддержка была предоставлена 83 субъектам малого и среднего предпринимательства, что в 1,8 раза больше количества поддержанных предприятий в 2011 году (45 субъектов).
Развитие малого и среднего предпринимательства и переход его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами. С этой целью в республике создан Гарантийный фонд, который позволяет получить кредит заемщикам, не имеющим полного залогового обеспечения. По состоянию на 01.01.2013 Гарантийным фондом Карачаево-Черкесской Республики предоставлены поручительства 47 субъектам малого и среднего предпринимательства, объем поручительств составил 74 млн. рублей, что позволило привлечь в экономику республики 245 млн. рублей кредитных средств.
В целях содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства в 2012 году Фондом микрофинансирования предоставлены микрозаймы 158 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 80 млн. рублей, что на 1,2% больше, чем в 2011 году (в 2011 году выдано займов на сумму 72 млн. рублей).
Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ответственным исполнителем Программы ежегодно, в разрезе подпрограмм и содержащим в том числе перечень ответственных исполнителей мероприятий подпрограмм с указанием фамилий, инициалов и должностей лиц, ответственных за реализацию мероприятий подпрограммы. Ответственный исполнитель определяет также должностное лицо, ответственное за подпрограмму в целом.
Лица, ответственные за реализацию мероприятий подпрограммы, информируют ответственного исполнителя о ходе реализации мероприятий подпрограммы по мере их реализации, но не реже, чем один раз в квартал.
Ответственный исполнитель определяет лицо, отвечающее за подготовку и предоставление ответственному исполнителю отчета о ходе реализации мероприятий подпрограммы.
В случае невозможности исполнения мероприятий подпрограммы ответственный исполнитель подпрограммы информирует об этом ответственного исполнителя Программы с указанием причин, препятствующих их своевременному исполнению.
Ответственный исполнитель Программы и ответственный исполнитель подпрограммы обеспечивают размещение на официальном сайте в сети Интернет соответствующего органа информацию о ходе реализации подпрограмм Программы и Программы соответственно.