Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2017 года N 36-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25 НОЯБРЯ 2013 Г. N 668-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании постановления Администрации Волгоградской обл. от 30.10.2017 N 574-п.
____________________________________________________________________

Администрация Волгоградской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Волгоградской области от 25 ноября 2013 года N 668-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы" изменение, изложив государственную программу Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы, утвержденную названным постановлением, в новой редакции согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

И.о. Губернатора
Волгоградской области
Е.А.ХАРИЧКИН






Приложение
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 31 января 2017 года N 36-п


"Утверждена
постановлением
Правительства
Волгоградской области
от 25 ноября 2013 года N 668-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ


 Паспорт государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

-

 комитет образования и науки Волгоградской области

Соисполнители государственной программы

-

 комитет строительства Волгоградской области, комитет по труду и занятости населения Волгоградской области, комитет здравоохранения Волгоградской области, комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области

Подпрограммы государственной программы

-

 подпрограмма "Обеспечение функционирования региональной системы образования";

 подпрограмма "Развитие профессионального образования";

 подпрограмма "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей";

 подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования";

 подпрограмма "Вовлечение в социальную практику выпускников государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

 подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы"

Цель государственной программы

-

 обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Волгоградской области

Задачи государственной программы

-

 формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Волгоградской области;

 развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования детей;

 модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

 создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

 обеспечение условий для успешной социализации и эффективной самореализации выпускников государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 удовлетворение запросов населения в получении образования, соответствующего требованиям государственной образовательной политики, приоритетам социально-экономического развития Волгоградской области

Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации

-

 удельный вес численности населения Волгоградской области в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, в общей численности населения в возрасте от 5 до 18 лет - 99,4 процента;

 удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, - 60 процентов;

 охват населения программами дополнительного профессионального образования [удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения указанной возрастной группы] - 55 процентов;

 доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) - 100 процентов;

 удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях - 100 процентов;

 отношение среднего балла единого государственного экзамена (далее именуется - ЕГЭ) (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ - 1,7;

 число уровней образования, на которых реализуются механизмы внешней оценки качества образования, - 4 единицы;

 доля выпускников государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, охваченных постинтернатным сопровождением, в общем числе выпускников государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 70 процентов

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

 государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах в три этапа:

 первый этап - 2014 - 2015 годы;

 второй этап - 2016 - 2018 годы;

 третий этап - 2019 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы

-

 общий объем финансирования государственной программы на 2014 - 2020 годы составит 124967895,3 тыс. рублей, из них:

 а) по годам:

 2014 год - 23068967,8 тыс. рублей;

 2015 год - 18626289,8 тыс. рублей;

 2016 год - 19313665,1 тыс. рублей;

 2017 год - 14797899,6 тыс. рублей;

 2018 год - 14884666,6 тыс. рублей;

 2019 год - 14918987,7 тыс. рублей;

 2020 год - 19357418,7 тыс. рублей;

 б) по источникам финансирования:

 средства федерального бюджета - 1580881,2 тыс. рублей, в том числе:

 2014 год - 784028,6 тыс. рублей;

 2015 год - 671576,6 тыс. рублей;

 2016 год - 82425,1 тыс. рублей;

 2017 год - 42850,9 тыс. рублей;

 средства областного бюджета - 121532315,5 тыс. рублей, в том числе:

 2014 год - 22020427,5 тыс. рублей;

 2015 год - 17861787,9 тыс. рублей;

 2016 год - 19172651,5 тыс. рублей;

 2017 год - 14086226,8 тыс. рублей;

 2018 год - 14842348,8 тыс. рублей;

 2019 год - 14842348,8 тыс. рублей;

 2020 год - 18706524,2 тыс. рублей;

 средства местных бюджетов - 1367699,1 тыс. рублей, в том числе:

 2014 год - 263755,7 тыс. рублей;

 2015 год - 92511,3 тыс. рублей;

 2016 год - 58588,5 тыс. рублей;

 2017 год - 223789,8 тыс. рублей;

 2018 год - 37474,2 тыс. рублей;

 2019 год - 41315,1 тыс. рублей;

 2020 год - 650264,5 тыс. рублей;

 внебюджетные средства - 486999,5 тыс. рублей, в том числе:

 2014 год - 756,0 тыс. рублей;

 2015 год - 414,0 тыс. рублей;

 2017 год - 445032,1 тыс. рублей;

 2018 год - 4843,6 тыс. рублей;

 2019 год - 35323,8 тыс. рублей;

 2020 год - 630,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

 обеспечение потребности экономики Волгоградской области в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

 создание условий для получения любым гражданином профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;

 обеспечение доступности дошкольного образования для каждого ребенка на базе нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

 обеспечение соответствия школьного образования предпочтениям, способностям и жизненным планам школьников и их семей, перспективным задачам социально-экономического развития Волгоградской области;

 создание эффективной системы социализации детей, выявления и поддержки молодых талантов;

 обеспечение доступного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

 функционирование государственной информационной системы Волгоградской области "Единая информационная система в сфере образования Волгоградской области", обеспечивающей включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности региональной системы образования;

 осуществление внешней (независимой) оценки качества образования на различных уровнях образования;

 создание условий для организации подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после завершения обучения в государственных организациях;

 реализация государственных гарантий прав жителей Волгоградской области в сфере образования


 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Система образования Волгоградской области по состоянию на 2012 год включала более 2 тыс. организаций, предоставляющих образовательные услуги различного уровня и направленности, в которых получали образование более 488,6 тыс. обучающихся и воспитанников, работали более 86,2 тыс. человек.

В 2012 году по программам дошкольного образования, которые реализовывались в 907 образовательных организациях различных типов, обучался 91121 ребенок в возрасте до 7 лет. За счет реализации мероприятий целевых программ регионального и муниципального уровней с участием областного и местных бюджетов с 2011 года созданы 10826 мест дошкольного образования. Тем не менее проблема нехватки детских садов оставалась актуальной: обеспеченность детей местами дошкольного образования на конец 2012 года составила 61,7 процента (в среднем по Российской Федерации - 63,7 процента).

Сеть образовательных организаций, реализующих программы общего образования, за исключением профессиональных образовательных организаций, в 2012 году была представлена 1002 организациями различных типов и видов, в которых обучаются 231777 человек. Школьникам Волгоградской области была предоставлена возможность получения образования повышенного уровня по программам профильного и углубленного уровней независимо от места проживания, состояния здоровья и социального статуса. С этой целью в Волгоградской области была организована деятельность 52 ресурсных центров и 104 базовых школ, в которых сконцентрировались кадровые, материально-технические, информационные ресурсы для реализации доступных качественных образовательных услуг, было организовано сетевое взаимодействие школ, развивалось дистанционное обучение, обеспечивалась транспортная доступность школьного образования. Доля выпускников 11 классов, обучавшихся в 2012 году в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов, в общей численности выпускников 11 классов составила 43,1 процента (в среднем по Российской Федерации - 47,8 процента). В то же время полностью решить задачу обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам не удавалось.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов различных возрастных групп в Волгоградской области реализуются разнообразные формы получения образования: обучение в группах компенсирующего обучения дошкольных образовательных организаций, обучение в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций, обучение в общеобразовательных классах вместе с детьми, не имеющими нарушений здоровья, индивидуальное обучение на дому, дистанционное обучение, обучение в организациях, осуществляющих специальное (коррекционное) образование, обучение по индивидуальным учебным планам по основным программам профессионального обучения. Численность обучающихся, охваченных указанными формами образования, в 2012 году составила 8579 человек. Доля детей-инвалидов, получающих образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым показано обучение на дому, составила в 2012 году 62,3 процента (в среднем по Российской Федерации - более 70 процентов).

Сеть организаций дополнительного образования в 2012 году была представлена 146 организациями, в которых занимались 102729 воспитанников. Кружками и секциями, организованными в общеобразовательных организациях, были охвачены 143333 обучающихся. В целом по дополнительным образовательным программам в 2012 году обучалось 65,8 процента детей школьного возраста (в среднем по Российской Федерации - 49,1 процента).

В 2012 году в Волгоградской области действовали 17 государственных казенных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области, среди которых 9 детских домов, 3 общеобразовательные школы-интерната и 5 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов VIII вида. В них содержались и воспитывались 1089 воспитанников.

В результате проводимой работы по модернизации региональной системы образования за период 2013 - 2016 годов произошли следующие изменения.

По состоянию на 2016 год система образования Волгоградской области включает более 1700 организаций, предоставляющих образовательные услуги различного уровня и направленности, в которых получают образование более 537 тыс. обучающихся и воспитанников, работают более 86,2 тыс. человек.

В 2016 году по программам дошкольного образования, которые реализуются в 827 образовательных организациях различных типов, обучается 106761 ребенок в возрасте до 8 лет. За счет реализации мероприятий целевых программ регионального и муниципального уровней с участием федерального, областного и местных бюджетов с 2015 года создано 5184 места для детей дошкольного возраста. Тем не менее проблема нехватки детских садов остается актуальной: обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных организациях по состоянию на 01 сентября 2016 г. составила 97,81 процента (по Российской Федерации - 92,07 процента).

Сеть образовательных организаций, реализующих программы общего образования, за исключением профессиональных образовательных организаций, представлена 810 организациями различных типов и видов, в которых обучаются 246015 человек. Школьникам Волгоградской области предоставлена возможность получения образования повышенного уровня по программам профильного и углубленного уровней независимо от места проживания, состояния здоровья и социального статуса. С этой целью в Волгоградской области организована деятельность 52 ресурсных центров и 104 базовых школ, в которых сконцентрированы кадровые, материально-технические, информационные ресурсы для реализации доступных качественных образовательных услуг, организовано сетевое взаимодействие школ, развивается дистанционное обучение, обеспечивается транспортная доступность школьного образования.

В Волгоградской области образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, охваченных разными формами образования, составляет 9494 человека.

В Волгоградской области действуют 7 государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области, среди которых 5 детских домов и 2 общеобразовательные школы-интерната. В них содержатся и воспитываются 135 воспитанников.

Система профессионального образования Волгоградской области представлена 110 образовательными организациями и филиалами различных типов и организационно-правовых форм собственности, реализующими основные и дополнительные образовательные программы:

образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;

дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Сеть организаций дополнительного образования представлена 216 организациями дополнительного образования, из которых 115 организаций дополнительного образования в сфере культуры, спорта и молодежной политики, в них занимаются 145214 воспитанников. Кружками и секциями, организованными в общеобразовательных организациях, охвачены 180396 обучающихся. В целом по дополнительным образовательным программам обучается 73 процента детей школьного возраста (в среднем по Российской Федерации - 65 процентов).

Таким образом, в целом в регионе обеспечен достаточно высокий уровень доступности получения образования различного уровня и направленности для населения различных возрастных групп и категорий. Вместе с тем Волгоградская область в числе большинства регионов Российской Федерации отстает по динамике доступности отдельных секторов, важных для удовлетворения потребностей граждан в получении образования и развития человеческого капитала (раннее развитие, предшкольное образование, непрерывное образование, неформальное образование и информальное образование). Неформальное образование играет важную роль в обучении детей, не имеющих возможности посещать школу. Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды - это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение организаций культуры, путешествия, средства массовой информации и так далее.

Создание эффективной региональной системы образования, позволяющей обеспечить реализацию основных задач государственной образовательной политики, поступательное социально-экономическое развитие Волгоградской области, рост благосостояния населения и в целом человеческого капитала региона требует решения комплекса взаимоувязанных проблем, связанных как с развитием системы образования, так и с ее стабильным функционированием.

Приоритетное направление развития региональной системы образования - обеспечение доступности и высокого качества образования для всех категорий населения независимо от возраста, состояния здоровья, места жительства и социального статуса. Принятие эффективных мер по повышению доступности и качества образования невозможно в ситуации отсутствия целостной и сбалансированной системы, позволяющей дать независимую оценку качества реализуемых образовательных услуг, в том числе с участием потребителей, на всех уровнях образования. Вместе с тем создание эффективной региональной системы образования не приведет к ожидаемым результатам и в целом к росту человеческого капитала Волгоградской области, если образование будет оторвано от общего социального контекста. Необходимо обеспечить обучающимся и воспитанникам широкие возможности не только для получения доступного качественного образования, но и для полноценной самореализации в социальной сфере. Особенно это актуально для детей-сирот, которые по окончании государственных образовательных организаций испытывают трудности социальной адаптации, связанные с необходимостью самостоятельного жизнеустройства.

Стабильное функционирование региональной системы образования требует обеспечения необходимых условий для организации деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций, предоставляющих населению общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и непрерывное образование (профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни).

Наконец, большой масштаб реализуемых мероприятий потребует создания специального инструмента, позволяющего обеспечить их информационное, организационное и научно-методическое сопровождение, а также информирование населения о ходе и результатах их реализации.

В обобщенном виде комплекс взаимоувязанных проблем в сфере образования Волгоградской области может быть представлен следующим образом:

не в полной мере удовлетворяется потребность населения в дошкольном образовании;

недостаточное качество общего образования не позволяет обеспечить уровень подготовки выпускников, необходимый для их дальнейшей успешной деятельности;

условия организации образовательного процесса в образовательных организациях не в полной мере соответствуют всем современным требованиям;

несоответствие структуры профессионального образования потребностям регионального рынка труда. Несмотря на большое количество студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (более 50 тыс. студентов ежегодно), в Волгоградской области остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих и служащих, способных работать с современными технологиями, о чем свидетельствуют результаты опросов работодателей;

имеющиеся условия для организации дополнительного образования детей и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов не в полной мере удовлетворяют потребность населения;

действующая система оценки качества образования не позволяет в полной мере обеспечить открытость, прозрачность, участие общественности в процедурах оценки качества образования, а также достаточную информированность населения о системе образования;

необходимо совершенствование системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации детей в социальной сфере, в том числе выпускников государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

требуется обеспечение нормативно-правовых, финансово-экономических, материально-технических, кадровых условий для организации деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций;

необходимо разработать и реализовать механизм информационного, организационного и научно-методического сопровождения реализуемых мероприятий.

В сложившейся ситуации создание условий для развития системы образования Волгоградской области становится одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Волгоградской области в части роста человеческого капитала региона, обеспечения динамичного экономического развития и социального благополучия населения.

Достижение высокого качества образования, комплексного развития и стабильного функционирования системы образования Волгоградской области осуществляется посредством реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы (далее именуется - государственная программа). В ней учтены приоритетные направления государственной образовательной политики, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (далее именуется - государственная программа Российской Федерации), Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 (далее именуется - Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы), основные положения указов и поручений Президента Российской Федерации в сфере социальной политики, образования и науки, иных федеральных и региональных нормативных правовых документов.

В ходе реализации государственной программы могут возникнуть финансово-экономические, нормативные, организационно-управленческие и социальные риски.

Финансово-экономические риски связаны с недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей государственной программы, в том числе на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования. Для снижения риска недостаточного финансирования необходимо обеспечение правильного расчета объемов средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также средств, привлекаемых из внебюджетных источников.

Нормативные риски связаны с непринятием или несвоевременным принятием правовых актов, сопровождающих реализацию мероприятий государственной программы, необходимостью внесения изменений в существующие правовые акты, влияющие на мероприятия государственной программы. Устранение этих рисков возможно за счет обеспечения оперативного контроля за процессами разработки, согласования и утверждения правовых актов, своевременного внесения требуемых изменений.

Организационно-управленческие риски связаны с несоблюдением сроков реализации мероприятий, недостаточной проработкой вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточной подготовкой управленческого персонала, неадекватностью системы мониторинга реализации государственной программы. Риск несоблюдения сроков преодолевается за счет обеспечения резервных сроков исполнения мероприятий и организации операционального сопровождения процесса реализации программных мероприятий. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации государственной программы, несогласованности действий ответственного исполнителя и участников государственной программы, низкому качеству реализации мероприятий государственной программы на местном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет реализации единого механизма, обеспечивающего проведение постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации государственной программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки государственной программы на основе анализа данных мониторинга. Для решения задачи минимизации организационно-управленческих рисков необходима разработка отдельной подпрограммы в рамках государственной программы.

Социальные риски могут выразиться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках государственной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий государственной программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названных рисков возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации государственной программы. Важно также демонстрировать достижения реализации государственной программы и формировать группы лидеров региональной системы образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»