Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2017 года N 81


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.12.2023 N 750.
____________________________________________________________________


Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в государственную программу Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 года N 579 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2018 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 23 июня 2014 года N 293, от 24 февраля 2015 года N 100, от 31 июля 2015 года N 457, от 17 ноября 2015 года N 633, от 21 сентября 2016 года N 477), изменения, изложив ее в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 23 декабря 2013 года N 579
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 30 января 2017 года N 81)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ


 Паспорт государственной программы Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2020 годы (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия

Соисполнители государственной программы

-

Министерство образование Республики Мордовия;

Участники государственной программы

-

Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Министерство информатизации и связи Республики Мордовия;

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия;

Министерство образования Республики Мордовия;

Министерство печати и информации Республики Мордовия;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия;

Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;

Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;

Министерство целевых программ Республики Мордовия;

Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия;

Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи;

Республиканская архивная служба Республики Мордовия Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия";

Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (по согласованию);

Военный комиссариат Республики Мордовия (по согласованию);

Региональное отделение ДОСААФ России Республики Мордовия (по согласованию);

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия;

ГБУ ДПО "Мордовский республиканский институт образования";

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Специальное управление гражданской защиты"

Подпрограммы государственной программы (в т.ч. Республиканская целевая программа Республики Мордовия)

-

"Культура";

"Туризм";

"Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия" на 2016 - 2020 годы";

"Обеспечение условий реализации государственной программы";
Республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание проживающих на территории Мордовия" на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2011 г. N 524

Цель государственной программы

-

создание благоприятных условий для духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Республики Мордовия, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Республики Мордовия

Задачи государственной программы

-

сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение доступности для граждан культурных ценностей и культурной жизни, реализация творческого потенциала населения Республики Мордовия;

повышение качества и доступности услуг в сфере культуры и туризма;

проведение единой государственной политики в организации научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания;

обеспечение эффективного исполнения государственных функций и государственных услуг в сферах культуры и туризма

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия, %;

доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда, %;

уровень удовлетворенности Республики Мордовия предоставления государственных муниципальных услуг в сфере культуры, %;

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, %;

средняя сумма премии Главы Республики Мордовия в области театрального и музыкального искусства и премий Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в области библиотечного дела для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, тыс. руб.;

доля специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, от общего числа работников культуры, %;

соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы в Республике Мордовия, %;

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

реализация государственной программы будет осуществляться в течение 2014 - 2020 годов в один этап.

Объемы финансового обеспечения государственной программы

-

общий объем ассигнований финансирования государственной программы 2014 - 2020 годах составляет 7045661,0 тыс. рублей,

в том числе по годам:

в 2014 году - 1027783,5 тыс. рублей;

в 2015 году - 1489719,7 тыс. рублей;

в 2016 году - 1809154,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 875323,1 тыс. рублей;

в 2018 году - 569883,1 тыс. рублей;

в 2019 году - 636773,7 тыс. рублей;

в 2020 году - 637023,7 тыс. рублей

подпрограмма "Культура" общий объем финансирования составляет 5202731,6 тыс. рублей;

подпрограммы "Туризм" общий объем финансирования составляет 1167598,6 тыс. рублей;

подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы" общий объем финансирования составляет 673869,0 тыс. рублей;

Республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия" на 2012 - 2015 годы общий объем финансирования на 2014 - 2015 годы составляет 1411,5 тыс. рублей в текущих ценах,

подпрограммы "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия" на 2016 - 2020 годы общий объем финансирования на 2016 - 2020 годы составляет 50,2 тыс.

Объем финансового обеспечения государственной программы по источникам финансирования:

- объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 4414368,9 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

в 2014 году - 566909,1 тыс. рублей;

в 2015 году - 718134,8 тыс. рублей;

в 2016 году - 668084,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 757744,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 518897,1 тыс. рублей;

в 2019 году - 592299,6 тыс. рублей;

в 2020 году - 592299,6 тыс. рублей

- объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из средств федерального бюджета составляет 1198913,0 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

в 2014 году - 448624,5 тыс. рублей;

в 2015 году - 710059,1 тыс. рублей;

в 2016 году - 8755,9 тыс. рублей;

в 2017 году - 29571,2 тыс. рублей;

в 2018 году - 634,1 тыс. рублей;

в 2019 году - 634,1 тыс. рублей;

в 2020 году - 634,1 тыс. рублей

- объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из средств муниципальных бюджетов составляет 37019,6 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

в 2014 году - 11439,9 тыс. рублей;

в 2015 году - 12913,6 тыс. рублей;

в 2016 году - 11276,1 тыс. рублей;

в 2017 году - 1390,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 0,0 тыс. рублей

- объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из внебюджетных источников составляет 1395359,5 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

в 2014 году - 810,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 48612,2 тыс. рублей;

в 2016 году - 1121038,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 86617,4 тыс. рублей;

в 2018 году - 50351,9 тыс. рублей;

в 2019 году - 43840,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 44090,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

увеличение количества объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия до 4 раз;

увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 32,4%;

повышение уровня удовлетворенности населения Республики Мордовия качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры до 85%;

увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения на 4,8%;

повышение средней суммы премии Главы Республики Мордовия в области театрального и музыкального искусства и премий Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в области библиотечного дела для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства до 17,5 тыс. рублей;

увеличение количества специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, от общего числа работников культуры до 15%;

достижение уровня средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", до 100% от средней заработной платы по Республике Мордовия

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН


Государственная программа разработана с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия" и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р.

В соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, основными целями государственной программы являются создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Республики Мордовия, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Республики Мордовия.

Государственная программа предусматривает решение следующих задач:

сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение доступности для граждан культурных ценностей и культурной жизни, реализация творческого потенциала населения Республики Мордовия;

повышение качества и доступности услуг в сфере культуры и туризма;

обеспечение эффективного исполнения государственных функций и государственных услуг в сферах культуры и туризма;

проведение единой государственной политики в организации научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания;

Главными приоритетами государственной программы являются реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственной основы развития личности и государства, единства российского общества, развитие внутреннего и въездного туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию, создание системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории Республики Мордовия.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сфер культуры и туризма, системы патриотического воспитания граждан, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Реализация государственной программы осуществляется в трех значимых сферах региональной экономики: культура, туризм и образование.

Глава 1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ


В современном обществе культура играет основополагающую роль в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, приобщении граждан к созданию и сохранению духовных ценностей.

В рамках сохранения культурного наследия в Мордовии ежегодно проводится более 100 фестивалей, конкурсов и выставок. Многие из них стали традиционными. Одним из знаменательных событий 2012 года стало празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. В преддверии юбилейных мероприятий и в ходе празднования в республике и в России при активном участии мордовской диаспоры было проведено значительное количество культурно-массовых мероприятий различного уровня. В торжествах участвовали делегации из ряда стран мира и практически всех регионов Российской Федерации.

Кроме этого, в ходе подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства была проведена огромная работа по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. В их числе: реконструкция и компьютеризация Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина, реконструкция Республиканского Дворца культуры, реконструкция Мордовской республиканской хореографической школы, реконструкция Саранского городского центра культуры под Национальный театр оперы и балета им. И.М.Яушева, создание музейно-этнографического комплекса "Мордовское подворье". Продолжается реконструкция Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, реконструкция Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова со строительством общежития для студентов и преподавателей. В городе Саранске возводится современный музейно-архивный комплекс площадью 11 тыс. м2, в котором разместятся Краеведческий музей, Государственный архив и запасники музея им. С.Д.Эрьзи.

Традиционными ежегодными мероприятиями стали Республиканский фестиваль народного творчества "Шумбрат, Мордовия!", Международный фестиваль "Декабрьские дивертисменты" и Международный фестиваль русских драматических театров "Соотечественники", Международный фестиваль джазовой музыки "Вейсэ-джаз".

В настоящее время в Республике Мордовия функционируют 5 театров (4 республиканских театра: Государственный русский драматический театр Республики Мордовия, Государственный музыкальный театр им. И.М.Яушева, Мордовский государственный национальный драматический театр, Государственный театр кукол Республики Мордовия и 1 городской - МУК Городской детский Центр театра и кино "Крошка"), 1 концертная организация - ГУК "Мордовская государственная филармония - Республиканский Дворец культуры" и 5 самостоятельных коллективов, 538 библиотек (из них 4 республиканские библиотеки), 25 музеев, 2 учебных заведения отраслевой системы образования (средние специальные), 57 учреждений дополнительного образования детей, 535 организаций культурно-досугового типа.

Только за 2012 год театрами Республики Мордовия было поставлено 1 459 спектаклей, из них 22 премьерные постановки. Театры республики вовлечены в активную гастрольную деятельность.

В течение 2012 года проведено 43 выставки, среди которых наибольший интерес вызвали: "Россия - Родина моя", выставка, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, "Сокровища Мордовии из собраний музеев России", персональная выставка художника Е.Балакшина, выставка в рамках Дней Республики Мордовия в г. Москве и др.

В настоящее время Мордовские региональные отделения творческих союзов России объединяют 263 деятеля искусств: Союз художников Республики Мордовия - 79 человек, Союз композиторов Республики Мордовия - 14 человек., Союз театральных деятелей Республики Мордовия - 170 чел. Созданы и работают 2 960 клубных формирований, в которых занимаются 30 109 человек, 2392 разножанровых коллектива самодеятельного народного творчества, в которых занимаются 23493 человека.

В настоящее время на территории Республики Мордовия на государственной охране состоит 849 объектов культурного наследия, из них 127 - памятники архитектуры и градостроительства, 66 - памятники археологии, 549 - памятники истории, 102 - памятники искусства, одно достопримечательное место (Усадьба революционера-демократа Н.П.Огарева в с. Старое Акшино Старошайговского района) и 8 ансамблей.

Следует отметить, что большая часть объектов культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, что характерно для всех регионов Российской Федерации. По сравнению с периодом наибольшего развертывания реставрационных работ в стране в конце 1980-х годов объемы реставрации (в сопоставимых ценах) в настоящее время снизились примерно в десять раз и, несмотря на рост этого показателя в последние годы, еще не достигли прежней величины. Более того, современные объемы выполняемых реставрационных работ не отвечают в полной мере потребностям, необходимым для ликвидации ущерба, наносимого объектам культурного наследия природно-климатическими и антропогенными воздействиями.

В число основных факторов экологического риска по объектам культурного наследия, к которым относятся естественные и антропогенно-обусловленные воздействия на памятники истории и культуры, входят подтопление территорий, эрозия почв, загрязнение среды, вибрация, нерегламентированная застройка и визуальное нарушение ландшафтов.

Наибольший урон памятникам архитектуры, расположенным на территории Республики Мордовия, наносится ремонтными и строительными работами, выполняемыми без учета интересов сохранения историко-культурной среды.

Основными проблемами сохранения, эффективного использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия являются следующие:

недостаточная изученность объектов культурного наследия на территории Республики Мордовия, отсутствие полного объема достоверной информации, необходимой для организации эффективной системы их государственного учета и контроля;

высокая степень амортизации и физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающих угрозу их полной физической утраты;

недостаточность объема финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, прежде всего их консервации, ремонта и реставрации, по сравнению с количеством объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

отсутствие в Республике Мордовия действенного механизма повышения инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия как объектов доходной недвижимости;

слабая вовлеченность объектов культурного наследия в индустрию туризма, в том числе культурно-познавательного, а также в инфраструктуру социально-бытового обслуживания населения Республики Мордовия и ее гостей, что не приносит экономического эффекта от финансирования сохранения объектов культурного наследия;

низкий уровень популяризации объектов культурного наследия как внутри региона, так и за его пределами;

недостаточное количество познавательных и образовательных программ, посвященных культурному наследию региона;

низкий уровень воспитания уважительного отношения к культурному наследию у населения Республики Мордовия.

Сложность вышеуказанных проблем охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия указывает на необходимость их решения программно-целевым методом, позволяющим системно подойти к созданию условий их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь Республики Мордовия.

В этой связи реализация государственной программы является необходимым инструментом определения общих подходов к выработке эффективных мер по обеспечению реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Мордовия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

При анализе деятельности учреждений культуры Республики Мордовия были выявлены следующие основные проблемы развития отрасли:

неудовлетворительное состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры (высокая степень износа основного оборудования отрасли, музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры);

тенденция "старения" кадров учреждений культуры, искусства и художественного образования;

низкий темп внедрения в муниципальных учреждениях культуры информационно-коммуникационных технологий (компьютеризации и подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет);

неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия, а также памятников истории и культуры, расположенных на территории Республики Мордовия;

недостаточное финансирование, снижающее темпы проведения работ по разработке и утверждению в установленном законом порядке границ территорий и проектов зон охраны объектов культурного наследия, их регистрацию не только в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, но и в Едином государственном реестре объектов культурного наследия;

недостаточное оснащение музеев современным программным обеспечением и специализированным оборудованием для автоматизации музейного учета и фотофиксации музейных предметов с целью ведения Государственного каталога;

необходимость обновления экспозиционно-выставочного пространства с использованием современных технологий музейного показа и организации обменных выставок;

недостаточность средств для участия одаренных детей и молодежи в конкурсных мероприятиях, в целом ограничивающая количество участников и возможность реализации творческого потенциала учащихся образовательных учреждений в сфере культуры и искусства;

дефицит профессиональных кадров, падение престижа профессии работника культуры и искусства, и как следствие, слабая материальная база учреждений культуры и низкая заработная плата их работников;

неприспособленность отдельных учреждений отрасли культуры для посещения их и предоставления услуг различным категориям инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения), а также другим лицам с ограниченными физическими возможностями.

Глава 2. СФЕРА ТУРИЗМА


В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в республике туризм может стать весомым фактором, поддерживающим процессы дальнейшего социально-экономического развития, стимулируя производство товаров, улучшая инфраструктуру и коммуникации, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест. Особое значение туризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсутствия в регионе значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов.

В 2005 - 2010 годах объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличился с 48,3 млн. до 246,1 млн. рублей; услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - с 57,4 млн. до 94,7 млн. рублей; санаторно-оздоровительных услуг - с 21,9 млн. до 80,5 млн. рублей. Подробный анализ статистических данных показывает, что спрос на услуги туризма в последние годы растет стабильно и динамично как в самой Мордовии, так и за ее пределами. В 2010 году республику посетили 80,5 тыс. туристов. Особым спросом пользуются санаторно-курортный (18,8 тыс. человек) и профессионально-деловой (31,1 тыс. человек) туризм. В рамках экологического и культурно-этнического туризма Мордовию посетило 5,4 тыс. туристов.

Вместе с тем рынок туристских услуг в Республике Мордовия значительно отстает в своем развитии от мировых и общероссийских стандартов, а его туристский потенциал используется недостаточно. Во многих районах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания необходимой базовой инфраструктуры и их рекламного продвижения. В связи с этим в Мордовии наблюдается значительный перевес в сторону выездного туризма (как за рубеж, так и в другие регионы России). Республика лишается дополнительного дохода и инвестиций, рабочих мест, развития малых и средних предприятий, условий для полноценного отдыха населения. Происходит значительный отток капитала из региона. Данное обстоятельство вызывает необходимость формирования современной индустрии туризма и отдыха с целью завоевания собственной ниши в российском туристическом кластере на основе более интенсивного использования имеющегося потенциала.

Основными субъектами туристского рынка Мордовии являются мелкие и средние предприятия, которые способны создать единый современный высококачественный туристический продукт, участвовать в развитии отраслевой инфраструктуры. Однако процесс формирования и развития туриндустрии в качестве значимой отрасли территориальной специализации в регионе в настоящее время невозможен без активного координирующего участия государства. Реальная государственная поддержка должна заключаться в формировании механизмов государственно-частного партнерства, что подразумевает тесное и эффективное взаимодействие всех органов государственной власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации проектов, направленных на развитие экономически эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»