ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2009 года N 360
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486, от 22.06.2009 N 727, от 05.04.2010 N 388, от 23.05.2011 N 541)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в редакции от 04.12.2008) и Постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269 "О реализации отдельных положений Закона "О целевых программах Тамбовской области" (в редакции от 30.12.2008) администрация области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Жилище" согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Н.В.Коновалова.
Глава администрации области
О.И.Бетин
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ"
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486, от 22.06.2009 N 727, от 05.04.2010 N 388, от 23.05.2011 N 541)
┌══════════════════════┬══════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы│Областная целевая программа "Жилище" (далее - │
│ │Программа) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик-координатор │Управление инвестиций области │
│Программы │ │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 28.04.2009│
│N 486) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчики Программы │Управление топливно-энергетического комплекса и │
│ │жилищно-коммунального хозяйства области, │
│ │управление инвестиций области, │
│ │управление строительства и архитектуры области │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 28.04.2009│
│N 486) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчики Программы│Управление топливно-энергетического комплекса и │
│ │жилищно-коммунального хозяйства области, │
│ │управление строительства и архитектуры области, │
│ │управление инвестиций области │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи │Основная цель Программы - формирование рынка │
│Программы │доступного жилья и обеспечение комфортных условий │
│ │проживания для жителей области. │
│ │Основными задачами Программы являются: создание │
│ │условий для развития жилищного и │
│ │жилищно-коммунального секторов экономики и │
│ │повышения уровня обеспеченности населения жильем │
│ │путем увеличения объемов жилищного строительства и│
│ │развития финансово-кредитных институтов рынка │
│ │жилья; │
│ │приведение жилищного фонда и коммунальной │
│ │инфраструктуры в соответствие со стандартами │
│ │качества, обеспечивающими комфортные условия │
│ │проживания; │
│ │обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг│
│ │в соответствии с платежеспособным спросом граждан │
│ │и стандартами обеспечения жилыми помещениями; │
│ │создание механизмов развития ипотечного жилищного │
│ │кредитования, эффективное использование бюджетных │
│ │средств для повышения доступности ипотечных │
│ │кредитов │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 28.04.2009│
│N 486) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы │2009 - 2011 годы │
│реализации Программы │ │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень подпрограмм │Подпрограммы: │
│Программы │"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры│
│ │области" │
│ │"Обеспечение земельных участков коммунальной │
│ │инфраструктурой в целях жилищного строительства" │
│ │"Молодежи - доступное жилье" │
│ │Развитие ипотечного жилищного кредитования │
│ │Тамбовской области │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 28.04.2009│
│N 486) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │ Общий объем финансирования за счет средств всех│
│финансирования │источников в 2009 - 2011 годах составляет│
│Программы │4431756,892 тыс. рублей, в том числе: │
│ │ федеральный бюджет - 417928,5 тыс. рублей; │
│ │ областной бюджет (в рамках лимитов областной│
│ │адресной инвестиционной программы, за исключением│
│ │250000 тыс. рублей - взноса в уставный капитал│
│ │открытого акционерного общества "Агентство по│
│ │ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской│
│ │области") - 824600,142 тыс. рублей; │
│ │ местный бюджет - 43338,5 тыс. рублей; │
│ │ внебюджетные средства - 3145889,7 тыс. рублей; │
│ │ из них: │
│ │ в 2009 году - 1572344,5 тыс. рублей, в том│
│ │числе: │
│ │ федеральный бюджет - 239086,0 тыс. рублей; │
│ │ областной бюджет (в рамках лимитов областной│
│ │адресной инвестиционной программы, за исключением│
│ │100000 тыс. рублей - взноса в уставный капитал│
│ │открытого акционерного общества "Агентство по│
│ │ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской│
│ │области") - 309257,7 тыс. рублей; │
│ │ местный бюджет - 20681,7 тыс. рублей; │
│ │ внебюджетные средства - 1003319,1 тыс. рублей; │
│ │ в 2010 году - 2682971,1 тыс. рублей, в том│
│ │числе: │
│ │ федеральный бюджет - 178842,5 тыс. рублей; │
│ │ областной бюджет (в рамках лимитов областной│
│ │адресной инвестиционной программы, за исключением│
│ │150000 тыс. рублей - взноса в уставный капитал│
│ │открытого акционерного общества "Агентство по│
│ │ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской│
│ │области") - 507203,5 тыс. рублей; │
│ │ местный бюджет - 10423,0 тыс. рублей; │
│ │ внебюджетные средства - 1986502,0 тыс. рублей; │
│ │ в 2011 году - 176441,342 тыс. рублей, в том│
│ │числе: │
│ │ федеральный бюджет - 0; │
│ │ областной бюджет (в рамках лимитов областной│
│ │адресной инвестиционной программы) - 8138,982 тыс.│
│ │рублей; │
│ │ местный бюджет - 12233,8 тыс. рублей; │
│ │ внебюджетные средства - 156068,6 тыс. рублей │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 23.05.2011│
│N 541) │
└══════════════════════┴══════════════════════════════════════════════════…
Одной из основных задач, решаемой в регионе, остается улучшение жилищных условий населения за счет увеличения объемов ввода жилья, повышения доступности его приобретения для граждан с различным уровнем доходов, строительство объектов инженерной инфраструктуры.
Сегодня в области в списках на получение жилья состоит около 16 тыс. семей.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486)
Наибольший удельный вес семей-очередников в общем числе семей, состоящих на учете на получение площади, по-прежнему занимают молодые семьи, семьи военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и многодетные семьи.
За последние годы жилищное строительство в Тамбовской области уверенно набирает темпы. За период с 2006 года по 2008 год введено в эксплуатацию 1482,9 тыс.кв. метров общей площади жилья. В 2008 году введено в действие 560,3 тыс.кв. метров площади жилых домов, что является лучшим показателем за последние 30 лет.
Однако объемы вводимого жилья недостаточны для формирования свободного и доступного рынка жилья. При интенсивном росте объемов строительства жилья число семей, состоящих на учете на получение жилой площади, уменьшается незначительно. Основные показатели жилищного строительства и обеспечения жильем очередников в период 2006 - 2008 годов представлены в таблице 1.
Итоги реализации жилищной политики на территории области за 2006 - 2008 годы
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486, от 05.04.2010 N 388)
┌═══┬═════════════════════════════════════┬══════┬═══════┬════════┬═══════‰
│N │ Наименование │ Ед. │2006 г.│2007 г. │2008 г.│
│п/п│ показателя │ изм. │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 1 │Общая площадь жилых домов (ввод) │кв.м │ 420,9 │ 501,7 │ 560,4 │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 05.04.2010 │
│N 388) │
│ ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ │в том числе: │ │ │ │ │
│ ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ │многоэтажное строительство │кв.м │ 137,7 │ 125,9 │ 169,3 │
│ ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ │индивидуальное строительство │кв.м │ 283,2 │ 375,8 │ 391,0 │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 2 │Ввод в действие жилых домов в расчете│кв.м │ 375,0 │ 451,0 │ 509,0 │
│ │на 1000 человек населения │ │ │ │ │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 05.04.2010 │
│N 388) │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 3 │Число семей, состоящих на учете │кол-во│ 16239 │ 16093 │ 15850 │
│ │для получения жилой площади │семей │ │ │ │
│ │(на конец года) │ │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 4 │Площадь жилища, приходящаяся в │кв.м │ 22,9 │ 23,2 │ 23,6 │
│ │среднем на одного жителя │ │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 5 │Число семей, получивших и │кол-во│ 496 │ 859 │ 903 │
│ │улучшивших жилищные условия │семей │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 6 │Число молодых семей, которые являлись│кол-во│ 1830 │ 2100 │ 4264 │
│ │участниками программы "Молодежи - │семей │ │ │ │
│ │доступное жилье" │ │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 7 │Объем выдачи ипотечных кредитов │млн. │ 185,3 │ 478,9 │ 911,3 │
│ │ │руб. │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 8 │Количество семей, улучшивших жилищные│кол-во│ 356 │ 628 │ 1030 │
│ │условия посредством выдачи ипотечных │семей │ │ │ │
│ │кредитов │ │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 9 │Доля семей, имеющих возможность │ │ 10,9 │ 14,1 │ 17,5 │
│ │приобрести жилье, соответствующее │% │ │ │ │
│ │стандартам, с помощью собственных и │ │ │ │ │
│ │заемных средств │ │ │ │ │
└═══┴═════════════════════════════════════┴══════┴═══════┴════════┴═══════…
Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства за счет средств бюджетов всех уровней;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Сохраняется высокая стоимость строительства жилья. Недостаток недорогих малогабаритных квартир на первичном рынке привел к тому, что необоснованно возросла стоимость вторичного жилья с низкими потребительскими качествами. В этих условиях для основной части работающего населения приобретение квартиры недоступно, а бюджетные субсидии при ипотечном кредитовании недостаточны для удовлетворения спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В существующих условиях назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части населения области.
В перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градостроительного регулирования.
Деятельность коммунального комплекса области в настоящее время характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Приведение технических характеристик жилья в соответствие с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации и области, ликвидация ветхого фонда осуществляются не достаточными темпами.
Причинами этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость.
Существующие жилищные проблемы требуют совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств бюджетов всех уровней в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;