АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2009 года N 360

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"

(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486, от 22.06.2009 N 727, от 05.04.2010 N 388, от 23.05.2011 N 541)


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в редакции от 04.12.2008) и Постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269 "О реализации отдельных положений Закона "О целевых программах Тамбовской области" (в редакции от 30.12.2008) администрация области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Жилище" согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Н.В.Коновалова.

Глава администрации области
О.И.Бетин


Приложение
Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 02.04.2009 N 360

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ"

 (в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486, от 22.06.2009 N 727, от 05.04.2010 N 388, от 23.05.2011 N 541)


Паспорт областной целевой программы "Жилище"

┌══════════════════════┬══════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы│Областная целевая программа "Жилище" (далее -     │
│                      │Программа)                                        │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик-координатор  │Управление инвестиций области                     │
│Программы             │                                                  │
│(в ред. Постановления  администрации  Тамбовской  области  от  28.04.2009│
│N 486)                                                                   │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчики Программы   │Управление топливно-энергетического комплекса и   │
│                      │жилищно-коммунального хозяйства области,          │
│                      │управление инвестиций области,                    │
│                      │управление строительства и архитектуры области    │
│(в ред. Постановления  администрации  Тамбовской  области  от  28.04.2009│
│N 486)                                                                   │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчики Программы│Управление топливно-энергетического комплекса и   │
│                      │жилищно-коммунального хозяйства области,          │
│                      │управление строительства и архитектуры области,   │
│                      │управление инвестиций области                     │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи         │Основная цель Программы - формирование рынка      │
│Программы             │доступного жилья и обеспечение комфортных условий │
│                      │проживания для жителей области.                   │
│                      │Основными задачами Программы являются: создание   │
│                      │условий для развития жилищного и                  │
│                      │жилищно-коммунального секторов экономики и        │
│                      │повышения уровня обеспеченности населения жильем  │
│                      │путем увеличения объемов жилищного строительства и│
│                      │развития финансово-кредитных институтов рынка     │
│                      │жилья;                                            │
│                      │приведение жилищного фонда и коммунальной         │
│                      │инфраструктуры в соответствие со стандартами      │
│                      │качества, обеспечивающими комфортные условия      │
│                      │проживания;                                       │
│                      │обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг│
│                      │в соответствии с платежеспособным спросом граждан │
│                      │и стандартами обеспечения жилыми помещениями;     │
│                      │создание механизмов развития ипотечного жилищного │
│                      │кредитования, эффективное использование бюджетных │
│                      │средств для повышения доступности ипотечных       │
│                      │кредитов                                          │
│(в ред. Постановления  администрации  Тамбовской  области  от  28.04.2009│
│N 486)                                                                   │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы         │2009 - 2011 годы                                  │
│реализации Программы  │                                                  │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень подпрограмм  │Подпрограммы:                                     │
│Программы             │"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры│
│                      │области"                                          │
│                      │"Обеспечение земельных участков коммунальной      │
│                      │инфраструктурой в целях жилищного строительства"  │
│                      │"Молодежи - доступное жилье"                      │
│                      │Развитие ипотечного жилищного кредитования        │
│                      │Тамбовской области                                │
│(в ред. Постановления  администрации  Тамбовской  области  от  28.04.2009│
│N 486)                                                                   │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники    │   Общий объем финансирования за счет средств всех│
│финансирования        │источников  в  2009  -   2011   годах   составляет│
│Программы             │4431756,892 тыс. рублей, в том числе:             │
│                      │   федеральный бюджет - 417928,5 тыс. рублей;     │
│                      │   областной бюджет (в  рамках  лимитов  областной│
│                      │адресной инвестиционной программы, за  исключением│
│                      │250000 тыс. рублей -  взноса  в  уставный  капитал│
│                      │открытого  акционерного  общества  "Агентство   по│
│                      │ипотечному   жилищному   кредитованию   Тамбовской│
│                      │области") - 824600,142 тыс. рублей;               │
│                      │   местный бюджет - 43338,5 тыс. рублей;          │
│                      │   внебюджетные средства - 3145889,7 тыс. рублей; │
│                      │   из них:                                        │
│                      │   в 2009 году -  1572344,5  тыс.  рублей,  в  том│
│                      │числе:                                            │
│                      │   федеральный бюджет - 239086,0 тыс. рублей;     │
│                      │   областной бюджет (в  рамках  лимитов  областной│
│                      │адресной инвестиционной программы, за  исключением│
│                      │100000 тыс. рублей -  взноса  в  уставный  капитал│
│                      │открытого  акционерного  общества  "Агентство   по│
│                      │ипотечному   жилищному   кредитованию   Тамбовской│
│                      │области") - 309257,7 тыс. рублей;                 │
│                      │   местный бюджет - 20681,7 тыс. рублей;          │
│                      │   внебюджетные средства - 1003319,1 тыс. рублей; │
│                      │   в 2010 году -  2682971,1  тыс.  рублей,  в  том│
│                      │числе:                                            │
│                      │   федеральный бюджет - 178842,5 тыс. рублей;     │
│                      │   областной бюджет (в  рамках  лимитов  областной│
│                      │адресной инвестиционной программы, за  исключением│
│                      │150000 тыс. рублей -  взноса  в  уставный  капитал│
│                      │открытого  акционерного  общества  "Агентство   по│
│                      │ипотечному   жилищному   кредитованию   Тамбовской│
│                      │области") - 507203,5 тыс. рублей;                 │
│                      │   местный бюджет - 10423,0 тыс. рублей;          │
│                      │   внебюджетные средства - 1986502,0 тыс. рублей; │
│                      │   в 2011 году - 176441,342  тыс.  рублей,  в  том│
│                      │числе:                                            │
│                      │   федеральный бюджет - 0;                        │
│                      │   областной бюджет (в  рамках  лимитов  областной│
│                      │адресной инвестиционной программы) - 8138,982 тыс.│
│                      │рублей;                                           │
│                      │   местный бюджет - 12233,8 тыс. рублей;          │
│                      │   внебюджетные средства - 156068,6 тыс. рублей   │
│(в ред. Постановления  администрации  Тамбовской  области  от  23.05.2011│
│N 541)                                                                   │
└══════════════════════┴══════════════════════════════════════════════════…


 1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами


Одной из основных задач, решаемой в регионе, остается улучшение жилищных условий населения за счет увеличения объемов ввода жилья, повышения доступности его приобретения для граждан с различным уровнем доходов, строительство объектов инженерной инфраструктуры.

Сегодня в области в списках на получение жилья состоит около 16 тыс. семей.

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486)

Наибольший удельный вес семей-очередников в общем числе семей, состоящих на учете на получение площади, по-прежнему занимают молодые семьи, семьи военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и многодетные семьи.

За последние годы жилищное строительство в Тамбовской области уверенно набирает темпы. За период с 2006 года по 2008 год введено в эксплуатацию 1482,9 тыс.кв. метров общей площади жилья. В 2008 году введено в действие 560,3 тыс.кв. метров площади жилых домов, что является лучшим показателем за последние 30 лет.

Однако объемы вводимого жилья недостаточны для формирования свободного и доступного рынка жилья. При интенсивном росте объемов строительства жилья число семей, состоящих на учете на получение жилой площади, уменьшается незначительно. Основные показатели жилищного строительства и обеспечения жильем очередников в период 2006 - 2008 годов представлены в таблице 1.


Таблица 1


Итоги реализации жилищной политики на территории области за 2006 - 2008 годы

(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486, от 05.04.2010 N 388)

┌═══┬═════════════════════════════════════┬══════┬═══════┬════════┬═══════‰
│N  │            Наименование             │ Ед.  │2006 г.│2007 г. │2008 г.│
│п/п│             показателя              │ изм. │       │        │       │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 1 │                  2                  │  3   │   4   │   5    │   6   │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 1 │Общая площадь жилых домов (ввод)     │кв.м  │ 420,9 │ 501,7  │ 560,4 │
│(в  ред.  Постановления  администрации  Тамбовской области от 05.04.2010 │
│N 388)                                                                   │
│   ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│   │в том числе:                         │      │       │        │       │
│   ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│   │многоэтажное строительство           │кв.м  │ 137,7 │ 125,9  │ 169,3 │
│   ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│   │индивидуальное строительство         │кв.м  │ 283,2 │ 375,8  │ 391,0 │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 2 │Ввод в действие жилых домов в расчете│кв.м  │ 375,0 │ 451,0  │ 509,0 │
│   │на 1000 человек населения            │      │       │        │       │
│(в  ред.  Постановления  администрации  Тамбовской области от 05.04.2010 │
│N 388)                                                                   │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 3 │Число семей, состоящих на учете      │кол-во│ 16239 │ 16093  │ 15850 │
│   │для получения жилой площади          │семей │       │        │       │
│   │(на конец года)                      │      │       │        │       │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 4 │Площадь жилища, приходящаяся в       │кв.м  │ 22,9  │  23,2  │ 23,6  │
│   │среднем на одного жителя             │      │       │        │       │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 5 │Число семей, получивших и            │кол-во│  496  │  859   │  903  │
│   │улучшивших жилищные условия          │семей │       │        │       │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 6 │Число молодых семей, которые являлись│кол-во│ 1830  │  2100  │ 4264  │
│   │участниками программы "Молодежи -    │семей │       │        │       │
│   │доступное жилье"                     │      │       │        │       │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 7 │Объем выдачи ипотечных кредитов      │млн.  │ 185,3 │ 478,9  │ 911,3 │
│   │                                     │руб.  │       │        │       │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 8 │Количество семей, улучшивших жилищные│кол-во│  356  │  628   │ 1030  │
│   │условия посредством выдачи ипотечных │семей │       │        │       │
│   │кредитов                             │      │       │        │       │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 9 │Доля семей, имеющих возможность      │      │ 10,9  │  14,1  │ 17,5  │
│   │приобрести жилье, соответствующее    │%     │       │        │       │
│   │стандартам, с помощью собственных и  │      │       │        │       │
│   │заемных средств                      │      │       │        │       │
└═══┴═════════════════════════════════════┴══════┴═══════┴════════┴═══════…


Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:

ограниченные возможности финансирования жилищного строительства за счет средств бюджетов всех уровней;

недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;

недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;

несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.

Сохраняется высокая стоимость строительства жилья. Недостаток недорогих малогабаритных квартир на первичном рынке привел к тому, что необоснованно возросла стоимость вторичного жилья с низкими потребительскими качествами. В этих условиях для основной части работающего населения приобретение квартиры недоступно, а бюджетные субсидии при ипотечном кредитовании недостаточны для удовлетворения спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В существующих условиях назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части населения области.

В перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градостроительного регулирования.

Деятельность коммунального комплекса области в настоящее время характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Приведение технических характеристик жилья в соответствие с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации и области, ликвидация ветхого фонда осуществляются не достаточными темпами.

Причинами этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость.

Существующие жилищные проблемы требуют совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств бюджетов всех уровней в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»