ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 июня 2010 года N 34-р


Об утверждении Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года



Руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:


Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года.



Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ



Утверждена
распоряжением
Губернатора Иркутской области
от 4 июня 2010 года
N 34-р



КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Концепция социально-экономического развития Иркутской области (далее - Концепция) входит в систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Концепция сформирована в развитие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегий развития отраслей Российской Федерации, учитывает положения Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года и проекта стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.



КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ


Иркутская область (далее - область) обладает серьезным интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение, собственный научно-образовательный комплекс. Область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:


1) относительно низкая стоимость энергоресурсов;


2) крупные запасы доступных полезных ископаемых;


3) мощный промышленный потенциал;


4) значительные лесные ресурсы;


5) наличие на территории крупных транспортных узлов;


6) развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала;


7) богатые водные ресурсы;


8) уникальные рекреационные ресурсы.


Однако в то же время существуют следующие ключевые проблемы развития области:


1) низкий уровень производительности труда;


2) доминирующее положение крупных, экспортоориентированных организаций, кризис моногородов;


3) высокая энергоемкость экономики и социальной сферы, низкая энергоэффективность;


4) низкая налоговая эффективность организаций по ряду отраслей;


5) низкий уровень развития предпринимательства;


6) низкая инновационная составляющая в производимой организациями области продукции (оказываемых услугах);


7) высокий уровень износа инфраструктуры и жилищного фонда, отсутствие единой транспортной системы, нехватка современных логистических комплексов;


8) неблагоприятная демографическая ситуация, отток квалифицированных кадров;


9) низкое качество жизни, особенно в сельских территориях;


10) неблагоприятная экологическая обстановка в индустриальных районах области.



СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Стратегической целью развития области является создание комфортной среды проживания и приближение качества жизни населения к уровню развитых стран (государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР)).


Область должна войти в число пяти субъектов Российской Федерации - лидеров по уровню и качеству жизни населения в Российской Федерации.


Для достижения стратегической цели интегральный показатель уровня жизни населения - валовой региональный продукт на душу населения (далее - ВРП) - должен будет вырасти к 2020 году не менее чем в 1,7 раза по отношению к 2008 году с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса. При этом темпы роста ВРП области будут соответствовать среднероссийским темпам роста, а сам показатель ВРП на душу населения достигнет 70% от уровня государств-членов ОЭСР.


Для обеспечения указанных темпов роста ВРП необходимо будет не меньшими темпами увеличивать производительность труда, так как возможности для экстенсивного роста исчерпаны и область входит в период демографического сжатия. Рост производительности труда потребует существенной модернизации технологического и производственного аппарата, а объем инвестиций в основной капитал при этом должен быть увеличен не менее чем в 3 раза к 2020 году по отношению к 2008 году.


Рост ВРП и производительности труда позволит увеличить реальные денежные доходы населения к 2020 году по отношению к 2008 году также не менее чем в 1,7 раза.


Интегральным показателем повышения качества жизни населения будет являться ожидаемая продолжительность жизни при рождении. С учетом повышения уровня доступности социальных и бытовых услуг, модернизации системы здравоохранения, улучшения условий и охраны труда, снижения уровня напряженности криминогенной ситуации этот показатель увеличится с 64,9 лет в 2008 году до 68,5 лет в 2020 году. Это позволит достичь среднероссийского уровня и приблизиться к уровню развитых стран.


С целью закрепления квалифицированных кадров на территории области необходимо будет увеличить обеспеченность жильем с 20,3 кв.м в 2008 году до 22 кв.м в 2020 году с учетом своевременной замены ветхого жилья и модернизации коммунальной инфраструктуры. Основным направлением решения этой проблемы должно стать развитие массового строительства с акцентом на малоэтажное на свободных территориях с подготовленной инфраструктурой на основе местных материалов с использованием местных трудовых ресурсов.


Область позиционирует себя к 2020 году в качестве одного из субъектов Российской Федерации - лидеров по темпам разработки и внедрения инноваций.


Инновационное развитие области будет направлено на решение следующих основных задач.


1. Повышение энергоэффективности экономики, обеспечение бесперебойного, безопасного и экономичного энергоснабжения экономики и населения области.


Решение поставленной задачи предполагает разработку и внедрение передовых технологий в сфере альтернативной энергетики, жилищного строительства, коммунального хозяйства.


Повышение энергоэффективности экономики должно привести, с одной стороны, к повышению производительности труда и капитала, с другой стороны, - к повышению качества жизни населения.


2. Комплексная переработка природных ресурсов. Основной приоритет - лесной комплекс.


Внедрение передовых технологий деревообработки даст толчок, помимо развития собственно лесного комплекса, к развитию промышленности строительных материалов и строительной деятельности. Это, в свою очередь, позволит решить проблему с обеспечением жильем жителей сельских территорий. Инновационное развитие лесного комплекса позволит также решить проблему с отходами лесопереработки и обеспечить эффективное лесовосстановление.


3. Обеспечение продовольственной безопасности области, в основном за счет собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития местной пищевой промышленности с одновременным развитием сельских территорий как единого производственного, социально-экономического, территориального и природного комплекса.


За счет внедрения инновационных технологий будет повышена производительность труда в агропромышленном комплексе, снижены риски, связанные с климатическими условиями. За счет этого будет достигнут опережающий рост уровня жизни сельского населения, созданы рабочие места в сфере производства товаров народного потребления, торговли и обслуживания.


4. Восстановление статуса области как делового, научно-образовательного и культурного центра Восточной Сибири, превращение области в один из форпостов Российской Федерации во взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР).


Область занимает выгодное геополитическое положение на пересечении транспортных путей Европа - Азия. Исторически это обусловливало развитие здесь деловых и культурных отношений со странами АТР. Область должна использовать это преимущество для увеличения транзитных транспортных потоков, развития международных научных, образовательных и культурных программ.


Инновации должны существенно изменить не только материально-производственную сферу, но и общественно-культурную. Необходимо преобразовать культурно-исторический облик области, развивать культурные проекты, имеющие общесибирское значение и привлекательные для стран АТР, сделать область комфортным местом для проживания и отдыха.



СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


В зависимости от сочетания внешних и внутренних условий развитие области может пойти по одному или сочетанию следующих трех сценариев.


1. Инерционный - продолжает сложившиеся тенденции социально-экономического развития Российской Федерации, включая область.


2. Энергосырьевой (сценарий "новой индустриализации"), при котором акцент развития территории делается на реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики, а также добычи и первичной переработки природных ресурсов при умеренных темпах развития перерабатывающих отраслей, инновационного сектора и инвестиционных возможностей.


3. Инновационный (сценарий сбалансированного развития), опирающийся на наиболее полное использование конкурентных преимуществ местной экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции области, модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие человеческого потенциала, повышение уровня производства, направленного на удовлетворение внутреннего спроса и импортозамещение.


Инновационный сценарий выбран целевым при определении направлений государственной социально-экономической политики.


Территория области крайне неоднородна, поэтому реализация инновационного сценария предполагает формирование ряда зон опережающего развития с различной специализацией. Географическая привязка зон опережающего развития не является строгой.


Первая зона опережающего развития расположена вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали с центром в городе Иркутске. Зона будет специализироваться на разработке и внедрении инноваций, размещении высокотехнологичных производств, развитии человеческого капитала.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»