ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2000 года N 241

О ПРОГРАММЕ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ НА 2000 ГОД И ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИИ

1. Одобрить Программу геологоразведочных работ в Республике Саха (Якутия) на 2000 год, предусматривающую их выполнение на приоритетных направлениях и объектах (приложение N 1).

2. Утвердить на 2000 год:

государственный заказ по приросту запасов полезных ископаемых и региональному изучению территории Республики Саха (Якутия) (приложение N 2*);

________________

* Приложение N 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


государственный заказ на разведку объектов за счет бюджета Республики Саха (Якутия), включая средства, формируемые по ставкам на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), оставляемые в распоряжении предприятий (приложение N 3*).

________________

* Приложение N 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


3. Для финансирования республиканской части Программы геологоразведочных работ на 2000 год по Республике Саха (Якутия) предусмотреть в консолидированном бюджете республики на 2000 год средства в сумме 853258 тыс. рублей и оставляемые в распоряжении предприятий средства по ставкам на ВМСБ - 52293 тыс. рублей. Учесть, что по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации для финансирования федеральной части Программы геологоразведочных работ по Республике Саха (Якутия) на 2000 год предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 84010 тыс. рублей.

4. Контроль за целевым использованием бюджетного финансирования и средств, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий, возложить на Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.

Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию установить договорные отношения с предприятиями, выполняющими геологоразведочные работы, предусматривающие ответственность последних за рациональное использование средств по целевому назначению.

5. Установить, что средства на воспроизводство минерально-сырьевой базы используются предприятиями в соответствии с Положением о территориальном целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы по Республике Саха (Якутия) на финансирование собственно геологоразведочных работ, содержание жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, находящихся на балансе предприятий. На строительство жилья, приобретение оборудования и жилья может использоваться до 5% средств на геологоразведочные работы.

Разрешить направление части средств на геологоразведочные работы для подготовки кадров и развитие учебно-производственной базы геологоразведочного факультета Якутского госуниверситета, организацию мероприятий, посвященных 300-летию горно-геологической службы Российской Федерации.

6. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский А.А.) и Госкомитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (Шишигин П.Р.) в течение 2000 года предусмотреть целевое финансирование работ по бурению скважин Талаканского месторождения в размере 32,6 млн. рублей из средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы сверх лимита, выделяемого Правительством Республики Саха (Якутия) на выполнение Программы геологоразведочных работ на 2000 год.

7. Разрешить проведение за счет средств по ставкам на ВМСБ, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий, поисковых, поисково-оценочных, научно-исследовательских, геоэкологических и тематических работ по согласованным с Госкомитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию программам.

8. С учетом специфики проведения, финансирования и конечного назначения отнести унитарные горно-геологические предприятия с годовым объемом геологоразведочных работ за счет средств госбюджета не менее 50% от годового дохода к предприятиям, работающим за счет госзаказа, с распространением на них соответствующих требований и положений по налогообложению, финансированию, оплате труда и т.д.

9. Министерству финансов Республики Саха (Якутия):

обеспечить финансирование геологоразведочных работ в первом полугодии 2000 года в объеме не менее 40% от суммы годового республиканского бюджетного финансирования согласно пункту 3 данного постановления, из них не менее 70% - денежными средствами;

в соответствии со ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2000 год", при фактическом поступлении в республиканский бюджет за 2000 год средств по ставкам на ВМСБ, сверх утвержденных в бюджете, направить их полностью на финансирование Программы геологоразведочных работ на 2000 год.

10. Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) во исполнение пункта 8.7 Протокола совещания у Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам золотодобычи в 2000 году и последующие годы от 22.03.2000, для увеличения в 2000 году прироста запасов золота категорий С1+С2 до 30 т предусмотреть при корректировке бюджета на 2000 год выделение Госкомитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию дополнительного финансирования в объеме 54 млн. рублей (сверх предусмотренных бюджетом 853,258 млн. рублей) для целевого усиления работ на золото в Южно-Якутском и Верхне-Индигирском золотоносных районах.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Шипкова Р.Ю.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ



Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 апреля 2000 года N 241


ПРОГРАММА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2000 ГОД


1. Основные итоги геологоразведочных работ за 1999 год


В 1999 году геологоразведочные работы на территории Республики Саха (Якутия) проводились в соответствии с Программой геологических исследований, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 августа 1999 года N 427 "О программе геологоразведочных работ на 1999 год" и Министерством природных ресурсов РФ. При установленном лимите годового бюджетного финансирования программы 606,211 млн. рублей (в т.ч. 76,168 млн. рублей из федерального и 530,043 млн. рублей из республиканского бюджетов) фактическое финансирование составило 589,2 млн. рублей или 97,2% к лимиту (в т.ч. 51,3 млн. рублей или 67,4% из федерального и 537,9 млн. рублей или 101,5% из республиканского бюджета). Фактическое формирование средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) по данным Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РС(Я) за 1999 год составило 1421,192 млн. рублей, из них перечислены 394,285 млн. рублей (30%) в федеральный и 1026,907 млн. рублей (70%) в республиканский бюджеты. Таким образом, на финансирование геологоразведочных работ направлено 41,4% собранных бюджетных средств по ставкам ВМСБ, в том числе 13,0% из федерального и 52,4% из республиканского бюджетов.

Кроме того, предприятиями-недропользователями выполнены геологоразведочные работы за счет оставляемой в их распоряжении части отчислений ВМСБ на сумму 31,9 млн. рублей, а также собственных привлеченных внебюджетных источников на сумму 208,6 млн. рублей.

В 1999 году в результате улучшения финансирования выполненных работ, в первую очередь из республиканского бюджета, денежными средствами (50,6% от общего), удалось решить практически всеми предприятиями геологической отрасли основные проблемы погашения задолженности по зарплате, снижению доли непрофинансированных работ, текущих платежей в бюджет, частичному обновлению основных технических средств и оборудования. Распределение финансирования по кварталам осуществлялось неравномерно: I кв. - 11%, II кв. - 14,6%, III кв. - 31,7%, IV кв. - 42,7%.

В 1999 году предприятиями отрасли выполнены следующие объемы основных видов работ: колонковое бурение (КБ) - 149,7 тыс. пог.м, ударно-канатное бурение (УКБ) - 50,9 тыс. пог.м, подземные горные выработки - 1450 пог.м, поверхностные горные выработки - 147,6 тыс. куб.м, шурфы - 3373,4 пог.м, глубокое бурение на нефть и газ - 2613 м, сейсморазведка - 508,8 км, что составило соответственно 116,0%, 100%, 139,4%, 79,3%, 75,6%, 98,6%, 101,4% к плану.

Общая численность работающих в геологической отрасли республики на начало 2000 года составила около 6 тысяч человек против 6,2 тысячи человек на начало 1999 года. Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия) проводится работа по оптимизации структуры большинства горно-геологических предприятий, осуществлено акционирование и передача в состав АО "Якутгазпром" ГУП КСГМ, подготовлен план реорганизации ГУП "Якутская поисково-съемочная экспедиция" и ГГП "Ленское".

В целях создания рабочих мест и использования имеющегося кадрового и производственного потенциала геологические предприятия в 1999 году наряду с основной деятельностью занимались также другими видами деятельности: золотодобычей, нефтедобычей, строительством, оказанием транспортных и других услуг, составляющих до 25-40% в структуре доходов предприятий.

В 1999 году геологоразведочные работы в республике выполняли 43 предприятия и организации по 308 объектам (в 1998 г. - 41 предприятие на 387 объектах). Из общего числа объектов геологоразведочных работ финансирование велось за счет федерального бюджета - 64, республиканского - 190, за счет оставляемой части ставок ВМСБ у предприятий - 24, за счет собственных средств недропользователей - 30. Из общего числа объектов работ по республике составляют: региональные геологосъемочные и геофизические работы - 39, гидрогеологические - 22, поисковые - 63, поисково-оценочные - 21, разведочные - 48, тематические - 99, в т.ч. нефтегазовые - 20, поисково-разведочные работы на нефть и газ - 16.

В 1999 году в сравнении с 1998 годом на 15% сократилось общее количество объектов работ, выросло на 2 единицы количество предприятий-исполнителей работ, продолжился рост объемов разведочных работ за счет собственных средств предприятий.

Из основных геологических результатов 1999 года необходимо отметить:

1. Выполнение установленных заданий по оперативному приросту запасов алмазов, золота, серебра, угля, государственной геологической съемки масштаба 1:200000. Получение внепланового прироста запасов газа по Станнахскому месторождению.

2. Утверждение в ГКЗ РФ запасов по крупнейшему Томторскому ниобий-редкометалльному месторождению и подготовка его к промышленному освоению.

3. Завершение программы разведочных работ на новых высокоалмазоносных трубках Ботуобинская и Нюрбинская Накынского кимберлитового поля, представление оперативных материалов по верхним горизонтам трубки Ботуобинская на экспертизу в ГКЗ РФ для организации опытно-промышленных работ. Подготовка отчетов с подсчетом запасов по трубкам Ботуобинская и Нюрбинская для экспертизы в ГКЗ РФ в первом полугодии 2000 года.

4. Подготовка материалов отчета с подсчетом запасов по крупнейшему в Дальневосточном регионе Чаяндинскому нефтегазоконденсатному месторождению для утверждения ГКЗ РФ в первом полугодии 2000 года.

5. Подтверждение высоких масштабов сереброносности месторождений Прогноз и Мангазейского рудного узла.

6. Расширение масштабов Бадранского золоторудного месторождения, подтверждение промышленной ценности Самолазовского и Таборного золоторудных месторождений.

7. Проведение конкурса на недропользование по крупнейшему Эльгинскому угольному месторождению, подготовка материалов к конкурсу на недропользование в 2000 году по крупному Талаканскому нефтегазовому месторождению. Подготовка и реализация по согласованию с Правительством РС(Я) и МПР РФ обширной программы по недропользованию на территории РС(Я).

8. Выполнение (в соответствии с объемами финансирования) программы региональных геологосъемочных, геофизических, инженерно - геологических и геоэкологических исследований, мероприятий по компьютеризации и информационному обеспечению.


2. Состояние минерально-сырьевой базы


Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально - сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, олова и сурьмы, в значительных масштабах для внутренних и экспортных целей ведется отработка угля, для внутренних потребностей добываются природный газ, нефть, платина, камнецветное сырье, строительные материалы и другое минеральное сырье. В 1999 году, в связи с общим улучшением экономической обстановки в России и Республике Саха (Якутия), произошел рост добычи алмазов, золота, нефти, при снижении объемов добычи платины, олова, сурьмы и других полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база по основным видам полезных ископаемых остается значительной по масштабам и при дальнейшем улучшении экономической обстановки и востребованности минерального сырья способна обеспечить значительное наращивание объемов их работ. На начало 2000 года государственным балансом полезных ископаемых по республике учитывается 39 видов минерального сырья в 1161 месторождении, степень востребованности которых для освоения и распределения по видам полезных ископаемых отражены в приложении N 6* к настоящей Программе.

________________

* Приложение N 6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Алмазы. Сырьевая база алмазов сосредоточена в западной части республики, в Якутской алмазоносной провинции и представлена 13 коренными и 21 россыпными месторождениями. По количеству разведанных запасов и объемам добычи алмазов республика занимает монопольное лидирующее положение в России. При общей хорошей обеспеченности запасами алмазодобывающих предприятий на основных коренных месторождениях достигнуты предельные глубины для открытой добычи, что предопределяет переход на подземную добычу и решение связанных с этим усложняющихся технологических и экономических вопросов. В 1999 году запущен подземный рудник на трубке Интернациональная, прорабатываются вопросы по организации подземной добычи на ряде других объектов.

В последние годы в результате проведенных геологоразведочных работ получены положительные результаты по значительному наращиванию сырьевой базы алмазов. В 1999 году завершена первоочередная программа геологоразведочных работ на новых трубках Ботуобинская и Нюрбинская, предварительный отчет по верхним горизонтам первой из них представлен в ГКЗ РФ на экспертизу, а окончательный отчет с подсчетом запасов будет представлен в ГКЗ в 2000 г. для последующего освоения силами нового предприятия - АО "АЛРОСА-Нюрба".

Завершается подготовка отчета с подсчетом запасов по глубоким горизонтам трубки Удачная для представления на экспертизу в ГКЗ РФ.

Получены благоприятные предпосылки для выявления новых алмазоносных кимберлитовых полей в Вилюйско-Мархинской зоне и других алмазоносных районах провинции.

Золото. Минерально-сырьевая база по золоту Якутии является одной из наиболее крупных и освоенных в России. По объемам золотодобычи в 1999 г. республика занимает третье место в России после Магаданской области и Красноярского края. Сырьевая база представлена 782 месторождениями, в том числе 731 россыпными, содержащими 41,5% запасов, 49 коренными золоторудными - 58,5% запасов и 2 комплексными с небольшими запасами попутного золота категории С2 при годовой добыче 17% рудного и 83% россыпного золота. Учтенные Госбалансом запасы россыпного золота пригодны для отработки открытым раздельным (63,2%), дражным (25,7%) и подземным (11,1%) способами.

Происшедший в августе 1998 года финансовый кризис и резкий рост курса доллара США к рублю положительно сказался на рентабельности отработки имеющейся сырьевой базы. По предварительным итогам 1999 года подавляющее большинство золотодобывающих субъектов сработали рентабельно, что стимулировало увеличение золотодобычи к уровню 1998 года на 21%. Имеющаяся сырьевая база, при сохранении положительных тенденций в развитии экономики Российской Федерации, позволяет наращивать объемы добычи в 2-3 раза к уровню 1998 года. Важным условием ее роста является вовлечение в полноценное освоение Куранахского и Нежданинского золоторудных месторождений.

Прирост запасов золота в 1999 году восполняет годовой объем отработки. В то же время остается актуальной задача по поискам и подготовке к освоению новых богатых месторождений рудного золота и воспроизводству отрабатываемых запасов, для чего необходимо усиление геологоразведочных работ прежде всего в Южно-Якутском и Верхне-Индигирском золотоносных районах.

Серебро. Территория Якутии, в первую очередь Верхоянье, работами последних 10-15 лет превращена в один из перспективных сереброносных регионов России. Положительные результаты поисковых работ на месторождении Прогноз и Мангазейского рудного узла создают предпосылки для формирования и освоения крупной сырьевой базы по серебру.

Олово. Республика Саха (Якутия) располагает самой крупной и высококачественной сырьевой базой олова в России, представленной 10 коренными и 39 россыпными месторождениями, содержащими, соответственно, 28% и 72% запасов олова Российской Федерации, а также крупнейшим прогнозным потенциалом.

В последние годы, в связи с общим экономическим спадом в России наблюдается снижение оловодобычи с 6,5-7 тыс. тонн в конце 80-х годов до 2,5 тыс. тонн олова в концентрате в 1999 году. Добычные работы ведутся только на крупных богатых Чурпуньинском оловорудном (40,5%) и Тирехтяхском россыпном (59,5%) месторождениях.

На Чурпуньинском месторождении в небольших объемах ведутся геологоразведочные работы, восполняющие приростом около 10% погашаемых запасов. При улучшении экономики оловодобычи и росте конъюнктуры на олово объемы добычи без особых трудностей могут быть увеличены в 2-3 раза при обеспеченности запасами около 30 лет и хороших перспективах наращивания сырьевой базы.

Сурьма. Республика располагает самой крупной и богатой сырьевой базой по сурьме в России и является монополистом по добыче этого сырья. По экономическим и организационным причинам добыча сурьмы снизилась с 13-15 тыс. тонн сурьмы в концентрате (1993 г.) до 2,5-3,0 тыс. тонн в 1999 году.

Сырьевая база представлена крупными богатыми отрабатываемыми Сарылахским, законсервированным Сентачанским, а также небольшими Малтанским, Кимовским и Танским золото-сурьмяными месторождениями с невысокими содержаниями попутной сурьмы. При улучшении конъюнктуры добыча сурьмы может быть увеличена в 2-3 раза. Геологоразведочные работы в 1999 году завершились составлением отчета с подсчетом запасов по Танскому золото-сурьмяному месторождению.

Ниобий, редкоземельные элементы. На базе разведанных и утвержденных в 1999 году ГКЗ России запасов ниобия и редкоземельных элементов по Томторскому месторождению, расположенному в северо-западной Якутии, подготовлена к промышленному освоению крупная богатая минерально-сырьевая база по ниобию и редким землям иттриевой группы, способная, при полноценном освоении, обеспечить потребности России и стран СНГ на длительную перспективу. Имеются перспективы расширения масштабов сырьевой базы, которые целесообразны к реализации после вовлечения Томтора в освоение. Планируется подготовка материалов к конкурсу и проведение конкурса для определения недропользователя.

Уголь. Сырьевая база, созданная в Южно-Якутском, Ленском, Зырянском и Тунгусском угленосных бассейнах представлена 47 месторождениями и участками с запасами по сумме категорий А+В+С1 - 9617,8 млн. тонн, категории С2 - 4792,9 млн. тонн, забалансовых - 170,4 млн. тонн, что составляет 46,6% промышленных запасов углей Дальневосточного региона Российской Федерации. Из этих запасов около 60% пригодно для отработки открытым способом. Угли месторождений различны по качеству (от богхедов до коксующихся), при этом около 43% промышленных запасов составляют коксующиеся особо ценных марок Ж, КЖ, К.

В 1999 году добыча угля на 10 месторождениях составила 10,019 млн. тонн, в т.ч. на Нерюнгринском месторождении 8,065 млн. тонн, что направлено на обеспечение потребностей республики, Дальневосточного региона Российской Федерации и экспортных поставок.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»