ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 1999 года N 427

О ПРОГРАММЕ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ НА 1999 ГОД

Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Одобрить Программу геологоразведочных работ на 1999 год, предусматривающую их выполнение на приоритетных направлениях и объектах (приложение N 1).

2. Утвердить на 1999 год:

- государственный заказ по приросту запасов полезных ископаемых и региональному изучению недр территории Республики Саха (Якутия) (приложение N 2);

- государственный заказ на разведку объектов за счет бюджета Республики Саха (Якутия), включая средства, формируемые по ставкам на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), оставляемые в распоряжении предприятий (приложение N 3).

3. Для финансирования республиканской части программы геологоразведочных работ на 1999 год по Республике Саха (Якутия) предусмотреть в консолидированном бюджете республики на 1999 год средства в сумме 530043 тыс. рублей и оставляемые в распоряжении предприятий средства по ставкам на ВМСБ - 43897 тыс. рублей. Учесть, что по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, для финансирования федеральной части программы геологоразведочных работ по Республике Саха (Якутия) на 1999 год предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 65750 тыс. рублей.

4. Контроль за целевым использованием бюджетного финансирования и средств, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий, возложить на Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.

Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию установить договорные отношения с предприятиями, выполняющими геологоразведочные работы, предусматривающие ответственность последних за рациональное использование средств по целевому назначению.

5. Установить, что средства на воспроизводство минерально - сырьевой базы используются предприятиями в соответствии с Положением о территориальном целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы по Республике Саха (Якутия) на финансирование собственно геологоразведочных работ, содержание жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, находящихся на балансе предприятий. На строительство жилья, приобретение оборудования и жилья может использоваться до 10% средств, направляемых Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия) на геологоразведочные работы.

Разрешить направление части средств на геологоразведочные работы для подготовки кадров и развитие учебно-производственной базы геологоразведочного факультета Якутского госуниверситета.

6. Разрешить проведение за счет средств по ставкам на ВМСБ, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий, поисковых, поисково-оценочных, научно-исследовательских, геоэкологических и тематических работ по согласованным с Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия) программам.

7. С учетом специфики финансирования отнести государственные унитарные горно-геологические предприятия с годовым объемом геологоразведочных работ за счет средств госбюджета не менее 50% от годового дохода к предприятиям, работающим за счет госзаказа с распространением на них соответствующих положений по налогообложению, финансированию, оплате труда и так далее.

8. Министерству финансов Республики Саха (Якутия):

обеспечить финансирование геологоразведочных работ не менее 50% - денежными средствами;

при фактическом поступлении в республиканский бюджет за 1999 год средств по ставкам на ВМСБ сверх утвержденных в бюджете, направить их полностью на финансирование программы геологоразведочных работ 1999 года с учетом перешедшего недофинансирования 1998 года.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Шипкова Р.Ю.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ



Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 августа 1999 года N 427


ПРОГРАММА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1999 ГОД

1. Основные итоги геологоразведочных работ за 1998 год


В 1998 году геологоразведочные работы на территории Республики Саха (Якутия) проводились в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1998 года N 292-ДСП "О программе геологоразведочных работ на 1998 год и ее финансировании".

Утвержденный годовой лимит бюджетного финансирования программы геологоразведочных работ 1999 года составил 341343 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 255978 тыс. рублей и из федерального бюджета - 85365 тыс. рублей. В процессе реализации программы при секвестировании федерального бюджета Министерством природных ресурсов РФ объем финансирования работ за счет федерального бюджета был уменьшен до 25000 тыс. рублей. Фактическое формирование средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) составило 450176 тыс. рублей, в том числе по республиканскому бюджету - 376440 тыс. рублей, федеральному - 73736 тыс. рублей или 160% от утвержденного в программе в целом и соответственно 147% от республиканской доли и 295% - от федеральной.

Фактическое финансирование программы геологоразведочных работ 1998 года составило 229800 тыс. рублей, из них по республиканскому бюджету 216800 тыс. рублей и по федеральному - 13000 тыс. рублей, при выполнении работ соответственно - на 254000, 229300 и 25000 тыс. рублей. Таким образом, финансирование выполненных работ осуществлено в целом на 90% от выполненных, в т.ч. республиканский бюджет - на 95% и федеральный - на 52%.

Кроме того, предприятиями-недропользователями выполнены геологоразведочные работы за счет оставляемых в их распоряжении отчислений на ВМСБ на сумму 46500 тыс. рублей, а также за счет внебюджетных источников на сумму 122400 тыс. рублей.

В 1998 году сохранилась тенденция снижения уровня реального финансирования геологоразведочных работ за счет госбюджета и составила в сопоставимых ценах 58% от уровня 1997 года. Распределение финансирования по кварталам осуществлялось крайне неравномерно: I кв. - 9,5%, II кв. - 5,6%, III кв. - 10,4%, IV кв. - 74,5%.

В то же время наметились положительные тенденции: снизилась доля непрофинансированных работ, увеличилось финансирование денежными средствами, что позволило решить основные проблемы задолженности по заработной плате работникам геологической отрасли. В целом по бюджетному финансированию за 1998 год доля денежных средств составила 42,9%, остальное получено в виде зачетов, векселей и других платежных средств.

Снижение уровня реального финансирования привело к снижению физических объемов геологоразведочных работ. В 1998 году предприятиями отрасли выполнены следующие объемы основных видов работ: колонковое бурение - 134300 м, ударно-канатное бурение - 34700 м, подземные горные выработки - 1930 м, поверхностные горные выработки - 95400 м, шурфы - 3900 м, глубокое бурение на нефть и газ - 3930 м, что составило соответственно 73%, 40%, 67%, 131%, 46% и 275% к уровню 1997 года.

Общая численность работающих в геологической отрасли республики составила на начало 1999 года 6,2 тыс. человек против 7 тыс. человек на начало 1998 года. Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия) проведена оптимизация структуры большинства государственных горно-геологических предприятий, разработан план акционирования и передачи в состав АО "Якутгазпром" ГУП КСГМ, подготовлены мероприятия по реорганизации ГУП "Якутская поисково-съемочная экспедиция" и ГГП "Ленское".

В целях создания рабочих мест и использования имеющегося кадрового и производственного потенциала геологические предприятия занимались в 1998 году также другими видами деятельности: золотодобычей, нефтедобычей, строительством, оказанием транспортных и других услуг.

В 1998 году геологоразведочные работы в республике выполняло 41 предприятие по 367 объектам (в 1997 году - 45 предприятий на 410 объектах). Из общего числа объектов геологоразведочных работ за счет средств республиканского и федерального бюджетов выполнялись 280, в т.ч. 64 - региональные геологосъемочные и геофизические работы, 15 - гидрогеологические, 55 - поисковые, 17 - поисково-оценочные, 22 - разведочные, 97 - тематические, за счет доли налога на ВМСБ, оставляемой в распоряжении предприятий - 34 объекта, за счет собственных средств предприятий - 64 объекта.

В целом в 1998 году по сравнению с 1997 годом произошло сокращение на 25% числа предприятий, выполняющих геологоразведочные работы за счет налога на ВМСБ, сокращено количество государственных горно-геологический предприятий, увеличены объемы работ и число объектов за счет собственных средств недропользователей при сокращении общего числа объектов на 10%.

Основные показатели выполнения геологоразведочных работ по республике за 1998 год приведены в приложении N 1* к настоящей Программе.

________________

* Приложение N 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Из основных геологических результатов 1998 года необходимо отметить:

1. Выполнение установленных заданий по оперативному приросту запасов алмазов, россыпного золота, серебра, угля, государственной геологической съемки масштаба 1:200000.

2. Выполнение плановых объемов работ с подтверждением качественных и количественных параметров по трубкам Нюрбинская и Ботуобинская.

3. По утверждению и представлению материалов в Государственную комиссию по запасам:

3.1. Утверждены запасы алмазов для подземной отработки по глубоким горизонтам трубкам Айхал.

3.2. Утверждены параметры районных кондиции для оперативного подсчета запасов россыпного золота Южно-Якутского и Верхне - Индигирского горнопромышленных районов.

3.3. Представлены на рассмотрение материалы по редкометалльному месторождению Томтор.

4. Завершение предварительной разведки месторождения рудного золота Самолазовское. По результатам разведки месторождение оценивается как объект среднего масштаба с высокими технико - экономическими показателями.

5. Проведение запланированных работ по предварительной разведке Сыллахского месторождения каменного угля, подготовке отчета с подсчетом запасов по Чаяндинскому месторождению нефти и газа.

6. Получены положительные результаты при проведении поисковых работ на серебро в пределах Мангазейского рудного узла.

7. Выполнение (в соответствии с объемом финансирования) программы региональных геологических, геофизических, инженерно - геологических и геоэкологических исследований, мероприятий по компьютеризации и информационному обеспечению.

2. Состояние минерально-сырьевой базы


Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально - сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимает ведущее место в Федерации по добыче алмазов, золота, олова и сурьмы, в значительных масштабах для внутренних и экспортных целей ведется отработка угля, для внутренних потребностей добываются природный газ, нефть, камнецветное сырье, строительные материалы и другое минеральное сырье.

В 1998 году при росте добычи алмазов и нефти произошло снижение добычи других основных видов минерального сырья, что обусловлено причинами экономического характера. Минерально - сырьевая база Республики Саха (Якутия) по основным видам полезных ископаемых остается значительной по масштабам и при улучшении экономической обстановки способна обеспечить наращивание их добычи.

На 1.01.1999 года государственным балансом запасов полезных ископаемых по республике учитывается 39 видов минерального сырья в 1132 месторождениях, степень освоения которых и распределение по видам полезных ископаемых отражены в приложении N 6*.

________________

* Приложение N 6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Алмазы. Сырьевая база алмазов сосредоточена в западной части республики в Якутской алмазоносной провинции и представлена 13 коренными и 21 россыпным месторождениями. По количеству разведанных запасов и объемам добычи алмазов республика занимает монопольное лидирующее положение в России. При общей хорошей обеспеченности запасами алмазодобывающих предприятий на основных коренных месторождениях достигнуты предельные глубины для открытой добычи, что предопределяет переход на подземную добычу и решение связанных с этим сложных технологических и экономических вопросов. В последние годы в результате проведенных геологоразведочных работ получены положительные результаты по наращиванию сырьевой базы алмазов.

В 1998 году утверждены в ГКЗ запасы глубоких горизонтов трубки Айхал, аналогичная работа будет выполнена по глубоким горизонтам трубки Удачной, что существенно расширит сырьевую базу действующих предприятий. Ускоренными темпами продолжается разведка новых высокоалмазоносных трубок Ботуобинской и Нюрбинской с целью подготовки к освоению силами нового предприятия - АО "АЛРОСА-Нюрба".

Получены благоприятные предпосылки для выявления новых алмазоносных трубок в Вилюйско-Мархинской зоне, не полностью исчерпаны перспективы других алмазоносных районов республики.


Золото. Сырьевая база представлена 51 рудным и 731 россыпными месторождениями с балансовыми запасами и большим количеством мелких месторождений и рудопроявлений с прогнозными ресурсами, сосредоточенными в Восточной и Южной Якутии.

Из общих учтенных государственным балансом запасов на рудные месторождения приходится 58,5% и россыпных 41,5%, при годовой добыче 17,4% рудного и 82,6% россыпного золота. Числящиеся запасы россыпного золота пригодны для отработки открытым раздельным (26,3%), дражным (10,6%) и подземным (12%) способами.

Произошедший в августе 1998 года финансовый кризис и резкий рост курса доллара США по отношению к российскому рублю положительно сказался на рентабельности отработки имеющейся сырьевой базы золота.

Прирост запасов золота в 1998 году восполняет годовой уровень отработки. В то же время, с учетом ожидаемого увеличения добычи, необходимо расширение геологоразведочных работ прежде всего в Южно-Якутском и Верхне-Индигирском горнопромышленных районах.


Серебро. По результатам поисков на Мангазейском рудном узле и поисково-оценочных работ на месторождении Прогноз в Верхоянском районе получены положительные результаты и созданы предпосылки для формирования крупной сырьевой базы по серебру.


Олово. Республика Саха (Якутия) располагает самой крупной и высококачественной сырьевой базой олова в России, представленной 10 коренными и 39 россыпными месторождениями, содержащими соответственно 28% и 72% запасов олова по Федерации, а также крупнейшим прогнозным потенциалом.

В последние годы в связи с общим экономическим спадом в России наблюдается снижение оловодобычи с 6,5-7 тыс. тонн в конце 80-х годов до 2,3 тыс. тонн олова в концентрате в 1998 году. Добычные работы сконцентрированы на богатых крупных Чурпуньинском и Тирехтяхском месторождениях. На Чурпуньинском месторождении в небольших объемах проводятся геологоразведочные работы, восполняющие на 10% приростом погашаемые запасы. При улучшении экономических условий оловодобычи и росте конъюнктуры на рынке оловодобыча в республике может возрасти в 2-3 раза при обеспеченности запасами почти на 30 лет и хороших предпосылках для расширения сырьевой базы.


Сурьма. Республика владеет самой крупной и богатой сырьевой базой по сурьме в России (около 90%) и является монополистом по добыче этого минерального сырья. По экономическим и организационным причинам добыча сурьмы снизилась с 13-15 тыс. тонн металла в концентрате (1993 год) до 5,5-6 тыс. тонн в 1998 году.

Сырьевая база представлена отрабатываемыми крупными богатыми Сарылахским и Сентачанским золотосурьмяными месторождениями, а также небольшими Малтанским, Кимовским и Танским золоторудными месторождениями с невысокими содержаниями сурьмы в качестве попутного компонента. При улучшении конъюнктуры рынка добыча сурьмы в республике может быть удвоена.

Геологоразведочные работы в 1998 г. проводились с целью завершения предварительной разведки Танского золотосурьмяного месторождения и подготовки его к освоению, в первую очередь, как золоторудного объекта. Кроме того, в незначительном объеме проводились работы по подготовке отчета по оценке месторождения Ким.


Ниобий, редкоземельные элементы. В северо-западной Якутии изучено богатое крупное месторождение Томтор, представленное корами выветривания на массиве карбонатитового состава, содержащими 4-6% оксидов ниобия и 10-12% оксидов редких земель с высоким содержанием редкоземельных элементов иттриевой группы, скандия, ванадия, титана, фосфора и других элементов.

На месторождении проведена предварительная разведка, временные кондиции утверждены в 1997 году в ГКЗ Российской Федерации. В 1998 году материалы по месторождению представлены на утверждение в ГКЗ Российской Федерации. Освоение месторождения Томтор может обеспечить потребности России и стран СНГ в ниобии и редких землях на длительную перспективу.


Уголь. Сырьевая база, созданная в Южно-Якутском, Ленском, Зырянском и Тунгусском угленосных бассейнах, представлена 47 месторождениями и участками с запасами по категориям А + В + С1 - 9617,8 млн. т, категории С2 - 4792,9 млн. т, забалансовых - 170,4 млн. т, что составляет 46,6% промышленных запасов углей Дальневосточного региона. Из этих запасов около 66% пригодно для отработки открытым способом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»