ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2002 года N 554
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2002 ГОДА И ЗАДАЧАХ НА IV КВАРТАЛ
Заслушав и обсудив итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за январь-сентябрь текущего года, Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что при сохраняющейся положительной динамике экономического роста наблюдается усиление финансовой напряженности и углубление диспропорций развития.
Реальный рост валового регионального продукта составил 102,4% <*>, по сравнению с 104,4% за соответствующий период прошлого года. Положительная динамика была обусловлена ростом производства предприятий промышленности (без учета АК "АЛРОСА") - 103,1%, сельского хозяйства - 103,4% и платных услуг населению - 109,7%.
________________
<*> Здесь и ниже данные приведены за январь-август 2002 года в процентах к январю-августу 2001 года
В то же время, несмотря на существенный рост добычи алмазов АК "АЛРОСА" в сентябре т.г. (147,5% к августу 2002 года), предприятию не удалось переломить отрицательную динамику производства в целом за отчетный период (96,3%). Эта тенденция продолжает оказывать негативное влияние на темп реального роста промышленного производства в целом по отрасли, который за январь-сентябрь 2002 года составил лишь 100,6%.
Из 36 доведенных позиций по производству промышленной продукции задания выполнены только по 11 позициям, из которых лишь 8 - с увеличением темпов к соответствующему периоду прошлого года (алмазы необработанные, электроэнергия, бензин А-76, цемент, художественные и сувенирные изделия, колбасные и кондитерские изделия и безалкогольные напитки).
Основными факторами, способствующими замедлению темпов роста промышленного производства, являются:
неблагоприятные внешнеэкономические условия: производство бриллиантов в долларовом выражении к соответствующему периоду прошлого года сократилось на 24,1%, сокращена добыча олова (81,5%);
низкая конкурентоспособность продукции, поставляемой на внутренний рынок, особенно в лесопромышленном комплексе: производство деловой древесины составило 79,1% (к заданию 77,1%), пиломатериалов - 93,7% (65%), в пищевой промышленности: производство мяса и субпродуктов - 90,6% (96,6%), товарной пищевой рыбной продукции - 87% (91,3%), макаронных изделий - 66,8% (43,4%). Из 14 важнейших видов продовольственных товаров не выполнено задание по производству 11;
износ основных производственных фондов, их неэффективное использование предприятиями и крайне низкий уровень инновационной активности.
Опережающими темпами растет заработная плата: по данным за январь-август т.г. рост номинальной заработной платы составил 138,9% (реальной - 121,9%). При этом рост доходов населения происходит при низких уровнях производительности труда, решения о повышении заработной платы предприятиями принимаются без учета финансовых результатов, что приводит к росту задолженности по оплате труда (116,5% к 1 января 2002 г.), в том числе предприятий топливной промышленности - на 77%, строительства - на 58%, торговли и общественного питания - на 28,4%, ЖКХ - на 47,3%. По состоянию на 1 октября т.г. задолженность по заработной плате в отрасли ЖКХ составила 557,5 млн. рублей, или около 30% от общего объема задолженности в целом по республике.
Продолжает ухудшаться финансовое состояние основных предприятий республики: сальдированный результат крупных и средних организаций основных отраслей экономики по сравнению с январем-августом прошлого года сократился на 26,4%, при этом общая сумма убытков возросла на 39%, в основном за счет предприятий жилищно-коммунального хозяйства, строительства, торговли, водного и авиационного транспорта. Данная негативная тенденция наблюдается в целом по Российской Федерации (снижение на 27,8% к соответствующему периоду прошлого года) и регионам Дальневосточного федерального округа, которая обусловлена прежде всего повышением издержек производства, связанных с ростом оплаты труда, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (опережающим ростом инфляции к уровню динамики курса доллара), а также ростом цен и тарифов на продукцию естественных монополий на внутреннем рынке. Следует отметить, что среди регионов ДВФО в республике сложился самый высокий сальдированный финансовый результат (7,2 млрд. рублей). Вместе с тем, остается значительным размер просроченной кредиторской задолженности, при продолжающемся росте суммарной задолженности, (139,7% к декабрю 2001 г.).
Ухудшение финансового состояния предприятий и организаций привело к сокращению объема долгосрочных вложений. За январь - август т.г. объем инвестиций в основной капитал составил 11,4 млрд. рублей, что ниже уровня прошлого года на 5,6%.
В доходную часть консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) поступило 25,9 млрд. рублей, что составляет 77,4% к уточненным плановым показателям за год и на 5,5% выше уровня прошлого года. В первоочередном порядке производилось финансирование заработной платы, финансирование завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера, в т.ч. государственных контрактов и ЖКХ. При этом недостаточно и несвоевременно финансируются программа геологоразведочных работ и Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия). На 1 октября 2002 г. финансирование составило 63,1 и 67,7% от уточненных годовых назначений соответственно.
В связи с непринятием решения об увеличении численности финансово-казначейских управлений Министерства финансов Республики Саха (Якутия) до сих пор не переведены на казначейское исполнение сметы улусов и городов. Это повлекло несоблюдение порядка закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд на местном уровне.
Одним из сдерживающих факторов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) является и недостаточная организационная работа органов исполнительной власти. Недостаточно эффективно управление государственным сектором экономики вследствие слабо задействованных рыночных механизмов функционирования экономики, в том числе из-за низких темпов приватизации государственного имущества, отсутствия системной кадровой политики в управлении государственной собственностью. В министерствах и ведомствах до сих пор в недостаточной мере поставлена работа балансовых комиссий, экономика предприятий анализируется поверхностно, слабо ведется разработка программ финансового оздоровления государственных унитарных предприятий. Медленными темпами осуществляются аттестация и заключение контрактов с руководителями государственных унитарных предприятий.
В навигацию 2002 года были мобилизованы значительные средства на решение вопросов завоза топливно-энергетических ресурсов и продовольствия в объеме 4,8 млрд. рублей, в том числе из Республиканского бюджета - 1,208 млрд. рублей. Так, завезено более 957 тыс. тонн нефтепродуктов (102% от плана), в том числе для государственных нужд - 354 тысячи тонн, и более 21 тысячи тонн продовольствия (116%). Программа завоза выполнена.
В октябре 2002 года в республике была проведена Всероссийская перепись населения. Ее подготовка и проведение прошли на достаточно хорошем уровне. Организационный план проведения переписи выполнен.
В целях создания условий для преодоления негативных тенденций социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и обеспечения устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Руководителям министерств, госкомитетов, главам администраций улусов и городов республики в течение месяца на расширенных заседаниях коллегий (активов) обсудить итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за январь-сентябрь 2002 года с детальным рассмотрением итогов развития курируемых отраслей (улуса, города), с обсуждением причин невыполнения установленных заданий и роста задолженности по заработной плате, постановкой конкретных задач развития каждой отрасли (улуса, города) на IV квартал т.г. и принятием мер по ликвидации допущенного отставания от установленных заданий и сокращению задолженности по заработной плате.
2. Указать:
2.1. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Песковская Ю.А.) на несвоевременное исполнение пункта 14 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2002 года N 406 "Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за январь-июнь 2002 года и задачах на второе полугодие".
2.2. Главам администраций улусов и городов, финансово - казначейским управлениям Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на недостаточный контроль за соблюдением установленного порядка при производстве закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд получателями бюджетных средств.
3. В целях обеспечения устойчивого функционирования хозяйственного комплекса республики, поддержания необходимых запасов жизнеобеспечивающих товаров и продукции в зимний период утвердить задания по организации зимнего дозавоза грузов с мест плановой и внеплановой депонации нефтепродуктов - 8425 тонн, нефтяного котельного топлива - 49,6 тыс. тонн, газоконденсатного топлива - 20 тыс. тонн, угля - 120,7 тыс. тонн, по организации планового завоза угля - 493,2 тыс. тонн, продукции производственно-технического назначения - 1,2 тыс. тонн, организации внутреннего перемещения продовольственных товаров в зимний период с баз ДГУП "Сахагоспродрезерв" - в объеме 7,8 тыс. тонн.
4. Первому заместителю Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисову Е.А.:
4.1. В срок до 20 ноября т.г. создать правительственную комиссию по инвентаризации расходов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с участием заинтересованных министерств и ведомств.
4.2. Совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами представить на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия):
4.2.1. В срок до 15 декабря 2002 года концепцию государственного заказа на топливно-энергетические ресурсы, продовольствие и продукцию производственно-технического назначения на 2003 год с учетом перехода на местное самоуправление.
4.2.2. В срок до 20 ноября 2002 года предложения по обеспечению правопреемственности органов местного самоуправления по долговым обязательствам местных администраций улусов и городов республики по ранее полученным и выданным бюджетным средствам.
4.2.3. В срок до 20 ноября 2002 года предложения по обеспечению правопреемственности несанкционированной задолженности администраций улусов и городов республики.
5. Заместителям Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексееву А.Н. и Грабцевичу В.Б., в срок до 15 января 2003 года, представить на рассмотрение Республики Саха (Якутия) схему централизованного завоза грузов для государственных нужд 2003 года.
6. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (Алексеев Г.Ф.) провести проверку учета средств, получаемых республиканскими учреждениями социальной сферы от использования закрепленной за ними государственной собственности, а также за их расходованием и в срок до 1 января 2003 года внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) предложения по итогам проверок.
7. Министерствам, ведомствам республики - госзаказчикам целевых программ в 10-дневный срок со дня утверждения Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 год" представить в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) предложения в бюджетную роспись по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденных объемов финансирования за счет средств Государственного бюджета на реализацию федеральных и республиканских целевых программ в соответствии с функциональной и экономической классификациями с поквартальной разбивкой, в том числе в разрезе улусов, городов республики.
8. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Оглы А.А.), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (Шишигин П.Р.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по статистике (Торговкина Т.А.) до 1 марта 2003 года разработать порядок формирования финансово-производственных показателей горнодобывающих предприятий и положение по проведению анализа и использованию его результатов для составления прогнозов социально-экономического развития и Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
9. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.):
9.1. Совместно с главами администраций улусов и городов и отраслевыми министерствами и ведомствами организовать работу по согласованию заданий по производству и реализации промышленной продукции за пределы Республики Саха (Якутия) на 2003 год с учетом формирования портфеля заказов предприятий - производителей нужд бюджетных учреждений, задействования производственных мощностей предприятий, улучшения финансовых показателей и представить на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) до 15 января 2003 года.
9.2. Внести изменения и дополнения в Порядок разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 августа 2001 года N 400, в части определения основных понятий "Президентская целевая программа", "Государственная целевая программа", "Республиканская целевая программа" и по механизму их реализации.
9.3. Совместно с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) в срок до 25 ноября т.г. подготовить и представить на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект решения Правительства Республики Саха (Якутия), регламентирующий порядок утверждения перечня расходов целевых программ Республики Саха (Якутия) в пределах годовых лимитов финансирования, определенных Законом Республики Саха (Якутия) "О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия)" на очередной финансовый год.
9.4. Совместно с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.), Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (Попов В.Л.) и Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам (Федоров Р.И.) в срок до 1 января 2003 года внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия):
9.4.1. Порядок проведения централизованных поставок топливно - энергетических ресурсов и ППТН для государственных нужд Республики Саха (Якутия).
9.4.2. Порядок и схему финансирования централизованных поставок закупок топливно-энергетических ресурсов и ППТН для государственных нужд Республики Саха (Якутия).
10. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.):
10.1. Совместно с Государственным ревизионным управлением при Правительстве Республики Саха (Якутия) (Федорова З.С.) и Главным контрольным управлением Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Санников М.С.) в срок до 20 декабря 2002 года разработать и представить на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) порядок применения мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам органов исполнительной власти, учреждений и организаций, финансируемых из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за принятые на себя обязательства по расходам, не обеспеченным текущим бюджетным финансированием.
10.2. Разработать и в срок до 15 декабря 2002 года представить на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) Положение о реестре закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.
10.3. С участием Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.) и Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Наумов Д.Ф.) в срок до 20 декабря т.г. разработать механизм финансирования заготовительной деятельности в 2003 году.
11. Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Оглы А.А.):
11.1. Совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.) в срок до 1 декабря 2002 года подготовить и представить Алмазному Совету при Президенте Республики Саха (Якутия) предложения по обеспечению алмазогранильных предприятий республики алмазным сырьем необходимого качества и в достаточном количестве.
11.2. Проанализировать финансовое состояние предприятий угольной и газовой промышленности и в срок до 1 января доложить Правительству Республики Саха (Якутия) о принимаемых мерах по улучшению финансового состояния предприятий данных отраслей.
11.3. В срок до 1 декабря 2002 года совместно с ГУП "Якутуголь" (Петров В.Ф.) разработать план технического перевооружения шахты "Джебарики-Хая".
11.4. Приступить к разработке и в срок до 1 марта 2003 года сформировать Республиканскую целевую программу развития малых угольных разрезов Республики Саха (Якутия) на 2003-2007 годы на основе долгосрочного топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия).
11.5. Завершить работы по разработке и утверждению программы "Стабилизация оловодобычи на территории Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 г.г.".
12. Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (Алексеев Г.Ф.) совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами:
12.1. В срок до 1 января 2003 года совместно с администрациями улусов и городов завершить формирование и согласование предварительных перечней государственного имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность.
12.2. Образовать рабочие группы по инвентаризации и проверке эффективности использования зданий и сооружений республиканскими учреждениями социальной сферы и в срок до 1 апреля 2003 года внести предложения по итогам проверок на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия).
12.3. В срок до 1 января 2003 года совместно с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) решить вопрос о капитализации средств, направленных на строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск в период 1994-2001 годов, за счет федерального бюджета и товарного кредита.
12.4. Совместно с Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) обеспечить передачу Якутского командного речного училища в федеральную собственность.
13. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.):
13.1. Совместно с Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (Алексеев Г.Ф.) и администрациями улусов и городов в срок до 1 июля 2003 года обеспечить оформление прав собственности на линии электропередач и трансформаторные подстанции в рамках постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "О реализации мероприятий по передаче объектов электроэнергетики, не закрепленных за организациями Республики Саха (Якутия), на 2002-2006 г.г." от 01.08.2002 N 382.
13.2. В срок до 1 декабря 2002 года представить в Правительство Республики Саха (Якутия) технико-экономическое обоснование строительства ТЭЦ малой мощности.
13.3. Обратить внимание на несоблюдение предприятиями жилищно-коммунального хозяйства порядка ведения первичного учета и бухгалтерской отчетности и принять меры по их восстановлению и надлежащему ведению.
13.4. Совместно с Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) (Лемешева В.И.) сбалансировать затраты отраслей жилищно - коммунального хозяйства и энергетики в части предоставления ими услуг по тепло- и энергообеспечению бюджетной сферы и населения с расходами Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2003 год по статье 110700 "Оплата коммунальных услуг" и разделу 1200 "Жилищно-коммунальное хозяйство" и утвержденными тарифами на жилищно-коммунальные услуги, для чего:
13.4.1. Совместно с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам (Федоров Р.И.) в срок до 1 декабря 2002 года обеспечить оформление договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, регулирующих вопросы собственности, хранения и использования ТЭР и ПТН, поставляемых в 2002 году в централизованном порядке за счет средств, открепленных улусами и городами по разделу 1200 и статье 110700 Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
13.4.2. До 1 декабря 2002 года обеспечить разработку и утверждение производственных и финансовых планов (бюджетов) на 2003 год по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства с выделением доли бюджетного финансирования.