ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2002 года N 406

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА ЯНВАРЬ-ИЮНЬ 2002 ГОДА И ЗАДАЧАХ НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ


Заслушав и обсудив итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за январь-июнь текущего года, Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что на фоне умеренных темпов экономического роста усиливаются негативные тенденции и диспропорции развития.

Реальный рост валового регионального продукта, оцениваемый в 103% <*>, сдерживается сокращением физического объема промышленного производства (98,9%), что значительно ниже темпов роста в других регионах Дальневосточного федерального округа (6-ое место). В связи с реконструкцией горнодобывающего производства и постепенным переходом на подземный способ разработки месторождений добыча алмазов сокращена до 95%. Физический рост в промышленности, без учета добычи алмазов, составил 104,7% против 131,3% в январе - июне 2001 года. Из 36 позиций заданий по производству промышленной продукции выполнена лишь треть.

     ________________

<*> Здесь и ниже данные приведены за январь-июнь 2002 года в % к январю-июню 2001 года


Основными ограничителями роста промышленного производства выступают:

- неблагоприятные внешнеэкономические условия: производство бриллиантов сократилось на 19% против роста в 3,7 раза в январе-июне 2001 года, задание выполнено на 98,9%, сокращена добыча олова (92,3%), свернуто производство сурьмяного концентрата. Из 16 видов продукции и услуг, по которым доведено задание по реализации за пределы Республики Саха (Якутия), выполнено 7 (44%);

- износ основных производственных фондов, особенно в угледобывающей промышленности: добыча угля составила 98,7% (к заданию - 96,9%);

- низкая конкурентоспособность продукции, поставляемой на внутренний рынок, особенно в лесопромышленном комплексе: производство деловой древесины составило 88,1% (к заданию - 67,7%), пиломатериалов - 90,7% (62,4%), в пищевой промышленности: производство мяса и субпродуктов - 85% (91,6%), товарной пищевой рыбной продукции - 89% (82,3%), макаронных изделий - 70,4% (57,3%), минеральных вод - 78,3% (81,4%). Из 14 важнейших видов продовольственных товаров не выполнено задание по производству 10;

- неэффективное использование производственных мощностей предприятиями и крайне низкий уровень инновационной активности.

Опережающими темпами растет заработная плата: по данным за январь-май т.г. при темпе роста производительности труда в 103,8%, рассчитанной по добавленной стоимости, рост номинальной заработной платы составил 131,5% (реальной - 113,9%), в жилищно-коммунальном хозяйстве соответственно 105,9% и 135,1% (реальной - 118,3%). Показатели производительности труда ухудшатся с повышением оплаты труда АК "АЛРОСА" при низких объемах добычи. Средняя заработная плата в Республике Саха (Якутия) - одна из самых высоких среди регионов Дальневосточного федерального округа при низких темпах роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал и индекса потребительских цен. Решения о повышении заработной платы принимаются без учета финансовых результатов. Задолженность по оплате труда и темпы ее роста в республике одни из самых высоких. С начала года задолженность по оплате труда увеличилась на 11,8%, в том числе предприятий топливной промышленности - в 2 раза, жилищно-коммунального хозяйства - на 46%, строительства - на 35%, учреждений образования, культуры и искусства - в 4 раза, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения - в 4,6 раза.

Ухудшается финансовое состояние предприятий: прибыль рентабельных предприятий по сравнению с январем-маем прошлого года сократилась на 8,2%, убытки возросли на 50,6%, в основном за счет предприятий жилищно-коммунального хозяйства, строительства, торговли, водного и авиационного транспорта. Несмотря на сокращение просроченной кредиторской задолженности предприятий (на 1,3% с начала года), ее размер остается значительным и превышает 24,8 млрд. рублей. При этом темпы роста просроченных обязательств имеют тенденцию к ускорению.

В доходную часть консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) поступило доходов на 102,6% к уточненному плану на отчетную дату и 55% к годовым назначениям. В первоочередном порядке производилось финансирование заработной платы и государственных контрактов. В то же время значительные средства были отвлечены на проведение республиканских мероприятий. При этом недостаточно и несвоевременно финансируется Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия), программа геологоразведочных работ.

Сдерживающим фактором социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) является и недостаточная организационная работа органов исполнительной власти. Из запланированных на первое полугодие текущего года 55 мероприятий Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально - экономической политики выполнено 37 (67%). Низка эффективность управления государственным сектором экономики. Слабо ведется разработка программ финансового оздоровления государственных унитарных предприятий. Медленными темпами осуществляется аттестация и заключение контрактов с руководителями государственных унитарных предприятий.

В течение первого полугодия текущего года основное внимание Правительства Республики Саха (Якутия) было уделено перспективным вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Разработаны проекты республиканских целевых программ по основным направлениям развития экономики и социальной сферы. Проведена плодотворная работа с федеральными органами власти. Заложены основы для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения.

В целях создания условий для преодоления негативных тенденций социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и обеспечения устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Считать основными задачами деятельности органов исполнительной власти, муниципальных образований, предприятий и организаций Республики Саха (Якутия) на второе полугодие текущего года:

1.1. В области создания условий для преодоления негативных тенденций социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и ускорения темпов экономического роста:

- повышение эффективности управления государственным сектором экономики, в том числе финансовое оздоровление предприятий, обеспечение полного поступления отчислений из прибыли государственных унитарных предприятий, поступления доходов от продажи государственного имущества;

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет усиления маркетинговой активности, продвижения товаров на внешние рынки, в первую очередь лесопродукции, ювелирных изделий и бриллиантов, развития и эффективного использования инновационного потенциала, расширения ассортимента выпускаемой продукции, переработки сельскохозяйственного сырья, снижения ресурсоемкости;

- опережающий рост производительности труда в сфере материального производства над темпами роста заработной платы;

- ликвидацию в течение III квартала текущего года отставания от установленных заданий по производству и реализации за пределы Республики Саха (Якутия) продукции (работ, услуг) за январь-июнь текущего года и безусловное выполнение установленных постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.01.2002 N 35 и от 07.03.2002 N 99 заданий;

- разработку проекта сбалансированного Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2003 год, создание механизмов реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2003 год;

- безусловное исполнение мероприятий по погашению дефицита Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.05.2002 N 215;

- обеспечение максимального удовлетворения бюджетных заявок на финансирование из Федерального бюджета на 2003 год по Федеральной адресной инвестиционной программе и федеральным целевым программам.

1.2. В области обеспечения устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения:

- обеспечение в срок до 15 октября 2002 года завоза грузов в навигацию и поставки продукции топливно-энергетического комплекса собственного производства;

- завершение к 1 сентября 2002 года подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону 2002/2003 года.

2. Отметить неудовлетворительное исполнение поставленных задач социально-экономического развития в первом полугодии т.г.:

- Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и ЯСПО "Холбос" - по увеличению объемов и выполнению заданий по производству продовольственных потребительских товаров, Министерством внешних связей Республики Саха (Якутия) - по выполнению заданий по реализации продукции и услуг за пределы Республики Саха (Якутия), Министерством строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) - по производству деловой древесины и пиломатериалов, главами администраций Намского, Кобяйского, Мирнинского, Алданского, Томпонского, Горного, Верхневилюйского, Момского, Усть-Майского улусов - по выполнению установленных заданий;

- Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Департаментом печати, средствам массовой информации и связи с общественными организациями Республики Саха (Якутия) - по исполнению постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2001 года N 445 "О функциях министерств, ведомств и администраций улусов (городов) по управлению и контролю за состоянием государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия)", в частности, по обеспечению рентабельной деятельности и снижения убыточности курируемых предприятий.

3. Руководителям министерств, госкомитетов, главам администраций улусов и городов республики:

3.1. Принять к исполнению решения совместного заседания Коллегии Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) и Коллегии Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2002 года N 1 "О бюджетной политике Республики Саха (Якутия) на 2003 год с учетом Бюджетного послания Президента РФ Путина В.В.", N 2 "О мерах по повышению эффективности управления государственным сектором экономики Республики Саха (Якутия)", N 3 "Об итогах анализа эффективности государственных расходов в развитие агропромышленного комплекса и мерах по рационализации расходов на 2003 год" (приложения NN 1-3).*

________________
     * Приложения N 1 - N 3 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.


3.2. В течение месяца на расширенных заседаниях коллегий (активов) обсудить итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за первое полугодие 2002 года с детальным рассмотрением итогов развития курируемых отраслей (улуса, города), с обсуждением причин невыполнения установленных заданий, постановкой конкретных задач развития каждой отрасли (улуса, города) на второе полугодие т.г. и принятием мер по ликвидации допущенного отставания от установленных заданий.

4. Министерству промышленности Республики Саха (Якутия), Министерству строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Министерству внешних связей Республики Саха (Якутия), Министерству образования Республики Саха (Якутия), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам, Департаменту по печати, средствам массовой информации и связи с общественными организациями Республики Саха (Якутия) в срок до 15 сентября т.г. рассмотреть на балансовых комиссиях политику курируемых предприятий государственного сектора по оплате труда, а также по финансовому оздоровлению и производственной деятельности предприятий и внести соответствующие предложения на рассмотрение Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия) в октябре т.г.

5. Руководителям межведомственных комиссий и рабочих групп, образованных в период с начала года, активизировать деятельность межведомственных комиссий и рабочих групп с учетом реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), повышения доходной части Государственного бюджета Республики Саха (Якутия), сокращения и оптимизации расходов Государственного бюджета и внести результаты работы комиссий и групп на рассмотрение Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия) до конца текущего года.

6. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) профинансировать остатки предусмотренных лимитов по Инвестиционной программе и программе геологоразведочных работ в течение III квартала в соответствии с утвержденным графиком.

7. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия):

7.1. Провести первый этап эксперимента по внедрению кондоминиумов, товариществ собственников жилья в городах Якутске, Нерюнгри, Ленске, Мирном и Удачном, с. Майя Мегино-Кангаласского улуса и с. Бердигестях Горного улуса.

7.2. Провести подготовительные мероприятия для реализации пилотных проектов по переходу на адресное финансирование квартиросъемщиков и их расчетов с поставщиками жилищно - коммунальных услуг в городах Якутске, Мирном, Удачном, пос. Айхал Мирнинского улуса, пос. Чульман Нерюнгринского района, с. Майя Мегино-Кангаласского улуса.

8. Региональной энергетической комиссии, Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия):

8.1. В срок до 27 августа текущего года внести на рассмотрение Президента Республики Саха (Якутия) проекты решений по созданию единого тарифного органа в Республике Саха (Якутия).

8.2. Совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в срок до 1 сентября 2002 года внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) предложения по изменению тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию.

8.3. Разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) в месячный срок после утверждения модели реформирования энергетики в Республике Саха (Якутия) порядок регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

8.4. Совместно с Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) в срок до 1 сентября 2002 года определить инвестиционные проекты и объемы инвестиций для включения в оптовую цену природного газа на 2003 год.

9. Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) добиться из Федерального бюджета на 2003 год финансирования строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот-Якутск и автомобильных дорог "Колыма", "Лена", "Вилюй", "Амга" и "Аян-Нелькан".

10. Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) для активизации инновационной деятельности в республике и внедрения высокотехнологичных разработок в промышленность:

- совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) разработать Концепцию инновационной политики Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 г.г. и представить на рассмотрение в Правительство Республики Саха (Якутия) в октябре т.г.;

- совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями разработать инновационную программу "Новые технологии" и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) в апреле 2003 года.

11. Министерству внешних связей Республики Саха (Якутия) в срок до 1 октября 2002 года:

11.1. Определить перечень и проработать возможность участия республики в приоритетных Межправительственных комиссиях между РФ и иностранными государствами для развития внешнеэкономического сотрудничества в приоритетных областях.

11.2. Провести комплексное исследование по возможности выхода ювелирных предприятий на зарубежные рынки.

11.3. Совместно с Министерством строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) проработать вопросы экспортных поставок пиломатериалов.

11.4. Совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерством промышленности Республики Саха (Якутия), Министерством строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в срок до 1 ноября текущего года разработать план выполнения Программы реализации экспортного потенциала Республики Саха (Якутия).

12. Республиканской комиссии по анализу деятельности агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) за 1999-2001 г.г. разработать и внести в IV квартале т.г. на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) предложения по совершенствованию финансово-кредитной политики в агропромышленном комплексе.

13. Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) завершить до конца текущего года строительство ГУП "Хаптагайский комбикормовый завод" и кожевенно-обувного комбината ГУП ФАПК "Сахабулт".

14. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия):

- совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами в срок до 25 августа 2002 года подготовить и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) законопроекты о внесении изменений в Законы Республики Саха (Якутия), устанавливающие надбавки и доплаты к заработной плате работников организаций бюджетной сферы дополнительно к федеральному законодательству;

- в срок до 1 сентября 2002 года предоставить на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) отчет о ходе работы по формированию единой базы данных о получателях социальных льгот и выплат и подготовить предложения по их упорядочению.

15. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерству по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) не допускать необоснованного увеличения численности работников подведомственных учреждений в соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2002 года N 337 "О порядке применения временных социальных нормативов образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта при формировании проекта Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2003 год".

16. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по курируемым сферам деятельности. Общую координацию возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.


Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
С.НАЗАРОВ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»