МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕН И ТАРИФОВ
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии:
с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2, применительно к условиям функционирования отраслей народного хозяйства в Республике Саха (Якутия);
с частью второй Налогового кодекса РФ и Законом Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 48-З N 97-III "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" применительно к целесообразности их использования при формировании цен и тарифов.
2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:
"цены и тарифы" - цены и тарифы, надбавки и наценки, соотношения и т.п. на продукцию, товары и услуги;
"регулирующие органы" - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по регулированию цен и тарифов и органы местного самоуправления, наделенные функциями по государственному регулированию цен и тарифов в установленном порядке;
"регулируемый вид деятельности" - вид деятельности, цены, тарифы, надбавки и наценки на который подлежат государственному регулированию или согласованию цен при заключении контрактов;
"расчетный период регулирования" - период продолжительностью не менее одного года, на который устанавливаются тарифы;
"предыдущий период регулирования" - полный календарный год, предшествующий текущему году и (или) последний отчетный период текущего года;
"необходимая валовая выручка" - планируемые на расчетный период регулирования экономически обоснованные расходы по регулируемому виду деятельности, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), рассчитанные в соответствии с таблицей 1 настоящих Методических рекомендаций и включаемые в расчет цен и тарифов;
"прямые затраты" - сумма расходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг, за исключением косвенных расходов и уменьшающих налоговую базу налога на прибыль;
"косвенные расходы" - расходы, связанные с организацией и управлением производством, относящиеся к деятельности организации в целом и включаемые в себестоимость продукции, работ и услуг пропорционально выбранной базе распределения.
3. Настоящие Методические рекомендации исходят из того положения, что во всех организациях, осуществляющих регулируемую деятельность, учет затрат производится отдельно по каждому виду деятельности. Если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы не учитываются при расчете регулируемых цен и тарифов.
4. При установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В случае, если по итогам предыдущего периода регулирования на основании статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности (включая средства, привлеченные за счет поступлений от регулируемой деятельности и направленные на оплату процентов по кредитам банков, полученным для финансирования необоснованных расходов), регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из общей суммы расходов, учитываемых при установлении цен и тарифов на следующий расчетный период регулирования.
5. Выявленные по данным отчетности неиспользованные в течение предыдущего периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются регулирующим органом при установлении цен и тарифов на расчетный период регулирования путем корректировки плановых показателей.
6. Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение предыдущего периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении цен и тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребленную в течение предыдущего периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении цен и тарифов на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
7. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах базовые отчетные данные, представляемые организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
8. Сумма планируемых расходов по каждому виду регулируемой деятельности рассчитывается по статьям расходов, указанных в прилагаемой таблице, только при их фактическом или планируемом наличии в регулируемой организации и возможности непосредственного отнесения их на соответствующий регулируемый вид деятельности.
9. Распределение косвенных расходов между различными видами деятельности, осуществляемыми организацией, производится в соответствии с учетной политикой, принятой в организации. Распределение статей расходов (прибыли), не уменьшающих налогооблагаемую базу налога на прибыль, при невозможности их прямого отнесения на тот или иной вид регулируемой деятельности, производится аналогично распределению косвенных расходов.
10. Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2-х лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов. Порядок сохранения уровня указанных расходов и направления использования экономии устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
11. В тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и канализацию могут включаться отчисления на проведение мероприятий по энергоресурсосбережению для потребителей. Порядок включения отчислений в тарифы, их аккумуляции и использования устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
12. Во всех случаях цены и тарифы, установленные регулирующим органом по группам потребителей, должны обеспечивать получение в расчетном периоде регулирования организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, необходимой валовой выручки. В сферах деятельности, по которым из бюджета выделяется финансирование убытков, возникающих в связи с государственным регулированием цен и тарифов, обеспечение получения необходимой валовой выручки производится с учетом цен и тарифов и указанных объемов финансирования.
13. Основными исходными параметрами расчета цен и тарифов на расчетный период регулирования являются:
необходимая валовая выручка для покрытия обоснованных расходов на осуществление регулируемого вида деятельности;
объемы производства, реализации и переработки продукции и товаров, объемы оказания услуг.
14. При определении экономически обоснованных расходов, включаемых в расчет необходимой валовой выручки, регулирующие органы используют (без учета НДС):