Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА


Среднегодовой уровень общей численности безработных, в % к предыдущему году*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Наиболее остро проблема безработицы стоит в сельской местности. Среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (январь - сентябрь 2011 года), жители сельской местности составляют 64,4% от их общей численности.

По данным оперативного мониторинга ситуации на рынке труда численность работников, уволенных в связи с сокращением штатной численности персонала или ликвидацией организаций, на начало октября 2011 года составила 2,8 тыс. человек.

На 1 октября 2011 года общая численность безработных уменьшилась на 2,9% и составила 39,4 тыс. человек. Уровень безработицы составил 8,1% (год назад - 8,2%). На регистрационном учете в органах службы занятости населения состояло 9,5 тыс. безработных граждан, или на 7% меньше, чем год назад.

Количество граждан, обратившихся в поисках работы, по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, уменьшилось на 6%. Всего обратилось в службу занятости 10,5 тыс. человек. Из них получили статус безработного 9,5 тыс. человек. Заявленная работодателями потребность в работниках на 1 октября 2011 года составила 11,3 тысяч человек, что на 45,8% выше аналогичного периода прошлого года. Всего за январь - сентябрь текущего года трудоустроено 28,1 тыс. человек.

В республике имеются населенные пункты, перспективы которых связаны с диверсификацией производства или созданием новых производств на основе реализуемых стратегических документов развития. Развитие зон опережающего развития предполагает глубокую диверсификацию производств: создание новых для республики отраслей экономики с соответствующим перераспределением трудовых ресурсов на основе создания новых рабочих мест. В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года территория республики условно разделена на зоны опережающего развития: Южная Якутия - горнодобывающая отрасль, лесопереработка, гидроэнергетика; Западная Якутия - нефтегазовая промышленность, добыча алмазов, лесопереработка, Северо-Восточная Якутия - добыча цветных и редкоземельных металлов.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом складывающейся ситуации на рынке труда численность привлеченных иностранных работников по квоте на 2011 год сокращена на 46,8% (с 31,5 тыс. чел. до 14,7 тыс. чел.). При этом уменьшение привлечения иностранной рабочей силы будет компенсировано за счет местных трудовых ресурсов путем их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства (4,7 тыс. чел.).

Доля государственных гражданских служащих, имеющих высшее образование, по сравнению с предыдущими годами, возросла до 95,6% (в 2002 году составляла 69,1%), доля муниципальных служащих - до 73,5%. Образовательный уровень муниципальных служащих остается низким в условиях, когда современные реалии жизни требуют от каждого муниципального служащего соответствующих знаний и навыков в управленческих (менеджерских), финансово-экономических, правовых областях.

В последние годы произошло существенное омоложение кадров в органах государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Удельный вес служащих в органах государственной власти в возрасте до 30 лет составляет 19,5% от общего количества гражданских служащих, от 30 до 50 лет - 54,8%, в органах местного самоуправления до 30 лет составляет 28,8%, от 30 до 50 лет - 53,8%. Средний возраст гражданских служащих - 41 год, муниципальных служащих - 39 лет.

Омоложение кадров в органах местного самоуправления привело к уменьшению лиц, имеющих стаж работы в органах государственного и муниципального управления. Среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, имеют стаж работы в государственных органах более 10 лет - 41,6%, среди муниципальных служащих - 18,6%, от 5 до 10 лет - 23,9% и 21,9%, от года до 5 - 34,3% и 59,4%.

В 2010 году на государственную службу принят 371 человек, в том числе из кадрового резерва - 100, на муниципальную службу принято 375 человек, из кадрового резерва - 83 человека. Эти данные показывают, что органами государственной власти и местного самоуправления не в полной мере используются потенциальные возможности кадрового резерва.

Программы профессионального развития государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) имеют только 16 органов государственной власти.

Сеть учреждений профессионального образования представлена 65 образовательными учреждениями, в том числе 27 учреждениями начального, 31 среднего и 7 высшего профессионального образования. Всего обучаются 73,5 тыс. учащихся и студентов (без учета филиальной сети негосударственных учреждений), в том числе в учреждениях НПО - 6,5 тыс. учащихся, СПО - 18,3 тыс. студентов, ВПО - 48,7 тыс. студентов, включая заочную форму обучения. Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям.

В учебных заведениях Российской Федерации и в зарубежных странах обучаются 4 613 студентов, из них 4 457 студентов по 356 специальностям высшего и по 17 специальностям среднего профессионального образования, 109 - аспирантов, докторантов и 47 - клинических ординаторов.

Однако деятельность учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется без учета спроса рынка труда.

Существующие на сегодня проблемные факторы в учреждениях бюджетной сферы можно решить только в результате проведения грамотной кадровой политики.

В числе наиболее актуальных проблем состояния трудового потенциала следует отметить следующие:

уменьшение численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст, при одновременном увеличении численности граждан, достигших пенсионного возраста, и отрицательном сальдо миграции населения;

слабое закрепление молодых специалистов на предприятиях отраслей реальной экономики (промышленность, строительный, топливно-энергетический, агропромышленный комплексы, транспорт, связь и телекоммуникации, малый и средний (производственный) бизнес);

"старение" кадров в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранение, образование и культура);

слабое участие предприятий отраслей реальной экономики и учреждений бюджетной сферы в формировании сбалансированного регионального заказа образовательным учреждениям профессионального образования в подготовке кадров и закреплении молодых специалистов, особенно в сельской местности;

отсутствие в финансовых планах большинства муниципальных образований, организаций и предприятий частной формы собственности затрат на повышение квалификации и профессиональную переподготовку;

отсутствие программ рационального использования и развития кадрового потенциала на уровне отраслевых министерств и муниципальных образований.

Решение указанных проблем определяет необходимость разработки Концепции кадровой политики Республики Саха (Якутия), основные положения которой предусматривают принятие соответствующих мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера, направленных на развитие кадрового потенциала, способного эффективно и профессионально решать стратегические задачи социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Законодательной базой Концепции кадровой политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Саха (Якутия), федеральные законы и законы Республики Саха (Якутия), указы Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия), нормативные правовые акты и методические документы Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия).