ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 декабря 2012 года N 774-РП
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2012 года N 1250 "Об Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)" в части передачи функций и полномочий исполнительной власти Республики Саха (Якутия)" и пунктов 5 и 7 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2012 года N 1276 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2012 года N 1250 "Об Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)" в части передачи функций и полномочий исполнительной власти Республики Саха (Якутия)":
1. Внести изменение в распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2012 года N 52-РП "Об утверждении программы Республики Саха (Якутия) "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012 - 2013 годы", изложив программу Республики Саха (Якутия) "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012 - 2013 годы" в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Определить государственным заказчиком - координатором программы Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (Кондратьева В.И.).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
3 декабря 2012 года
N 774-РП
Приложение
к распоряжению Президента
Республики Саха (Якутия)
от 3 декабря 2012 года N 774-РП
ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ОПТИМИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 2012 - 2013 ГОДЫ"
ПАСПОРТ программы Республики Саха (Якутия) "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012 - 2013 годы"
(далее - программа)
Наименование программы | Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012 - 2013 годы |
Основание для разработки программы | Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N |
Ответственный исполнитель программы | Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители программы | Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия); Министерство финансов Республики Саха (Якутия); Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по связи и информационным технологиям; Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по юстиции; Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), обладающие контрольно-надзорными функциями; Государственное бюджетное учреждение "Национальное агентство "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)"; Государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)"; Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) |
Разработчики программы | Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) |
Система организации контроля над ходом реализации программы | Управление и контроль хода реализации программы осуществляется Президентом Республики Саха (Якутия). Контроль исполнения мероприятий программы осуществляется ответственными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия), учредителями государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)" |
Цели программы | 1. Снижение административных барьеров. 2. Оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия), в том числе оказываемых на базе государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)" |
Задачи программы | 1. Проведение комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений, а также совершенствование контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях экономики и социальной сферы, оптимизация порядка оказания услуг, необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг. 2. Разработка и принятие административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг (функций), а также административных регламентов осуществления контрольно-надзорных функций, формирование регионального и муниципальных реестров государственных и муниципальных услуг (функций). 3. Создание в Республике Саха (Якутия) сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, соответствующих установленным требованиям. 4. Проведение регулярного мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг. 5. Внедрение механизма досудебного обжалования |
Целевые индикаторы программы | На момент завершения реализации программы: среднее число обращений гражданина в орган государственной (муниципальной) власти Республики Саха (Якутия) для получения одной государственной (муниципальной) услуги - 3; среднее число обращений представителя бизнеса в орган государственной (муниципальной) власти в Республике Саха (Якутия) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, - 2; отсутствие нарушения нормативных сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг; степень удовлетворенности граждан и представителей бизнеса качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно органами государственной власти и органами местного самоуправления, - 53%; степень удовлетворенности граждан качеством обслуживания по приему документов в государственном автономном учреждении "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)" - 95%; степень удовлетворенности качеством информационного и консультационного обслуживания в государственном автономном учреждении "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)" - 80%; охват населения сетью государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)" к 2013 году - 55,4% |
Сроки реализации программы | 2012 - 2013 годы |
Объем средств и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы составит - 384 951 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 137 966 тыс. руб., в том числе: из бюджета Республики Саха (Якутия) - 137 966 тыс. руб., 2013 год - 246 985 тыс. руб., в том числе: из бюджета Республики Саха (Якутия) - 201 663 тыс. руб., из бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - 45 322 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы | В результате реализации программы: будет оптимизирован порядок предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), повысится качество и доступность государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных функций для физических и юридических лиц на территории Республики Саха (Якутия); снизятся организационные, временные, финансовые затраты юридических лиц, субъектов малого предпринимательства и граждан на преодоление административных барьеров; будет обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в районах и городах с численностью больше 10 тысяч человек и в труднодоступных северных улусах; будет создана система контроля качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Республики Саха (Якутия) |
Раздел I. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ
В основу программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения контрольно-надзорных функций, регулируемых Федеральным законом от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на территории Республики Саха (Якутия), включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных программой;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
С 2006 года в Республике Саха (Якутия) реализуется административная реформа, направленная на повышение эффективности деятельности органов управления.
Реформа проводилась в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2009 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 мая 2008 года N 435-р, а также Плана мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2010 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2009 года N 203-РП.
Целями административной реформы были определены:
повышение качества и доступности государственных услуг;
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
За 5 лет было реализовано восемь направлений административной реформы. К 2011 году все запланированные мероприятия административной реформы в основном были реализованы. Поставленные цели достигнуты прежде всего на уровне создания необходимых правовых и организационных оснований для массовой оптимизации государственных услуг и совершенствования государственного управления. Однако более эффективная реализация была замедлена пересечением с иными направлениями совершенствования государственного управления - бюджетной реформой, реформой кадровой политики.
Внедрение управления по результатам и проектного управления происходило в эти годы весьма интенсивно. При этом ключевые аспекты проводились вне административной реформы, в основном в рамках реформы бюджетного процесса. Программой реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы были определены пути перехода на новые современные методы бюджетного планирования: повышение качества среднесрочного бюджетного планирования и использование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Создана система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Определен перечень бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта и физической культуры, средств массовой информации и культуры. Определен перечень стандартов качества предоставления бюджетных услуг в отраслях социальной сферы для возможности их контроля со стороны потребителей, требования к результатам работы бюджетных учреждений (включая государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием в федеральных вузах), негосударственных организаций, автономных некоммерческих организаций по предоставлению бюджетных услуг.
Утвержден Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг населению Республики Саха (Якутия) принятым стандартам. Определение объема предоставляемых бюджетных услуг и размера выделяемых на эти цели бюджетных средств производится с помощью ежегодной оценки потребности в бюджетных услугах.
Начата реализация задачи по внедрению программно-целевых методов бюджетирования в практику бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия). Начало было положено внедрением порядка формирования среднесрочных ведомственных программ, был утвержден Перечень количественных показателей для оценки результатов работы министерств и ведомств по реализации государственного заказа на управление социально-экономическими процессами в Республике Саха (Якутия) до 2008 года.
Регламентация и стандартизация государственных (муниципальных) услуг (функций) стала важным направлением административной реформы.
Разработка административных регламентов государственных (муниципальных) функций и услуг позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, упорядочить административные процедуры.
В настоящее время административный регламент является основным документом, содержащим всю необходимую для заявителей (граждан и юридических лиц) информацию, предусмотренную законодательством (сроки, перечень документов, основания для отказа, административные процедуры, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и другое).
Утвержденные административные регламенты служат основой для оптимизации государственных функций и услуг и перевода их в электронный вид. К концу 2011 года в Республике Саха (Якутия) утверждено 190 административных регламентов услуг исполнительных органов государственной власти, 417 административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
В рамках направления по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти информацией о порядке предоставления государственных услуг. В 2010 году началось формирование Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Саха (Якутия). К концу 2011 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) была размещена информация о 111 первоочередных государственных услугах (функциях) и 802 муниципальных услугах.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) является необходимым мероприятием по повышению качества предоставления наиболее массовых и общественно значимых услуг всех трех уровней власти: федерального, регионального, муниципального.
Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов власти и МФЦ при предоставлении государственных услуг.
В апреле 2010 года в городе Якутске открылся МФЦ, в котором предоставляется более 100 государственных и муниципальных услуг. Результаты работы МФЦ демонстрируют сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами. МФЦ позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями. Результаты проведенного мониторинга создания МФЦ показали, что почти 90% посетителей МФЦ высоко оценивают работу центра.
В рамках оптимизации функций исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) проведена инвентаризация функций и услуг, которые имеют непосредственное отношение к гражданам и бизнесу. По итогам инвентаризации был сформирован Реестр государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и подведомственными им государственными учреждениями. В рамках методического обеспечения оптимизации муниципальных функций сформированы типовые муниципальные услуги для всех уровней органов местного самоуправления.
Сводный учет количества контрольно-надзорных мероприятий исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется посредством федерального статистического наблюдения "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". За 9 месяцев 2011 года исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) проведено 1 759 проверок, за исключением проверок налоговых, финансовых, таможенных и других органов, исключенных из сферы Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Из общего количества проверок 42% приходится на плановые проверки, 58% - на внеплановые.
Размещение государственного и муниципального заказа претерпело серьезные изменения в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Указанный Федеральный закон предусмотрел открытые и гласные процедуры размещения заказа, создал некоторые механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа. С 2006 года действует официальный сайт для размещения информации о размещении заказов.
С 1 января 2011 года все аукционы проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках. За 1 полугодие 2011 года размещено 6 203 государственных и муниципальных заказов, в том числе с проведением открытых электронных торгов - 2 337 государственных и муниципальных заказов или 37,6% от всех размещенных заказов.
За последние годы на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции, которая позволила существенно продвинуться в создании нормативных предпосылок для пресечения и ограничения проявлений коррупции.
На уровне Республики Саха (Якутия) в 2009 - 2010 годах были утверждены следующие документы:
План противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) на 2010 - 2011 годы, утвержденный распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2010 года N 322-РП;
Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), утвержденное постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года ГС N 648-IV;
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Президента Республики Саха (Якутия), а также их проектов, утвержденный Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2010 года N 203;
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Правительством Республики Саха (Якутия) и иными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), а также их проектов, утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2009 года N 258.
Важным этапом в области обеспечения открытости органов государственной власти Республики Саха (Якутия) стало принятие Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и ряда предусмотренных в нем подзаконных актов. Данный закон регулирует правоотношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, тем самым реализуя конституционное право граждан свободно искать и получать информацию.
Во исполнение вышеназванного федерального закона в конце 2010 года был запущен официальный портал исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Уровень посещаемости сайта составляет 2 000 - 3 000 человек в день.
Результаты реализации Концепции административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2009 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 мая 2008 года N 435-р, а также Плана мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2010 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2009 года N 203-РП, показывают необходимость отказа от ряда направлений (управление по результатам, государственные закупки) в силу разработки соответствующих мероприятий в иных стратегических документах и программах. Также следует существенно усилить и расширить проблематику механизмов государственного регулирования (государственный (муниципальный) контроль и надзор, реинжиниринг предоставления государственных и муниципальных услуг и т.д.) для комплексного анализа состояния отдельных отраслей экономики. С учетом этого разработана настоящая программа снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2013 годы.
Раздел II. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования должен стать государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
Настоящая программа охватывает существенную часть государственного и муниципального управления, что позволяет подойти комплексно к оптимизации отдельных ее сфер. При этом неизбежно затрагиваются иные существенные реформы государственного сектора, успешность мероприятий которых критична для достижения целей данной программы.