Основной целью модернизации функционирующих автоматизированных информационных систем Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в 2011 - 13 г.г. в рамках реализации Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов являлась модернизация аналитических подсистем проектирования доходов и планирования расходов республиканского бюджета в связи с переходом на "программный формат" государственного бюджета. В основном работа в части автоматизации была направлена на реализацию требований Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", на модернизацию информационной автоматизированной системы, предназначенной для автоматизации процессов формирования основных элементов бюджетирования, ориентированного на результат (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, целевых программ, государственных программ, реестров расходных обязательств, государственных заданий, мониторинга финансового менеджмента), на реализацию положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта".
К концу периода реализации Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов до 2013 года достигнуты значительные результаты.
Модернизирована аналитическая подсистема проектирования доходов и планирования расходов республиканского бюджета, в рамках автоматизированной системы проектирования и управления государственными финансами Республики Саха (Якутия) в связи с переходом на "программный формат" государственного бюджета. В рамках этих работ был модернизирован автоматизированный процесс формирования бюджета в разрезе государственных программ с увязкой стратегического и бюджетного планирования с расширением функциональных возможностей автоматизированной системы планирования, финансово-экономического анализа путем внедрения новых программных модулей на базе применяемого программного комплекса "Хранилище-КС". В результате выполнения работ созданы необходимые технические и методические условия для перехода к программно-целевому принципу организации деятельности органов исполнительной власти, повышения эффективности по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличения их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития, обеспечения тесной увязки стратегического и бюджетного планирования. Новые программные модули в полном объеме применены при проектировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2013 и 2014 годы.
На базе программного комплекса Хранилище-КС внедрен и настроен модуль "Мониторинг качества финансового менеджмента", предназначенный для проведения анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит). Данный модуль позволяет осуществить:
сбор и свод показателей, необходимых для оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей, сопоставление данных показателей;
сбор и хранение нормативных актов ГРБС, используемых в осуществлении бюджетного процесса в формате .pdf, .jpg;
построение рейтинга ГРБС.
Процесс автоматизации формирования государственного задания в отношении государственных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия) приведен в соответствие с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.12.2010 N 595 "О порядке формирования государственного задания в отношении государственных бюджетных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными совместным приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2011 года, автоматизирован расчет нормативных затрат на оказание услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений.
В автоматизированной системе казначейского исполнения бюджета Республики Саха (Якутия) АС "Бюджет-КС" реализованы все схемы взаимодействия бюджетных, казенных и автономных учреждений с финансовыми органами, с органами федерального казначейства и кредитными организациями.
В целях подготовки к реализации Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", в части аппаратно-технического обеспечения, подготовлен сервер баз данных и приложений для централизации баз данных по проектированию и исполнению бюджета, своду отчетности муниципальных образований (АС "Бюджет-КС") и обеспечения подключения удаленных пользователей через сеть Интернет.
Произведено подключение к порталу ЕИАС - Единая информационно-аналитическая система "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования", предназначенная для автоматизации информационного взаимодействия между ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, регулируемыми и экспертными организациями.
На постоянной и непрерывной основе производится сопровождение автоматизированной системы управления бюджетного процесса Республики Саха (Якутия) "Бюджет-КС" и осуществляется сбор отчетности в АС "Свод-WEB". В 2012 году в качестве пилотного проекта перенесена база данных автоматизированной системы бюджетного процесса муниципального района "Вилюйский улус" на серверные мощности Министерства финансов Республики Саха (Якутия). Работы по переносу баз данных всех муниципальных районов завершены в 2013 году. Постоянно проводятся обучающие семинары для специалистов, работающих в автоматизированной системе "Бюджет-КС". Так, например, в течение 2012 года на базе технологической сети связи Министерства финансов Республики Саха (Якутия) проведено 84 сеанса видеоконференций с муниципальными образованиями.
Несмотря на достигнутые результаты, в настоящее время присутствует ряд проблем:
не во всех сферах управления финансово-экономическим блоком нашли широкое применение современные и эффективные способы удаленного взаимодействия органов исполнительной власти с государственными учреждениями, не решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных;
отсутствует единая точка сбора данных, существует разрозненность форматов и способов получения данных;
отсутствует подтверждение юридической значимости информации, получаемой при информационном обмене между различными ведомствами;
не внедрены в полной мере информационные технологии, обеспечивающие увязку информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления;
не полностью создан полноценный механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей.
Переход к программно-целевым методам организации бюджетного процесса требует усиления контроля за разработкой и выполнением государственных (муниципальных) программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта бюджета, но и в течение всего "жизненного цикла" - при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности государственных (муниципальных) программ. Принят Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вносит значительные изменения в Бюджетный кодекс РФ в части государственного и муниципального финансового контроля.
В целях реализации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо обеспечить заключение необходимых межведомственных информационных соглашений, а также провести модернизацию подсистемы автоматизации процессов, связанных с осуществлением финансового контроля. В частности, потребуется:
функциональное развитие (модернизация) подсистемы финансового контроля в связи с принятием Федеральных законов N 252-ФЗ и N 44-ФЗ;
функциональное развитие (модернизация) подсистемы финансового контроля в связи с принятием обновлений нормативно-правовой базы Республики Саха (Якутия) и возможным уточнением их полномочий;
модернизация подсистемы финансового контроля в целях реализации полномочий по внутреннему аудиту ГРБС и реализации контрольных полномочий в связи с принятием обновленной нормативно-правовой базы Республики Саха (Якутия) и возможным уточнением их полномочий;
функциональное развитие средств интерактивного доступа к информации "АС бюджетного процесса РС(Я)" со стороны контрольных органов при планировании и осуществлении своих полномочий;
реализация полной интеграции автоматизированной системы закупок Республики Саха (Якутия) с "Автоматизированной системой бюджетного процесса РС(Я)";
продолжение автоматизация процессов, связанных с реализацией полномочий финансового органа, определенных положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Устойчивое развитие информационной среды и технологий для управления бюджетным процессом в конечном итоге обеспечивает повышение качества планирования бюджета, оказания государственных услуг, а также экономию бюджетных средств за счет увеличения отдачи имеющегося уровня расходов. Учитывая результаты, достигнутые за период реализации Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов, а также имеющиеся на данный момент проблемы, решение задачи по созданию условий для развития информационной среды и технологий, необходимых для управления бюджетным процессом, требует совершенствования по следующим направлениям: