В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесено решение значительного круга вопросов в сферах социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды и т.п., в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории.
Для реализации полномочий требуются существенные, стабильно развивающиеся источники доходов, обеспечивающие долгосрочную сбалансированность и финансовую устойчивость бюджетной системы. Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности в долгосрочной перспективе неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджета, то есть к сокращению возможностей в достижении необходимых долгосрочных стратегических целей и исполнении расходных обязательств.
Первоочередной мерой обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы и противодействия бюджетным рискам должно выступать применение механизмов долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования, взвешенной налоговой политики и эффективного администрирования доходов, ограничение роста расходов государственного бюджета, не обеспеченных надежными источниками доходов в долгосрочном периоде, при безусловной реализации принятых решений (действующих обязательств), в том числе в рамках утвержденных государственных программ, а также восстановление достаточных объемов резервов для их возможного использования в случае ухудшения макроэкономической ситуации.
В 2006 году были заложены современные основы государственного стратегического планирования в Республике Саха (Якутия). В этом же году ГНИУ "Совет по изучению производительных сил" при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук была разработана Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 (далее по тексту - Схема), и в том же году она была утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 N 411.
Данная Схема была разработана для обоснования долгосрочных стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, совершенствование пространственной организации, рост уровня жизни населения, повышение роли Республики Саха (Якутия) в экономике страны и Дальневосточного округа на основе оптимального использования ее природно-экономического потенциала и конкурентных преимуществ.
Положения и рекомендации Схемы используются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) для разработки экономической политики и комплекса мер федеральных и республиканских органов власти, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие региона. В данном документе реализован вариантный альтернативный подход в определении сценариев развития Республики Саха (Якутия) на перспективу до 2020 года.
В Схеме определена главная цель, определяющая задачи и приоритеты прогнозного периода, которая сформулирована следующим образом: "достижение оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств республики для повышения качества и уровня жизни населения при соблюдении условий устойчивого развития региональных экосистем".
Были определены следующие ключевые приоритетные направления Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года:
развитие транспортного комплекса;
развитие нефтегазодобычи;
развитие электроэнергетики (в части развития генерирующих мощностей и интегрирующих сетей электропередач);
дальнейшее развитие угольной промышленности;
создание перерабатывающих нефтегазо- и углехимических производств.
Схема развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года была рассмотрена и одобрена 8 февраля 2007 года на заседании Правительства Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.05.2008 N 503-р "О разработке Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030 года" Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) было поручено уточнить Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года с учетом расширения периода прогнозирования макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с завершением работ до 1 декабря 2008 года. Во исполнение указанного распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) были заказаны и произведены научно-исследовательские работы по разработке Схемы комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030 года, было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.05.2011 N 190 "О проекте программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основных направлений до 2030 года".
Указанный проект программы был разработан с целью обоснования долгосрочных стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития производительных сил, транспорта и энергетики республики, обеспечивающих инновационное и динамичное развитие экономики, совершенствование пространственной организации, рост уровня и повышение качества жизни населения, повышение роли Республики Саха (Якутия) в экономике страны и Дальневосточного федерального округа на основе оптимального использования ее природно-экономического потенциала и конкурентных преимуществ до 2030 года.
В данном проекте программы была сформулирована основная цель социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), направленная на достижение высокого уровня качества жизни населения с высокими стандартами благосостояния человека при соблюдении условий устойчивого развития региональных экосистем, оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств республики. Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа республики, способствующего реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке за счет формирования развитой экономики и комфортной среды проживания населения.
В 2011 году были определены основные элементы системы планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия). Система планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) была утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 635. В соответствии с данным Указом Президента Республики Саха (Якутия) процесс планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия) включает следующие этапы: определение долгосрочных целей социально - экономического развития, формирование среднесрочных прогнозов, формирование краткосрочных планов.
К документам государственного стратегического планирования в Республике Саха (Якутия) отнесены: долгосрочная программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), долгосрочная бюджетная стратегия, концепция развития отраслей социальной сферы, промышленного производства и инфраструктуры.
Среднесрочное прогнозирование параметров социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) осуществляется посредством формирования следующих документов: основные направления развития Республики Саха (Якутия), государственные программы Республики Саха (Якутия), основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), стратегический план органа государственной власти на пятилетний период, программы социально-экономического развития муниципальных образований и проектные программы. Формирование краткосрочных планов осуществляется за счет составления и утверждения: государственного бюджета Республики Саха (Якутия), государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 21.05.2012 N 1429 были определены следующие основные направления развития и государственной социально-экономической политики Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы: достижение более высоких темпов экономического роста, поддержка модернизации и эффективных направлений развития производства, модернизация социальной сферы и повышение уровня жизни населения. Согласно данному Указу основными задачами модернизации Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы являются:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, направленной на формирование новых механизмов и условий привлечения инвестиций, внедрения инновационных высокотехнологичных проектов и развития предпринимательства;
опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
повышение энергоэффективности экономики;
технологическая модернизация производственных отраслей экономики;
структурная модернизация экономики;
модернизация государственного управления;
модернизация социальной сферы;