ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2016 года N 696-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОТ 26.07.2011 N 449-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"
В соответствии со статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п "Об утверждении схемы территориального планирования Красноярского края" следующее изменение:
схему территориального планирования Красноярского края изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 27 декабря 2016 года N 696-п
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Проект внесения изменений в Схему территориального планирования Красноярского края (далее - проект схемы) подготовлен на основании государственного контракта N 767-06-15 от 12.10.2015, заключенного ООО НИИ "Земля и город" и Краевым государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства".
Проектом Схемы определено перспективное назначение территорий Красноярского края (далее - край) в целях обеспечения их устойчивого развития, совершенствования инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, интересов граждан и их объединений, Российской Федерации (далее - РФ) и ее субъектов, а также муниципальных образований.
В качестве основы проекта Схемы взяты направления развития, установленные в Схеме территориального планирования края (далее - СТП), утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п (срок реализации - 2030 год).
Положения проекта Схемы в новой редакции предусматривают выполнение мероприятий по комплексному развитию территории Красноярского края на период до 2036 года с реализацией первоочередных мероприятий в течение 10 лет (до 2026 года).
Внесение изменений в действующую СТП связано с:
вступлением в силу новых редакций Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в которых предусмотрены иные требования к составу и содержанию схем территориального планирования субъектов РФ;
принятием на уровне РФ пакета документов долгосрочного планирования, в том числе комплекта схем территориального планирования РФ по различным отраслевым направлениям, ряда отраслевых стратегий, программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация данных документов принципиальным образом повлияет на структуру пространственного развития края;
изменением геополитических условий, определяющих приоритеты экономического развития региона, в том числе конъюнктуры на сырьевых рынках в сегментах промышленной специализации и логистики края, состава пакета инвестиционных проектов, демографических условий и трендов;
принятием в 2013 году Инвестиционной стратегии Красноярского края на период до 2030 года, а также пакета государственных программ и комплексных территориальных инициатив по различным аспектам социально-экономического развития, долгосрочных ведомственных и отраслевых программ, в которых содержатся предложения по размещению объектов регионального значения, строительство которых, в свою очередь, возможно исключительно на основании СТП;
принятием на уровне муниципальных образований края генеральных планов городских округов и схем территориального планирования муниципальных районов, в которых содержатся согласованные на уровне Правительства края предложения по размещению объектов регионального значения;
необходимостью учета отраслевых проектных разработок, технико-экономических показателей по объектам перспективного капитального строительства регионального значения, стратегии развития и бизнес-планов крупных компаний, действующих на территории края;
необходимостью приведения СТП в соответствие с требованиями Приказов Министерства регионального развития РФ от 30.01.2012 N 19 "Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения" и от 19.04.2013 N 169 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
В качестве исходных материалов использованы сведения, полученные из официальных источников на основе запросов исходных данных, утвержденных нормативно-правовых актов, ранее разработанных документов территориального планирования территории края. Перечень данных документов приведен в "Томе исходных данных" материалов по обоснованию проекта Схемы.
Графические материалы проекта выполнены в геоинформационном программном продукте ArcGIS и MapInfo. Описание и отображение объектов федерального, регионального, местного значения, а также перечень слоев пространственных данных (объектов), структура атрибутивных данных и справочников в графических материалах проекта Схемы соответствуют требованиям к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.01.2012 N 19.
Цели и задачи территориального планирования
Целями подготовки Проекта территориального планирования являются:
обеспечение реализации на территории края федеральных и региональных стратегий и программ социально-экономического развития, планов и программ развития отдельных отраслей, принятых после утверждения действующей редакции СТП;
синхронизация и определение приоритетов развития территорий региона и муниципальных образований края в соответствии с утвержденными федеральными планами и программами;
обеспечение координации действий органов власти разных уровней (федеральной, региональной и местной) по осуществлению градостроительной деятельности на территории края;
создание условий для принятия органами государственной власти Красноярского края решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной собственности земельных участков в целях размещения объектов регионального значения;
создание технической возможности загрузки и использования данных СТП в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, автоматизированных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных образований;
создание условий для повышения конкурентоспособности экономики края, инвестиционной привлекательности территории деловой активности, развития торговли, науки, туризма путем обеспечения открытости материалов СТП;
обеспечение реализации мероприятий по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры регионального значения.
Для достижения целей при подготовке СТП в новой редакции были поставлены следующие задачи:
приведение СТП в соответствие с нормами действующего законодательства (в том числе ГрК РФ, Приказов Министерства регионального развития РФ от 19.04.2013 N 169 и от 30.01.2012 N 19);
проведение анализа изменений в правилах использования и в состоянии территории, произошедших за период реализации СТП, а также выявление дополнительных ресурсных потенциалов для определения стратегических направлений развития региона;
определение динамики социально-экономического развития региона, в том числе по отраслям, за период реализации СТП;
приведение в актуальное состояние карт существующих и планируемых к размещению объектов федерального и регионального значения с целью их отображения;
отображение реализации мероприятий, запланированных в стратегиях развития края, программах социально-экономического развития муниципальных образований, посредством территориальной привязки;
актуализация и комплексный анализ изменений и тенденций социально-экономического развития края;
уточнение концепции основных направлений пространственного развития территории;
подготовка предложений по уточнению назначения территорий края исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в связи с изменением стратегий и геополитических условий развития региона;
формирование обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности регионального уровня в структуре электронного проекта Схемы;
оптимизация систем расселения и развития городских и сельских населенных пунктов;
обеспечение ограничения воздействия на окружающую среду посредством отображения на картах СТП границ зон, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции;
отображение особо охраняемых природных территорий, зон и объектов историко-культурного наследия;
фиксация существующих и обоснование предложений по местоположению новых зон опережающего развития разной специализации и территориального масштаба.
Красноярский край в межрегиональной системе
Для оценки условий, потенциалов, а также для определения направлений перспективного развития территории края большое значение имеет анализ его макроэкономической роли, географического и геополитического положения в стране.
Важным фактором развития края является его географическое и геополитическое положение, анализ которого является составной частью комплексной оценки потенциала развития региона.
Красноярский край расположен в Восточной Сибири, в самом центре Евроазиатского континента. Столица региона - город Красноярск - крупный транзитный узел, стоящий на пересечении Транссибирской магистрали и исторически сложившихся торговых путей по р. Енисей. Край имеет выход к морям Северного Ледовитого океана (Карское море и море Лаптевых).
Красноярский край - один из крупнейших регионов в России: территория края составляет 13,5% от общей площади России и занимает второе место в РФ и первое среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ (далее - СФО). Площадь края составляет 2367 тыс. км
Макрорайоны края | Зоны опережающего развития и точки роста | Специализация, базовые функции | ||
базовые сохраняющиеся | развивающиеся | перспективные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Центральный макрорайон | Красноярская агломерация, ЗАТО Железногорск (ядерные и космические технологии) | перерабатывающие производства, цветная металлургия, энергетика, химическая промышленность, атомная промышленность, глубокая деревообработка, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, сельское хозяйство | оборонная промышленность и космическая деятельность, транспорт и логистика, потребительский сектор, образовательный сектор, туризм, рекреация, спорт, строительные материалы, ядерная химия, целлюлозно-бумажная промышленность, легкая промышленность | высокие (инновационные) технологии (ЗАТО Железногорск) |
Приангарский макрорайон | промышленный район "Нижнее Приангарье" | горнорудная промышленность, добыча угля, энергетика, золотодобывающая промышленность, лесозаготовка, деревообрабатывающая промышленность | энергетика, формирование центра лесопереработки, формирование федерального центра золотодобычи, цветная металлургия, транспорт и логистика, добыча и переработка горно-химического сырья, добыча и обогащение руд цветных и редкоземельных металлов, строительный комплекс | черная металлургия, добыча и обогащение руд редкоземельных металлов, освоение рудных месторождений (бокситы) |
Западный макрорайон | КАТЭК | добыча угля, энергетика, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, сельское хозяйство, лесозаготовка и деревообработка, производство нефтепродуктов (нефтехимия), пищевая промышленность | добыча угля, энергетика, нефтехимия и нефтепереработка, транспорт и логистика, агропромышленный комплекс | стройиндустрия |
Южный макрорайон | природный парк "Ергаки" | сельскохозяйственное производство, добыча золота, пищевая промышленность, электротехническое машиностроение, энергетика, лесозаготовка | агропромышленный комплекс, транспорт и логистика, туризм, рекреация и спорт, глубокая переработка древесины, черная и цветная металлургия | формирование горнорудного узла, золотодобыча, черная металлургия |
Восточный макрорайон | КАТЭК, Кингашское горнорудное месторождение | добыча угля, лесопереработка, ядерная химия, пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика | добыча угля, глубокая деревообработка, энергетика, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия | горнодобывающие отрасли, формирование минерально-сырьевого центра федерального значения, нефтегазопереработка |
Северный макрорайон | Ванкорский нефтегазовый кластер, Юрубчено-Тохомское месторождение, Норильский промышленный район | горнодобывающая промышленность, добыча и переработка медных и платиновых руд, нефтегазодобыча, транспортная логистика, сохранение традиционных видов хозяйствования и природопользования | развитие центров добычи углеводородов федерального значения, транспортировка углеводородного сырья, добыча угля | развитие горнодобывающей отрасли |
Направления развития пространственной организации территории
На основе анализа проектной планировочной структуры и функционального зонирования Красноярского края определены следующие направления развития пространственной организации территории:
источником роста, стимулирующим экономическую активность соседних территорий, должны стать города края, прежде всего краевой центр - Красноярск, являющиеся наиболее крупными внутренними рынками сбыта;
в единой связи с Нижнем Приангарьем будет идти развитие сырьевой зоны - южных частей Эвенкии и Туруханского района. Развитие промрайона предусматривает продолжение развития дорожной инфраструктуры, освоение нефтегазовых и рудных месторождений, развитие лесопромышленной деятельности;
реализация крупных инвестиционных проектов и связанные с ними миграционные потоки населения будут способствовать укреплению опорных центров в зонах преимущественно ресурсно-сырьевого освоения;
реализация масштабных инфраструктурных проектов в целом позволит усовершенствовать существующий планировочный каркас территории Красноярского края, устранить ряд существующих в настоящее время территориальных диспропорций путем замыкания тупиковых планировочных осей северного направления на новые широтные планировочные оси, в первую очередь, на Севсиб;
в перспективе (2016 - 2035 годы) предполагается значительное усиление интеграции производственных и инфраструктурных связей Северного макрорайона и Ямало-Ненецкого автономного округа, что будет следствием строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, связывающих два региона;
в районах освоения крупнейших месторождений Нижнего Приангарья, Канско-Ачинского бассейна, района Саян в Южной части края, Крайнего Севера точками роста выступают ареалы реализации крупных промышленно-инфраструктурных проектов, уже начатых или намечаемых к реализации, где предполагается создание новых территориально-производственных комплексов, промышленных зон и узлов, развитие сети городских поселений;
на востоке и юге края индустриальные зоны будут формироваться, прежде всего, на базе освоения Казырской группы месторождений, а также Кингашского месторождения платино-медно-никелевых месторождений;
за счет строительства железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино в крае появится новый меридиональный транспортный коридор федерального и регионального значения;
предусматривается интенсивное развитие и формирование транспортно-логистических зон, строительство объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального и международного значения (портовые зоны, морские и речные порты, сеть опорных аэропортов и прочее;
предусматривается трансформация и развитие транспортной сети всех видов (новые железные и автодороги, трубопроводный транспорт, скоростной электротранспорт), реализация комплекса экологически ориентированных мероприятий (вывод за пределы населенных пунктов транзитных, прежде всего грузовых потоков и др.);
активное развитие получат вахтовые формы занятости и расселения в районах с неблагоприятными и экстремальными природными, экологическими условиями;
в результате развития транспортного каркаса усилится связанность территорий края, интеграция районов нового освоения и центральной зоны расселения.