ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 1997 года N 204
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев проект целевой программы "Сохранение и развитие курортов Челябинской области", предложенный Губернатором области, Законодательное собрание
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую программу "Сохранение и развитие курортов Челябинской области".
2. Рекомендовать Правительству Челябинской области включить указанную Программу в перечень областных целевых программ и предусмотреть ее финансирование в 1998 году.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Основанием для разработки целевой программы "Сохранение и развитие курортов Челябинской области" на 1997 - 2005 гг. (далее именуется - Программа) служит:
1. Федеральные законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", (N 26-ФЗ 23 февраля 1995 года), "Об особо охраняемых природных территориях" (N 33-ФЗ от 14.03.95 г.).
2. Закон Челябинской области "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Челябинской области", N 38-ОЗ от 19.09.96 г.
3. Федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения", утвержденная постановлением Правительства РФ 02.02.1996 года N 101; Постановление Правительства РФ от 16.11.1996 года N 1369 "О комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском районе и Тюменской области на 1997 - 2000 годы".
4. Указ Президента РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 3061-1 от 18.06.1992 года.
5. Указ Президента РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" N 4995-1 от 25.05.1993 года.
6. Целевая областная программа "Организация санаторно - курортного оздоровления населения Челябинской области, подвергшихся воздействию радиации в результате деятельности ПО "Маяк" на 1995 - 2000 годы", утвержденная Главой администрации области от 29.09.95 г.
Разработка Программы обусловлена социально - экономическими особенностями области: высокий промышленный потенциал, высокий уровень радиации, техногенных нагрузок; богатейшие природные ресурсы, климато - географические условия, которые диктуют о приоритетности санаторно - курортного дела.
Разработка Программы обусловлена состоянием здоровья южноуральцев.
Продолжается снижение естественного прироста населения области, растет смертность во всех возрастных группах.
Нарастает угроза жизни и здоровья каждого южноуральца.
Программа нацелена на усиление государственной роли в деле улучшения экологической обстановки на курортных территориях.
Программа рассчитана:
- на признание Правительством области целесообразности создания экономических, социальных, правовых, организационных условий для развития санаторно - курортного дела области;
- на гарантии населению области санаторно - курортной помощи как одного из этапов медицинской помощи:
- на гарантии Правительства области по финансированию санаторно - курортного дела на основе сочетания бюджетных, внебюджетных, страховых ассигнований, коммерческих и благотворительных начал.
Объектами Программы являются курорт федерального значения Кисегач, включающий санатории "Кисегач" и "Еловое", пансионаты с лечением "Утес" и "Сосновая горка", строительно - монтажное предприятие "Курортстрой", автотранспортное предприятие "Челябинсккурорт", ТОО "Полюс - "Боровое", курорт федерального значения Увильды, санатории "Солнечный", "Урал", Магнитогорская курортная поликлиника, пансионат с лечением "Карагайский бор", дома отдыха "Тургояк" и "Золотой пляж", Челябинский областной Центр реабилитации пострадавших от радиации. Указанные здравницы на 4950 койко - мест и хозяйства составляют основу курортного фонда Челябинской области, который является составной частью курортного фонда Российской Федерации.
Необходимость разработки Программы вызвана экономическим положением санаторно - курортных организаций и предприятий.
С 1992 года практически прекращено централизованное финансирование капитального строительства новых и реконструкции действующих объектов.
В 1996 году сумма вложений денежных средств на эти цели сократилась более чем в 10 раз.
Недостаток денежных средств не позволил закончить реконструкцию дома отдыха "Золотой пляж", закрытого в 1991 году, и приступить к выполнению работ по переводу из сезонного в круглогодичный санаторий "Солнечный", закрытый на реконструкцию в 1992 году.
В стадии незавершенного строительства и реконструкции находятся пять спальных корпусов на 500 койко - мест. По состоянию на 01.01.1997 г. количество неблагоустроенных и не отвечающих санитарным нормам койко - мест составляет 22,5% от общей вместимости.
Объекты инженерной инфраструктуры здравниц остаются без средств на эксплуатацию и реконструкцию. Резко возросло количество аварий на системах жизнеобеспечения здравниц, некоторые из них находятся в аварийном состоянии.
Срочно требуется принятие мер по реконструкции системы водоснабжения, канализования, очистных сооружений и воде и канализации в санаториях "Кисегач", "Увильды", "Урал", пансионатах "Карагайский бор", "Утес", где качество питьевой воды и хозбытовых стоков после очистки не соответствует санитарным нормам.
Тяжелое положение сложилось по объектам теплоснабжения, требуется проведение реконструкции в доме отдыха "Тургояк" котельной с разводящими сетями, в санатории "Солнечный" - строительства всей инженерной инфраструктуры: тепло - водо - электроснабжения и канализования хозбытовых стоков и т.д.
Необходима реконструкция котельных и тепловых сетей в санаториях "Увильды", "Урал", "Еловое", пансионате "Карагайский бор".
Повышается интенсивность использования лечебно - оздоровительных местностей.
Продолжается загрязнение озер Увильды, Кисегач, Тургояк. По их охране нет единой политики. Не установлены научнообоснованные нормы нагрузки на природно - лечебные ресурсы.
Фактически с 1990 года прекращено проведение поисково - разведочных и исследовательских работ по лечебным грязям, минеральным водам и другим лечебным ресурсам. По предварительным данным геологоразведочного объединения "Лечминресурсы" Министерства здравоохранения СССР (1990 год) Челябинская область располагает запасами лечебных грязей в 1 млрд. куб. м, запасы минеральных вод остаются не определенными.
Принятие Программы обуславливается, таким образом, необходимостью предупреждения необратимых процессов в экологии, истощения природных лечебных ресурсов.
Программа предусматривает подготовку и утверждение Правительством области "Положений об округах санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов", "Положении о признании территорий лечебно - оздоровительными местностями и курортами".
Подготовка этих документов, а также генеральных планов курортов предусматривает их государственную экологическую экспертизу.
Принятие Программы необходимо в связи с резким ростом за последние годы заболеваемости и смертности населения области.
Растет инвалидизация населения, в том числе лиц молодого возраста. Только 10% школьников признаются здоровыми.
В то же время в области не разработаны программы по профилактике, лечению, реабилитации населения по структурам заболеваемости, которые вошли на первое место: болезни органов дыхания, нервной системы.
Требует системности подход к санаторно - курортному оздоровлению участников событий в "горячих точках" России, СНГ, дальнего зарубежья.
Особого внимания требует подход к оздоровлению детей. Заслуживает внимания опыт магнитогорцев по созданию "лесных школ".
Остро стоит вопрос о проведении санаторно - курортной реабилитации населения области, пострадавшего от воздействия радионуклидов, образовавшихся в результате аварии на ПО "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Челябинский областной Центр реабилитации пострадавших от радиации не соответствует требованиям, предъявленным к санаторно - курортным учреждениям, и подлежит реконструкции и расширению. Потребность в санаторно - курортной реабилитации этой категории населения велика и требуется расширение существующих специализированных отделений и центров в санаторно - курортных организациях области.
Существующая лечебная база в санаториях и пансионатах с лечением крайне недостаточная и не позволяет открывать новые и расширять действующие центры и отделения, внедрять новые медицинские технологии для проведения новых реабилитационных мероприятий, устанавливать дополнительное современное медицинское отечественное и зарубежное оборудование, аппаратуру и бальнеотехнику.
Специализация отдельных санаториев и пансионатов на лечение по профилю заболеваний граждан, в том числе, участников Великой Отечественной войны и других вооруженных конфликтов, инвалидов, пенсионеров, подростков, детей и других также вызывает необходимость расширения лечебной базы.
Все это требует разработки программного подхода к этим проблемам:
- внедрения современных медицинских и бальнеологических технологий;
- приобретения для этого соответствующего медицинского и бальнеологического оборудования;
- проведения цикла повышения квалификации кадров;
- научного сопровождения этого процесса и коррекции этого раздела;
- осуществления ежегодной экспертной оценки качества и эффективности санаторно - курортного лечения.
Следовательно, санаторно - курортному делу необходима государственная поддержка, которая позволит обеспечить преемственность и взаимосвязь процессов профилактики, лечения и реабилитации лечебно - профилактических учреждений здравоохранения и санаторно - курортных организаций.
Основной целью настоящей Программы является сохранение и дальнейшее развитие курортного фонда области, с учетом специализации его составляющих по видам лечебно - профилактической деятельности, выявление и рациональное использование природных лечебных ресурсов области для укрепления здоровья южноуральцев.
Среди задач, требующих решения для достижения указанной цели, главными являются:
- определение направлений государственной политики области в сфере санаторно - курортного лечения и отдыха;
- укрепление и дальнейшее развитие материально - технической базы существующих лечебно - профилактических организаций, создание в них новых специализированных центров и отделений;
- повышение доступности санаторно - курортного лечения для большинства населения области и его эффективности;
- поддержание высокой и устойчивой конъюнктуры спроса;
- сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно - методической и природной базы курортного дела;
- создание третьего этапа медицинской помощи: поликлиника - стационар - отделения реабилитации в санаторно - курортных условиях с открытием отделений реабилитации в санаторно - курортных организациях для больных с заболеваниями органов дыхания, органов пищеварения, эндокринной системы, мочеполовой сферы и др. отделения;
- уточнение инвестиционной политики;
- определение принципов участия лечебно - профилактических организаций на отечественном и мировом рынке санаторно - курортных услуг.
Программа реализуется в период 1998 - 2005 годов и разделена на два этапа. Первый этап (1998 - 2000 годы) включает выполнение первоочередных неотложных мероприятий. На втором этапе (2001 - 2005 годы) предусматривается реализация основных мероприятий и завершение Программы.
Программа реализуется за счет долевого участия федерального бюджета по курортам Федерального значения, бюджета Челябинской области и привлечения для ее выполнения внебюджетных источников, а также собственных средств санаторно - курортной системы области.
В качестве внебюджетных источников предусматривается использовать средства предприятий и учреждений различных форм собственности, имеющих долю собственности в курортном фонде области, отчисления юридических и физических лиц, заинтересованных в осуществлении Программы, а также другие источники финансирования.
Стоимость мероприятий Программы составляет 201870 млн. рублей, в том числе, из средств бюджета Челябинской области - 114841 млн. рублей (56,84%), из средств федерального бюджета - 26800 млн. рублей (13,28%), из собственных средств санаторно - курортной системы - 45179 млн. рублей (22,38%), из привлеченных средств - 15050 млн. рублей (7,46%).
Финансирование мероприятий Программы, осуществляемых за счет средств бюджета области и внебюджетных фондов, производится в форме бюджетных инвестиций, субсидий, бюджетных ссуд, государственного контракта или заказа, привлечения средств частных лиц, иностранных инвестиций.
Финансирование по другим источникам осуществляется по договоренности сторон.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Законодательным собранием и Правительством Челябинской области и областным государственным унитарным предприятием "Челябинсккурорт".
Ежегодно ОГУП "Челябинсккурорт" в установленные сроки представляет в администрацию и Законодательное собрание области предложения по финансовому обеспечению мероприятий Программы из бюджета области на предстоящий календарный год и отчет о реализации мероприятий за текущий год.