Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 1996 года N 101


О федеральной целевой программе "Развитие курортов
федерального значения"

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034
____________________________________________________________________


В целях сохранения и дальнейшего развития современного высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие курортов федерального значения" (далее именуется - Программа), внесенную Министерством экономики Российской Федерации.

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

2. Определить государственными заказчиками по реализации Программы Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации:

обеспечить в 1996 году финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на 1996 год;

предусматривать средства для реализации Программы при разработке проекта федерального бюджета на каждый последующий год.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

принять долевое участие в финансировании и реализации Программы;

разработать в 1996 - 1997 годах региональные программы развития санаторно-курортного комплекса.

Председатель Правительства
     Российской Федерации
                       В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской  Федерации
от  2 февраля 1996 года N 101

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие курортов федерального значения"

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Развитие курортов федерального значения"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 года N 968-р

Государственный заказчик


-


Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации

Основные разработчики Программы


-


Государственный комитет Российской Федерации по
физической культуре и туризму и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели


-




сохранение и развитие курортов федерального значения, улучшение их экологического состояния, сохранение и рациональное использование ценных природных лечебных ресурсов, укрепление гидроминеральной базы, развитие курортной инфраструктуры, подготовка и повышение квалификации специалистов курортного дела

Сроки и этапы реализации Программы




-




1996 - 2000 годы
I этап (1996 - 1997 годы) - подготовка и реализация
первоочередных неотложных мероприятий;
II этап (1998 - 2000 годы) - реализация основных мероприятий и завершение Программы

Перечень основных мероприятий






-







нормативно-правовое обеспечение;
организация управления курортным делом;
сохранение природных лечебных ресурсов и развитие гидроминеральной базы курортов;
кадровое обеспечение;
научное обеспечение (приложение N 1).
Финансовое обеспечение, необходимое для сохранения и
развития курортов федерального значения (приложение N 2).

Исполнители основных мероприятий















-















Государственный комитет Российской Федерации по
физической культуре и туризму, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство
экономики Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации,
Министерство образования Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам
национальностей и региональной политике, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Объемы и источники финансирования




-




9074835 млн. рублей (в ценах финансирования 1996 года),
из них 2638902 млн. рублей (29 процентов) из средств федерального бюджета,
1996 г. - 1588399 млн. рублей, из них 170005 млн. рублей (10,7
процента) из средств федерального бюджета (приложение N 3)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы







-








улучшение показателей здоровья и демографических показателей населения страны, сохранение и развитие курортов федерального значения, резервирование и рациональное использование наиболее ценных природных лечебных факторов и их ресурсов;
сохранение особо ценных лечебно-оздоровительных местностей страны;
повышение общего уровня санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособности на международном рынке

Система организации контроля за исполнением Программы

-




Государственный комитет Российской Федерации по
физической культуре и туризму, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технической политики Российской Федерации


I. Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 года N 968-р и в порядке реализации федеральных законов от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Программа одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 14 декабря 1995 г. (протокол N 44).

Объектом Программы являются курорты федерального значения, так как они являются наиболее ценной частью санаторно-курортного комплекса страны. В результате экономических, социальных и иных процессов, происходящих в стране, положение дел в санаторно-курортной сфере в последние годы значительно ухудшилось. Если в 1990 году насчитывалось 7431 учреждение на 1298847 коек, то в 1994 году их количество сократилось до 6098 учреждений, а количество коек - до 901400. Большие территории из-за чернобыльской и челябинской аварий оказались в зоне экологического бедствия, а ряд месторождений питьевой воды и лечебных грязей в Российской Федерации исключаются из промышленного освоения.

Вместе с тем Российская Федерация располагает почти всеми типами лечебных минеральных вод и грязей, ресурсы которых могут обеспечить потребность лечебно-профилактических учреждений, заводов розлива и способны компенсировать потерянные месторождения.

Санаторно-курортное лечение как ведущая часть реабилитационной помощи занимает важное место в системе охраны здоровья населения. Несколько поколений россиян пользовались санаторно-курортными услугами, необходимость которых стала привычной частью национальной культуры. Потребность населения в санаторно-курортной помощи, по данным научных исследований, проведенных в 1993 году, в 2 раза выше разработанных в 1972 году нормативов, а обеспеченность детей местами в санаториях почти в 3 раза ниже расчетной.

Эффективность лечения, проводимого в санаторно-курортных учреждениях, высока и позволяет в 2 - 6 раз уменьшить число обострений как у взрослых, так и у детей. Эффективность лечения в туберкулезных здравницах превышает 50 процентов. Больные, прошедшие санаторный этап реабилитации, в большинстве случаев возвращаются к труду, у них в 2 - 3 раза снижается временная и стойкая нетрудоспособность.

Необходимы исследования для определения потребности в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости населения России и региональной патологией, в первую очередь, для таких групп населения, как участники ВОВ, население экологически неблагоприятных регионов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, инвалиды и дети.

Остро стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров. Снижается число научно-исследовательских работ, необходима разработка научно-обоснованных медико-экономических стандартов и критериев качества для проведения лицензирования, сертификации и аккредитации здравниц и специалистов независимо от их ведомственной принадлежности.

В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских работ в области разведки и использования лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику нового технологического оборудования. Снизилось проведение работ по эксплуатации месторождений минеральных вод и лечебных грязей, контролю за их гидрогеологическим режимом и состоянием окружающей среды. Идет процесс разрушения системы рациональной эксплуатации месторождений природных лечебных ресурсов. Необоснованно резко возросла стоимость природных лечебных факторов, отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений, в связи с передачей большинства месторождений в пользование и разработку различным акционерным обществам.

Программа рассчитана на проведение в жизнь практических решений по улучшению санаторно-курортного дела.

Особо стоит вопрос сохранения и развития системы санаторно-курортных учреждений Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, оздоравливающих социально не защищенные группы населения (дети, инвалиды, больные туберкулезом и т.д.) и не имеющих достаточно эффективных внебюджетных источников финансирования.

Программа учитывает интересы санаторно-курортных учреждений, предприятий и государства в целом.

В Программе даны подходы и методы решения проблемы курортов, лечебно-оздоровительных местностей и санаторно-курортных учреждений, курортов и лечебных местностей, которые послужат ориентиром для программных и иных управленческих действий на региональном и местном уровнях.

II. Основные задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью Программы является сохранение и развитие курортов, лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, рациональное использование природных лечебных ресурсов России для укрепления здоровья граждан.

Среди задач, требующих решения для достижения указанной цели, главными являются:

определение направлений государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

разработка системы современных форм и методов функционирования курортов федерального значения;

организация эффективного управления курортами федерального значения;

повышение доступности санаторно-курортного лечения для большинства населения страны и его эффективности;

поддержание высокой (на уровне потребности) и устойчивой конъюнктуры спроса;

сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно-методической и природной базы курортного дела;

уточнение налоговой и инвестиционной политики;

определение принципов участия российских санаторно-курортных организаций на мировом рынке санаторно-курортных услуг.

Россия имеет реальные научные и практические достижения в курортном деле. Их следует по-новому оценить и использовать как факторы укрепления конкурентных позиций и повышения качества обслуживания.

Программа реализуется в период 1996 - 2000 годов и разделена на два этапа. Первый этап (1996 - 1997 годы) включает выполнение первоочередных неотложных мероприятий. На втором этапе (1998 - 2000 годы) предусматривается реализация основных мероприятий и завершение Программы.

III. Ресурсное обеспечение программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников. Финансовое обеспечение вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, намечается осуществить в значительной мере за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены: кредиты банков, средства зарубежных инвесторов, а также предприятий и учреждений различных форм собственности, отчисления предприятий, заинтересованных в осуществлении Программы.

Стоимость мероприятий, направленных на нормативно-правовое обеспечение, совершенствование управления, сохранение природных ресурсов, научное и кадровое обеспечение, составляет 21035 млн. рублей (в ценах 1996 года), в том числе доля федерального бюджета - 5502 млн. рублей, или 26,2 процента.

Финансовые средства, необходимые для сохранения и развития города-курорта Сочи, федерального курортного региона Анапа, эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод и других курортов федерального значения, составляют 9053800 млн. рублей (в ценах 1996 года), из них за счет средств федерального бюджета 2633400 млн. рублей, в том числе на 1996 год - 1582960 млн. рублей и за счет средств федерального бюджета - 167380 млн. рублей.

Общие финансовые затраты на реализацию Программы по всем источникам финансирования составляют 9074835 млн. рублей (в ценах 1996 года), включая средства федерального бюджета в сумме 2638902 млн. рублей, в том числе на 1996 год - 1588399 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 170005 млн. рублей.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" функционирование и развитие курортов федерального значения осуществляются по индивидуальным для каждого курорта целевым программам.

Учитывая реальную экономическую ситуацию и практику выделения финансовых средств, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму совместно с Министерством экономики Российской Федерации уточняют Программу на каждый год с учетом средств, предусмотренных федеральным бюджетом.

IV. Механизм реализации программы

Реализация мероприятий Программы проводится государственным заказчиком в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством государственных контрактов (договоров) и осуществления контроля за целевым их использованием.

Предусматривается активное привлечение кредитов банков, средств фондов, общественных организаций и других поступлений.

В ходе осуществления Программы государственный заказчик организует оперативное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены курорты федерального значения.

Государственный заказчик при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайствами о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, бюджетных ссуд, целевых дотаций или субсидий и иной поддержки.

V. Организация управления программой
и контроль за ходом ее реализации

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации.

VI. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий от реализации программы

Экономическая эффективность и окупаемость Программы оцениваются исходя из показателей эффективности курортного лечения: сокращение количества дней временной нетрудоспособности в 2,3 - 3 раза; уменьшение потребности в госпитализации в 2,4 раза; сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6 - 3 раза; уменьшение выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8 - 2,6 раза; снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих в 2 - 3 раза.

В результате реализации Программы значительно улучшится экологическая обстановка на курортных территориях и в окружающих их районах, что, в свою очередь, послужит оздоровлению постоянно проживающего в этих местах населения. Осуществление мероприятий обеспечит экономическую стабильность и увеличит прибыльность всего санаторно-курортного комплекса, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Реализация Программы позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России.

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Развитие курортов федерального значения"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»