ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2003 года N 278
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2004 Г."
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 22.05.1996 N 62 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия", в целях создания благоприятных социально-экономических условий для развития малого предпринимательства, Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия на 2004 год" (далее именуется Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Государственный комитет по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия (Молчанов В.И.).
3. Принять к сведению, что Министерством финансов и экономики Республики Хакасия (Иванов А.М.) предусмотрено финансирование Программы в проекте закона "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2004 год". Установить, что объемы финансирования Программы подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Цыганка В.И.
Председатель Правительства
Республики Хакасия
А.ЛЕБЕДЬ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2004 Г."
Наименование | "О государственной поддержке малого предпринима- |
Основание для | Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О госу- |
Заказчик | Государственный комитет по промышленности и |
Основные | Государственный комитет по промышленности и |
Цель Программы | Дальнейшее совершенствование правовых и экономи- |
Задачи | Обеспечение условий для интенсивного роста |
Сроки | 2004 г. |
Основные | 1. Нормативно-правовое обеспечение. |
Исполнители | Государственный комитет по промышленности и |
Объемы средств | Общий объем финансирования Программы из бюджета |
Ожидаемые и | Создание новых рабочих мест. |
Система | Государственный комитет по промышленности и |
Динамика развития малых предприятий показывает, что после бурного роста 1990 - 1994 гг. за последние семь лет количество малых предприятий практически не изменилось (отклонения составляют не более 1 - 4%). Сохраняется крайняя неравномерность распределения малых предприятий по территории Хакасии. Основное число предприятий находится в республиканском центре (70%), а также в городах Саяногорске (14%), Черногорске (10%).
Сегодня малое предпринимательство играет важную роль как субъект экономики, способствует политической и социальной стабильности гражданского общества в республике.
По состоянию на 01.01.2003 на территории Республики Хакасия действовало 1277 малых предприятия, 22,2 тысяч индивидуальных предпринимателей, 1350 крестьянских (фермерских) хозяйств. В расчете на 1000 человек населения республики приходится в среднем около 3-х малых предприятий, в России - 5,8.
Всего в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей и фермеров) занято 65 тысяч человек, что составляет 24% экономически активного населения республики.
Последние 3 года наблюдается изменение в отраслевой структуре малого предпринимательства. Появилась тенденция к сокращению доли торговых и малых посреднических предприятий, постепенно возрастает доля промышленных, строительных и транспортных предприятий. Отраслевая структура малых предприятий в 2002 г. была представлена следующим образом: 42% - предприятия промышленности, строительства и транспорта, 36% - торговля и общественное питание. Индивидуальные предприниматели в основном занимаются торговлей и оказанием услуг населению.
В 2002 году малыми предприятиями произведено продукции (работ и услуг) на 3904,4 млн. рублей. По сравнению с 2001 г. рост составил 2,9% в сопоставимых ценах. На долю малых предприятий приходится 15% общего объема произведенной продукции в республике.
Одним из методов поддержки малого предпринимательства является программный.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.01.2002 N 2 утверждена республиканская целевая программа "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия на 2002 год".
Законом Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год" на финансирование республиканской целевой программы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия" на 2002 год были предусмотрены средства в сумме 450 тыс. рублей, фактически выделено 340 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.12.2002 N 357 утверждена республиканская целевая программа "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия на 2003 год".
В рамках выполнения республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства в 2003 г. выделено из республиканского бюджета 327 тысяч 500 рублей. Всего предусмотрено на 2003 г. выделение средств из бюджета Республики Хакасия 450 тыс. рублей, предполагается, что будет освоена и направлена на реализацию программных мероприятий вся сумма.
За 6 месяцев 2003 г. из средств Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия (далее - Фонд) направлено 4300 тыс. руб., реинвестируемые средства Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства - 2150 тыс. руб. на реализацию мероприятий программы, в том числе: на финансирование 7 предпринимательских проектов - 1965 тыс. руб., 186 микрозаймов - 4420,85 тыс. руб., выпуск журнала, проведение семинаров, обучение - 69 тыс. руб.
Только за 2001 - 2002 годы при участии средств, полученных субъектами малого предпринимательства из республиканского Фонда в виде займов, создано 267 рабочих мест. Заемщики, получившие финансирование на реализацию проектов развития приоритетных направлений деятельности за 2001 - 2002 годы, заплатили налогов в бюджеты всех уровней 6,3 млн. руб., выпустили продукции и оказали услуг на сумму 111,6 млн. руб.
Субъекты малого предпринимательства Республики Хакасия получали информационную поддержку по основным интересующим их вопросам, были проведены мероприятия "Дни малого бизнеса Хакасии - 2003 г.", которые включали в себя выставку продукции (услуг) субъектов малого предпринимательства, "круглые столы", семинары, начато издание периодического вестника "Малый бизнес Хакасии", профинансировано участие художественной мастерской в выставке в г. Москве.
Несмотря на наметившиеся в последние три года положительные тенденции в развитии предпринимательства, за девять месяцев 2003 г. (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) произошло снижение инвестиций в основной капитал до 60%. Это объясняется недостатком свободных финансовых ресурсов, формируемых за счет собственных источников предприятия. В связи с этим необходимо обеспечить доступ малого бизнеса к дешевым кредитным ресурсам.
Дальнейшее развитие предпринимательства в значительной мере зависит от проводимой государственной политики по поддержке малого предпринимательства, координации и взаимодействия органов государственной власти всех уровней, развития инфраструктуры малого бизнеса, общественных объединений предпринимательства.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия на 2004 г. является предлагаемая Программа. Разработка Программы продиктована необходимостью продолжения координации усилий в данном направлении государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ.
Целью Программы является обеспечение условий устойчивого развития малого предпринимательства, в первую очередь, производственного, как неотъемлемой части экономики республики, источника создания новых рабочих мест, привлечение дополнительных инвестиций, увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Основные задачи Программы заключаются в создании благоприятных условий для деятельности малых предприятий, развитии прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, расширении круга субъектов малого предпринимательства, развитии малого предпринимательства в производственной сфере, обеспечении методической, информационной, консультационной, юридической поддержки, укреплении социального статуса предпринимателей, повышении престижа и безопасности ведения бизнеса, а также в дальнейшем развитии и совершенствовании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в городах и районах республики.
Финансовое обеспечение Программы осуществляют Государственный комитет по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия и Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия. Госкомитет содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий, координирует использование бюджетных средств.
В 2004 году на реализацию программных мероприятий потребуются ассигнования из республиканского бюджета в размере 450 тысяч рублей.
Общий объем финансирования Программы из бюджета Республики Хакасия и из внебюджетных источников 2004 г. - 10 млн. 840 тыс. руб., в том числе:
- республиканский бюджет - 5 млн. 450 тыс. руб.,
из них: на безвозвратной основе - 450 тыс. руб.,
на возвратной и возмездной основах 5 млн. руб.
- внебюджетные источники - 5 млн. 390 тыс. руб. (средства Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия).
Система программных мероприятий представлена четырьмя направлениями:
1.5. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства.
Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, проведению активной антимонопольной политики с целью пресечения недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям.
Планируется осуществлять постоянный мониторинг и анализ действующего законодательства на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм, а также анализ действующего регионального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и текущего нормотворчества в этой сфере на соответствие федеральному законодательству.
5.2. Информационная поддержка.
Направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства, обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого предпринимательства, содействие в выставочно-ярмарочной деятельности, развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Формирование положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности через средства массовой информации. Подготовка и публикация информационных материалов, статей, посвященных отдельным проблемам или достижениям, радио- и телепередачи, а также регулярное проведение встреч, семинаров и "круглых столов".
5.3. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства.
Как правило, у предпринимателей малого бизнеса, находящихся в стадии развития, отсутствует кредитная история и возникают проблемы с ликвидным обеспечением для получения кредита. Успешно работающие малые предприятия также сталкиваются с проблемой привлечения инвестиций. Обеспечение доступа предпринимателей к финансовым ресурсам решает часть проблем и позволяет вывести малое предпринимательство из теневого сектора экономики и стимулировать появление новых предприятий.
Механизмами обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования являются:
- развитие высокодинамичной и экономически эффективной системы микрокредитования;
- кредитование предпринимательских проектов приоритетных направлений деятельности.
Мероприятия направлены на реализацию государственной политики в области финансовой поддержки малого предпринимательства и обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах некоторого количества субъектов малого предпринимательства и, прежде всего, начинающих свой бизнес.
В комплексе с другими мерами поддержки будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого предпринимательства, передача и сдача в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий, не завершенных строительством объектов производственного назначения.
5.4. Повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В рамках данного направления будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры малого предпринимательства в городах и районах республики, формирующие условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг.
5.5. Статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственная поддержка.
В рамках этого направления предусмотрены мероприятия по проведению статистических обследований различных категорий субъектов малого предпринимательства и анализ на этой основе уровня развития предпринимательской сферы, а также прогнозирование экономического развития сектора малого предпринимательства. Проведение исследований по вопросам регистрации и ликвидации юридических лиц, лицензирования различных видов деятельности, государственного контроля и надзора за производством товаров и услуг, налогообложения малого предпринимательства, включая сравнительный анализ различных схем налогообложения, кредитования и страхования малых предприятий (в том числе взаимного), ведения бухгалтерского учета и отчетности на малых предприятиях, государственного регулирования трудовых отношений и социальной защиты в сфере малого предпринимательства.