ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2002 года N 357
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ" НА 2003 ГОД
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 22.05.1996 N 62 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия", в целях создания благоприятных социально-экономических условий для развития малого предпринимательства Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия" на 2003 год (далее именуется Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Хакасия.
3. Принять к сведению, что Министерством финансов и экономики Республики Хакасия (Иванов А.М.) предусмотрено финансирование Программы в проекте Закона "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год". Установить, что объемы финансирования Программы подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Цыганка В.И.
И.о. Председателя Правительства
Республики Хакасия,
заместитель Председателя Правительства
Республики Хакасия - полномочный
представитель Председателя Правительства
в Верховном Совете Республики Хакасия
В.ШАВЫРКИН
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ" НА 2003 ГОД
Наименование Программы:
"О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия" на 2003 год.
Основание для разработки Программы:
Заказчик Программы:
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Хакасия.
Основные разработчики Программы:
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Хакасия, Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия.
Цель Программы:
Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства.
Задачи Программы:
Обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства; расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью; продвижение продукции субъектов малого предпринимательства на региональный и межрегиональный рынок.
Сроки реализации Программы: 2003 год.
Основные направления Программы:
1. Нормативно-правовое обеспечение.
2. Информационная поддержка.
3. Инвестиционная, финансовая и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
4. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
5. Статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки.
Исполнители программных мероприятий:
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Хакасия, Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия, Торгово-промышленная палата Республики Хакасия, Хакасское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
Объемы средств и источники финансирования Программы:
Общий объем финансирования Программы - 5,75 млн. руб., республиканский бюджет - 0,45 млн. руб., внебюджетные источники - 5,3 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты:
Создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет, увеличение производства товаров и услуг, повышение конкурентной среды.
Система управления и контроля:
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Хакасия.
Сегодня малое и среднее предпринимательство играет важную роль как субъект экономики, способствует политической и социальной стабильности гражданского общества в республике.
По состоянию на 01.01.2002 на территории Республики Хакасия действовало 1552 малых предприятия, 20,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1297 крестьянских (фермерских) хозяйств. В расчете на 1000 человек в республике приходится в среднем около 3-х малых предприятий, в России - 5,8 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Основная часть малых предприятий действует в г. Абакане - 46% и г. Черногорске - 35%. Недостаточное развитие малого предпринимательства в сельских районах связано с уровнем жизни населения и другими объективными факторами.
Среднесписочная численность занятых на постоянной основе на малых предприятиях республики составила 23,9 тысячи человек. Всего в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей и фермеров) занято около 18% экономически активного населения республики.
Последние 2 года наблюдаются изменения в отраслевой структуре малого предпринимательства. Появилась тенденция к сокращению доли торговых и малых посреднических предприятий, постепенно возрастает доля промышленных, строительных и транспортных предприятий. Отраслевая структура малых предприятий в 2001 г. была представлена следующим образом: 45% - предприятия промышленности и строительства, 34% - торговли и общественного питания. Индивидуальные предприниматели в основном занимаются торговлей и оказанием услуг населению.
В 2001 году малыми предприятиями произведено продукции (работ и услуг) на 3049,3 млн. рублей. По сравнению с 2000 г. рост составил 2,7% в сопоставимых ценах. На долю малых предприятий приходится 14% общего объема произведенной продукции в республике. По основному виду деятельности предприятия малого бизнеса произвели продукции на 2751,6 млн. рублей: 24,8% данного объема приходилось на торговлю, 26,7% - на промышленность.
Малые предприятия республики по итогам 2001 г. получили отрицательный сальдированный результат в сумме 39,1 млн. рублей, что на 60% меньше чем в 2000 г. При этом 56,5% предприятий получили прибыль 139,8 млн. рублей, 43,5% - закончили год с убытком 178,9 млн. рублей. Основная часть прибыли получена предприятиями промышленности, строительства и торговли - 71,8% от общей суммы прибыли, в то же время 48% от общей суммы убытка приходилось на промышленность. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. доля убыточных малых предприятий уменьшилась на 8,2%, и данная тенденция существует на протяжении последних лет. Дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства сдерживается недостатком свободных финансовых ресурсов, формируемых за счет собственных источников. Необходимо обеспечить доступ малому бизнесу к дешевым кредитным ресурсам.
В 2001 г. выполнено мероприятий республиканской программы поддержки малого предпринимательства на общую сумму 10250,4 тыс. рублей, в том числе профинансировано 11 предпринимательских проектов приоритетных направлений деятельности на сумму 2165,0 тыс. руб. (дополнительно создано 25 рабочих мест), выдано 317 микрокредитов на сумму 7260,5 тыс. руб. (дополнительно создано 47 рабочих мест) - за счет финансовых средств, привлеченных Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия из внебюджетных источников.
В рамках программы "Микрокредитование на муниципальном уровне" были созданы представительства Фонда поддержки малого предпринимательства в городах Абакане и Саяногорске, которые в настоящее время самостоятельно развивают данную программу: в Абакане на базе Муниципального фонда финансовой поддержки малого предпринимательства, а в Саяногорске на базе негосударственной структуры - кредитного потребительского кооператива граждан.
В рамках выполнения мероприятий республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства в 2002 г. за девять месяцев профинансировано 11 предпринимательских проектов на сумму 2819 тыс. руб., выдано 418 микрокредитов на сумму 8555 тыс. руб. за счет средств Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия и кредитов Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Из средств гранта Фонда "Евразия" проведено 17 бесплатных семинаров для субъектов малого предпринимательства в городах и районах республики, 56 часов бесплатных индивидуальных консультаций по ведению предпринимательского дела.
Несмотря на наметившиеся в последние два года положительные тенденции в развитии предпринимательства, достигнутый уровень недостаточен и в значительной мере не использован. Сложившаяся в последние годы ситуация в секторе экономики малого бизнеса требует значительной активизации политики поддержки предпринимательства не только на федеральном, но и на республиканском уровне.
Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Хакасия характерны для российского бизнеса в целом. Во многом они связаны с несовершенством законодательства, действиями государственных органов, контролирующих деятельность субъектов малого предпринимательства. Дальнейшее развитие предпринимательства в значительной мере зависит от проводимой государственной политики и государственной поддержки малого предпринимательства, необходимы координация и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, развитие инфраструктуры малого бизнеса, общественных объединений предпринимательства.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия является республиканская целевая программа "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия" на 2003 год. Разработка Программы продиктована необходимостью координации усилий в данном направлении государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ.
Целью Программы является обеспечение условий устойчивого развития малого предпринимательства, в первую очередь производственного, как неотъемлемой части экономики республики, источника создания новых рабочих мест, привлечение дополнительных инвестиций, увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Основные задачи Программы заключаются в создании благоприятных условий для деятельности малых предприятий, развитии прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, расширении круга субъектов малого предпринимательства, развитии малого предпринимательства в производственной сфере, обеспечении методической, информационной, консультационной, юридической поддержки, укреплении социального статуса предпринимателей, повышении престижа и безопасности ведения бизнеса.
Основные усилия и средства направляются на кредитно-финансовую и имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, а также на дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в городах и районах республики.
Финансовое обеспечение Программы осуществляют Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Хакасия и Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия. Комитет содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий, координирует использование бюджетных средств.
В 2003 году на реализацию программных мероприятий потребуются ассигнования из республиканского бюджета в размере 0,45 млн. рублей.
Кроме того, мероприятия Программы финансируются из средств Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия и других внебюджетных источников.
Система программных мероприятий представлена направлениями:
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, проведению активной антимонопольной политики с целью пресечения недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям.
Планируется осуществлять постоянный мониторинг и анализ действующего законодательства на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм, а также анализ действующего регионального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и текущего нормотворчества в этой сфере на соответствие федеральному законодательству.
2. Информационная поддержка
Направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого предпринимательства; содействие в выставочно-ярмарочной деятельности, развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Формирование положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности через средства массовой информации. Подготовка и публикация информационных материалов, статей, посвященных отдельным проблемам или достижениям, радио- и телепередачи, а также регулярное проведение встреч, семинаров и "круглых столов".
3. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства
Как правило, у предпринимателей малого бизнеса, находящихся в стадии развития, отсутствует кредитная история и возникают проблемы с ликвидным обеспечением для получения кредита. Успешно работающие малые предприятия также сталкиваются с проблемой привлечения инвестиций. Обеспечение доступа предпринимателей к финансовым ресурсам решает часть проблем и позволяет вывести малое предпринимательство из теневого сектора экономики и стимулировать появление новых предприятий.
Механизмами обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования являются:
- развитие высокодинамичной и экономически эффективной системы микрокредитования;
- кредитование предпринимательских проектов приоритетных направлений деятельности.
Мероприятия направлены на реализацию государственной политики в области финансовой поддержки малого предпринимательства и обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах наибольшего количества субъектов малого предпринимательства, и прежде всего начинающих свой бизнес.