ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2011 года N 152


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАН РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 29.10.2010 N 557


В соответствии с пунктом 3.10 Порядка планирования и контроля качества выполнения работ по Плану развития информационного общества в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.12.2010 N 728, Правительство Республики Хакасия постановляет:

Внести в План развития информационного общества в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.10.2010 N 557, изменение, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия,
заместитель Главы Республики Хакасия -
Председателя Правительства
Республики Хакасия - министр
финансов Республики Хакасия
Ю.ЛАПШИН

     




Приложение
к Постановлению
Правительства Республики Хакасия
от 25.03.2011 N 152



 ПЛАН РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ


      1. Общие положения


Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Реализация Стратегии развития информационного общества в Республике Хакасия - это важнейшая задача, и реализация этой стратегии в значительной степени зависит от технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

Эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления зависит от множества различных факторов, в том числе и от того, как организовано взаимодействие всех ступеней вертикали власти республики. Применение автоматизированных систем обеспечит единое информационное пространство для всех органов государственной власти и местного самоуправления, значительное повышение качества принимаемых управленческих решений.

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в Республике Хакасия свидетельствует, что они еще далеки от уровня, обеспечивающего их максимально эффективное использование (6 место по Сибирскому федеральному округу), сопоставимое с инфраструктурными показателями других субъектов, и не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества.

Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал и обеспечить Республике Хакасия достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

План развития информационного общества в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы (далее - План) основан как продолжение мероприятий республиканской целевой программы "Электронная Хакасия (2004 - 2010 годы)", утвержденной Законом Республики Хакасия от 1 марта 2004 года N 8, а также основанием для его создания являются:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212;

План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденный решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13 февраля 2010 года N Пр-357 (далее - Совет);

Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества Российской Федерации от 26 декабря 2009 года N Пр-3492;

Постановление Председателя Правительства Республики Хакасия от 13 мая 2010 года N 18-ПП "О комиссии по развитию информационного общества в Республике Хакасия";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р "Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде";

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 632-р;

Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. 1024-р;

Постановление Правительства Республики Хакасия от 25 ноября 2009 года N 540 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Повышение качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы".

Комплекс проблем, на решение которых направлен План, напрямую связан с повышением эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения задач социально-экономического развития Республики Хакасия.

Проблемы формирования информационного общества в Республике Хакасия имеют комплексный характер и нуждаются в системном анализе, предусматривающем оценку состояния условий (факторов) развития и широкомасштабного использования ИКТ, которые сложились в республике. Таковыми являются экономическая среда, человеческий капитал, государственное регулирование сферы ИКТ, использование ИКТ в государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, культуре, отраслях экономики.


2. Анализ состояния развития информационного общества и формирования электронного правительства в Республике Хакасия


Благодаря действиям Правительства Республики Хакасия, направленным на ускорение темпов социально-экономического развития, в республике в последние годы отмечается улучшение состояния условий для развития информационного общества.

По интегральной оценке состояния факторов развития информационного общества наиболее сильной стороной Республики Хакасия является состояние человеческого капитала, под которым понимается совокупность знаний и навыков населения, используемых в трудовой деятельности и способствующих развитию информационного общества, эффективному использованию ИКТ в различных сферах деятельности. В первую очередь это касается уровня образования населения. В республике довольно высок уровень охвата обучением молодежи, все 269 общеобразовательных учреждений оснащены компьютерной техникой с выходом в Интернет, имеется два высших учебных заведения, ежегодно выпускающих более 100 специалистов по ИКТ.

Вместе с тем, необходимо отметить целый ряд проблем развития человеческого капитала как фактора развития информационного общества Республики Хакасия. Уровень информационной грамотности населения требует повышения. Состояние кадрового потенциала сферы ИКТ также нуждается в улучшении. Снижение темпов развития системы подготовки кадров в сфере ИКТ и медленное наращивание приема студентов по соответствующим специальностям и направлениям может негативно сказаться на перспективах развития информационного общества республики. О наличии проблем в этой сфере свидетельствует тот факт, что значительное количество организаций Республики Хакасия сталкивалось с трудностями при заполнении вакантных рабочих мест специалистов по ИКТ. К примеру, из 640 обследуемых организаций 374 <1> организации испытывают потребность в специалистах ИКТ, 293 организации - в работниках, обладающих навыками использования ИКТ.

     ________________

<1> Здесь и далее, если не указано иное, представлены официальные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия по состоянию на 2009 год.

Сдерживающим фактором широкомасштабного использования ИКТ в Республике Хакасия остается состояние экономической среды, под которой понимается комплекс социально-экономических условий жизнедеятельности населения, функционирования хозяйственных и общественных структур.

Одной из характеристик экономической среды республики, оказывающих существенное влияние на использование ИКТ, является уровень экономического развития. В Республике Хакасия он относительно невысок. Реализуемая республиканская целевая программа региональной информатизации "Электронная Хакасия (2004 - 2010 годы)" профинансирована менее чем на 50% (из 200,5 млн. рублей выделено 88,54 млн. рублей).

Также прямое влияние на использование ИКТ в республике оказывают более высокий, чем в среднем по России, уровень урбанизации, доля городского населения - 70,8% и сравнительно невысокая плотность населения - 8,8 чел. на 1 км2 (по плотности населения - 5 место в Сибирском федеральном округе), это в значительной степени сдерживает развитие информационного общества, поскольку требует больших инвестиций в развитие ИКТ-инфраструктуры.

Состояние ИКТ-инфраструктуры Республики Хакасия требует целенаправленных усилий органов государственной власти по ее дальнейшему развитию.

Среди сильных сторон этого фактора развития информационного общества можно отметить высокий уровень телефонизации домохозяйств. На начало 2009 года телефонизирован 71% всех домохозяйств республики.

Хотя Республика Хакасия отличается чрезвычайно динамичным ростом числа пользователей сети Интернет, их аудитория пока остается одной из самых узких в стране. На конец 2008 года только около 19% всех домохозяйств республики имели широкополосный доступ к сети Интернет, а средняя скорость доступа в регионе варьировалась в интервале от 64 кбит/с. до 1 Мбит/с., что существенно ниже, чем в Москве (7,5 Мбит/с.) и Санкт-Петербурге (6 Мбит/с.).

В Республике Хакасия создана и продолжает развиваться единая телекоммуникационная сеть органов государственной власти. На текущий момент к сети подключены все органы государственной власти Республики Хакасия. Планируется подключение к сети и подведомственных бюджетных организаций. Посредством сети обеспечивается единое информационное пространство подключенных организаций, их информационно-правовое обеспечение. Топология сети представляет собой звезду с общей протяженностью оптического кабеля более 15 километров.

С 2001 года ведется работа по развитию единой системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота органов исполнительной власти республики и органов власти всех крупных муниципальных образований с использованием электронных образов документов, электронно-цифровой подписи и межведомственного электронного согласования проектов документов. На начало 2010 года более 50% государственных гражданских служащих работают в единой системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота.

В рамках реализации республиканской целевой программы "Электронная Хакасия (2004 - 2010 годы)", утвержденной Законом Республики Хакасия от 1 марта 2004 года N 8, ведутся работы по созданию республиканской сети передачи данных. Данная сеть будет построена путем расширения существующей сети передачи данных Правительства Республики Хакасия, созданной в пределах города Абакана. Создание республиканской сети позволит расширить единое информационное пространство и обеспечит связь органов местного самоуправления с органами исполнительной власти Республики Хакасия согласно их ведомственной подчиненности.

Межведомственная связь позволит развивать централизованное получение услуг информационного обслуживания и поможет органам государственной власти и органам местного самоуправления перейти к оказанию услуг в электронном виде.

В использовании ИКТ для предоставления государственных услуг и поддержки выполнения административных функций существует ряд проблем, на решение которых направлены мероприятия Плана. Наиболее важными из них являются следующие проблемы:

1) процесс внедрения в республике технологий электронного правительства и предоставления услуг населению и бизнесу в электронном виде находится на стадии становления. Существующие сегодня порталы и веб-сайты органов государственной власти выполняют преимущественно информационную функцию и не имеют инструментов интерактивного взаимодействия с населением и бизнесом;

2) система электронного документооборота требует дальнейшего развития, повышения отказоустойчивости и модернизации аппаратно-программных средств;

3) интеграционные информационные системы и регистры, позволяющие исключить дублирование ввода информации и обеспечить эффективное взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, также нуждаются в дальнейшем развитии;

4) отсутствие инструмента оперативного сбора, обработки первичных статистических данных социально-экономического развития, совместимости региональных и муниципальных показателей и их мониторинга является одной из серьезных проблем развития ИКТ в республике;

5) большая часть государственных служащих не обладает достаточными умениями и навыками использования ИКТ, в том числе работы в распределенных информационных системах;

6) обращает на себя внимание пока еще небольшая доля государственных служащих, особенно в органах местного самоуправления, использующих электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП). Применение ЭЦП играет важную роль в расширении электронного документооборота в государственных органах, а также в обеспечении информационной безопасности и значительно ускоряет процесс межведомственного электронного согласования проектов документов;

7) отсутствует навигационно-информационная система повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ на основе технологии "ГЛОНАСС";

8) отсутствует геоинформационная система республики, которая является необходимым элементом создаваемой информационно-аналитической системы поддержки принятия решений органами государственной власти Республики Хакасия.

В развитии ИКТ-инфраструктуры особое внимание следует уделить повышению уровня ее развития в сельской местности.

В Республике Хакасия внедрен в эксплуатацию и/или находится на стадии развития ряд информационных систем и ресурсов, таких как:

- автоматизированные информационные системы учета населения, в том числе ведомственные автоматизированные информационные системы органов ЗАГС, органов местного самоуправления, в части ведения электронных похозяйственных книг;

- автоматизированная информационная система электронной торговли, обеспечивающая управление процессами закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Республики Хакасия;

- система электронного документооборота и автоматизированного делопроизводства органов исполнительной власти Республики Хакасия;

- официальный портал исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия (www.r-19.ru);

- портал государственных услуг Республики Хакасия;

- реестр государственных услуг Республики Хакасия;

- система управления бюджетным процессом Правительства Республики Хакасия;

- система управления кадрами и профессиональным развитием сотрудников государственной гражданской службы республики;

- система управления материально-техническими ресурсами в органах государственной власти Республики Хакасия;

- система бухгалтерского учета и отчетности в органах государственной власти Республики Хакасия;

- система видеоконференцсвязи Республики Хакасия, связывающая Правительство Республики Хакасия и администрации районов и городских округов республики;

- центр баз данных Правительства Республики Хакасия, в котором сосредоточены информационные ресурсы сети передачи данных Правительства Республики Хакасия, защищенные по всем требованиям информационной безопасности;

- 30 центров общественного доступа на базе муниципальных библиотек, предоставляющих гражданам доступ к нормативным, правовым базам и информационным ресурсам сети Интернет;

- на стадии ввода в эксплуатацию находятся 11 информационных терминалов, предоставляющих гражданам доступ к порталу государственных услуг Республики Хакасия и информационным ресурсам органов государственной власти Республики Хакасия.

Однако по другим характеристикам ИКТ-инфраструктуры позиции Республики Хакасия требуют интенсификации работ.

Так, сохраняется высокий уровень цифрового неравенства районов и городских округов, более 30 муниципальных образований республики не имеют надежного доступа к сети Интернет.

Актуальными и требующими решения остаются проблемы использования ИКТ в общеобразовательных учреждениях Республики Хакасия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»