ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2016 года N 1008
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 1110
Правительство области постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года N 1110, изменение, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
По поручению Губернатора области
первый заместитель Губернатора области
А.И.ШЕРЛЫГИН
Приложение
к Постановлению
Правительства области
от 7 ноября 2016 года N 1008
"Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 28 октября 2013 года N 1110
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Паспорт Государственной программы
Ответственный исполнитель Государственной программы | Департамент лесного комплекса области |
Подпрограммы Государственной программы | подпрограмма 1 "Организация лесопользования"; |
Цели Государственной программы | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; |
Задачи Государственной программы | повышение интенсивности лесопользования и развитие рационального лесопользования; |
Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы | лесистость территории Вологодской области; |
Сроки реализации Государственной программы | 2014 - 2020 годы |
Объемы финансового обеспечения Государственной программы за счет средств областного бюджета | объем финансового обеспечения Государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 2496221.3 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | увеличение отношения площади покрытых лесной растительностью земель на территории Вологодской области к общей площади Вологодской области до 69.5% к 2020 году; |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы
Сферой реализации Государственной программы является осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных субъектам Российской Федерации, полномочий Вологодской области в области лесных отношений, а также содействие инвестиционному и инновационному развитию предприятий лесопромышленного комплекса.
Основными функциями регионального органа исполнительной власти в сфере лесных отношений являются организация и использование лесов, их охрана, защита, воспроизводство, осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, ведение государственного лесного реестра и инвестиционной политики в сфере лесных отношений.
Социально-экономическое развитие области неразрывно связано с расширением и рациональным использованием имеющихся в регионе природных ресурсов, главными из которых являются леса. Область занимает одно из ведущих мест среди субъектов России по наличию лесосырьевых ресурсов.
Общая площадь лесов области составляет 11678.1 тыс. га, в том числе земли лесного фонда - 11474.7 тыс. га.
Общий запас лесных насаждений на 1 января 2013 года составляет 1644.0 млн. куб. м, в том числе хвойных - 833.6 млн. куб. м (50.7%). На долю еловых древостоев приходится 27.1%, сосновых - 23.6%, березовых - 36.6%, осиновых - 11.3%, прочих пород - 1.4%. Общий запас древесины в спелых и перестойных лесах составляет 937.9 млн. куб. м.
Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет более 29.2 млн. куб. м (включая рубки поврежденных и погибших лесных насаждений).
Производство необработанной древесины в 2012 году составило 12.9 млн. куб. м. Установленный ежегодный объем заготовки древесины (расчетная лесосека) осваивается на 44.1%.
Сырьевая проблема обусловлена более чем 60-летней экстенсивной эксплуатацией лесов, направленной на изъятие запасов хвойной древесины, без должного внимания восстановлению лесов. Увеличивается доля лиственных насаждений и тонкомерной древесины, ухудшается санитарное и лесопатологическое состояние лесов. Для реабилитации лесного потенциала территории необходимы интенсивные лесовосстановительные мероприятия.
В условиях Вологодской области возобновление лесов идет преимущественно лиственными породами, что в значительной степени снижает лесосырьевой потенциал лесов. По данным учета лесного фонда 1927 года, мягколиственными насаждениями было занято 10.0% покрытой лесом площади. К настоящему времени удельный вес мягколиственных пород на землях лесного фонда достиг 49.2%. Без активных мер по воспроизводству лесов (в первую очередь - искусственного лесовосстановления) указанная тенденция сохранится.
В отчетном 2012 году лесовосстановительные работы выполнены на площади 43.2 тыс. га и составили 104% к плановым показателям. Из общего объема арендаторами лесовосстановление проведено на площади 39.2 тыс. га, в том числе создано лесных культур на площади 2.9 тыс. га.
Искусственное лесовосстановление (создание лесных культур методом посадки и посева) проведено на площади 4.1 тыс. га, в том числе в рамках государственного контракта - на площади 1.2 тыс. га.
В области с 2011 года действует комплекс по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой. Данный комплекс позволяет повысить качество, экономию посевного материала, продлить агротехнические сроки создания лесных культур. В 2012 году с использованием сеянцев с закрытой корневой системой было создано 302.3 га лесных культур.
В основе успешности искусственного лесовосстановления лежит качество семенного сырья и выращенного посадочного материала.
Ситуация по обеспечению воспроизводства лесов посевным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием соответствующей технологической инфраструктуры, машин и механизмов, работающих на питомниках.
На сегодняшний день остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Доля объема нелегальной заготовки древесины в общем объеме ее заготовки составляет по области 0.36%. Показатель выявляемости правонарушителей составляет в среднем около 50%, взыскивается около 4% причиненного ущерба.
До настоящего времени не удалось сформировать законодательную базу и достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия различных уровней исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.
Освоение лесов, осуществление мероприятий по их охране, защите и воспроизводству невозможно без наличия обустроенной инфраструктуры, основой которой является разветвленная сеть лесных дорог. В течение последних 20 лет развитие лесной инфраструктуры было сведено к минимуму, ежегодно строилось в среднем не более 20 - 80 км дорог круглогодичного действия при потребности в 500 - 600 км. Доступные запасы древесины в зоне действия дорог круглогодичного действия к настоящему времени практически исчерпаны.
К системной проблеме, сдерживающей эффективное лесопользование, охрану и воспроизводство лесов, относится отсутствие достоверной информации о наличии лесных ресурсов. Лесоустройство считается информационной основой лесного планирования и освоения лесов.
В настоящее время значительная площадь лесов имеет давность лесоустройства более 10 лет, особенно в лесах, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций. Остается низким уровень использования при проведении лесоустроительных работ современных дистанционных методов зондирования поверхности Земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.
Несвоевременное проведение лесоустроительных работ и инвентаризации лесов приводит к искажению сведений о количестве и качестве древесных насаждений на лесных участках, что не позволяет планировать развитие отрасли.
Не менее важной задачей является создание эффективной системы мер пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров.
Успешность тушения возгораний зависит от оперативности обнаружения очагов, времени доставки сил и средств пожаротушения, а также их состава. Недоукомплектованность пожарно-химических станций лесопожарной техникой, недостаток средств на ее содержание и обновление не позволяют специализированным учреждениям области успешно бороться с лесными пожарами в условиях высокого класса пожарной опасности.
Непринятие мер по формированию системы обнаружения и тушения лесных пожаров, укомплектованию специализированных лесопожарных учреждений специалистами, современными системами связи, новой лесопожарной техникой может привести к негативной тенденции по ухудшению пожарной обстановки в лесах области, увеличению числа крупных пожаров.
Решение вышеуказанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе реализации Государственной программы по интенсификации ведения лесного хозяйства, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
Успешная реализация Государственной программы потребует активного участия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти области в комплексном урегулировании проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системном развитии использования, воспроизводства лесов и организационно-финансовом взаимодействии.
Мероприятия Государственной программы направлены на повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов области при сохранении их ресурсно-экологического потенциала, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса, развитие государственно-частного партнерства в части создания лесной инфраструктуры и увеличения инвестиционной активности лесопромышленных предприятий области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, сроки реализации
Приоритеты государственной политики в сфере развития лесного комплекса определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; Государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства Российской Федерации" на 2013 - 2020 годы, к ним относятся:
обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;
организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов;
сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;
развитие лесной транспортной инфраструктуры посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей;
развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины;
повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
Положения федеральных документов реализованы в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739 и определившей основные приоритеты и направления развития лесной отрасли на перспективу.
Настоящая Государственная программа разработана с целью реализации вышеуказанных документов.
Целями Государственной программы являются:
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
развитие углубленной переработки древесины организациями лесопромышленного комплекса.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
повышение интенсивности лесопользования и развитие рационального лесопользования;
создание эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров;
восстановление погибших и вырубленных лесов, повышение продуктивности и качества лесов;
повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора;
создание условий для углубленной переработки древесины, в том числе лиственных пород;
увеличение объемов платежей в бюджетную систему Российской Федерации от лесного комплекса области.
Срок реализации Государственной программы: 2014 - 2020 годы.
3. Обоснование выделения и включения в состав Государственной программы подпрограмм и их обобщенная характеристика
Программа включает в себя 4 подпрограммы, содержащие основные мероприятия, направленные на решение конкретной цели подпрограммы.
Обоснованием для выделения подпрограмм Государственной программы является показатель комплексности выполнения мероприятий, входящих в состав одной подпрограммы.
В рамках Государственной программы будут реализованы следующие подпрограммы:
"Организация лесопользования" (приложение 1 к Государственной программе);
"Охрана, защита и воспроизводство лесов" (приложение 2 к Государственной программе);
"Развитие лесопромышленного сектора экономики" (приложение 3 к Государственной программе);
"Обеспечение реализации Государственной программы" (приложение 4 к Государственной программе).
Подпрограмма 1 "Организация лесопользования" направлена на создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
Включение подпрограммы 1 в Государственную программу связано с особенностями региональной системы лесопользования. Область традиционно относится к лесным регионам, поэтому наибольшее значение имеет создание условий для рационального и интенсивного лесопользования.
Подпрограмма 2 "Охрана, защита и воспроизводство лесов" представляет собой комплекс мероприятий по своевременному выполнению мер пожарной безопасности в лесах, по тушению лесных пожаров, по обеспечению санитарной безопасности лесов, по уменьшению распространения вредителей и болезней леса, по искусственному лесовосстановлению и развитию движения школьных лесничеств.
Включение подпрограммы 2 в Государственную программу обусловлено главным свойством лесных ресурсов - их возобновляемостью. Для сохранения и улучшения породного состава природного богатства Вологодской области комплекс мер по охране, защите и воспроизводству лесов является неотъемлемой частью Государственной программы.