ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2013 года N 1110


О государственной программе "Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014 - 2020 годы"

(с изменениями на 1 марта 2021 года)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 30.06.2014 N 543, от 25.08.2014 N 746, от 05.11.2014 N 992, от 26.01.2015 N 38, от 02.11.2015 N 897, от 28.12.2015 N 1209, от 29.02.2016 N 168, от 06.06.2016 N 494, от 07.11.2016 N 1008, от 06.02.2017 N 127, от 10.04.2017 N 326, от 17.07.2017 N 651, от 04.09.2017 N 788, от 04.12.2017 N 1067, от 12.02.2018 N 122, от 13.06.2018 N 510, от 06.08.2018 N 711, от 18.02.2019 N 141, от 25.03.2019 N 283, от 13.05.2019 N 444, от 12.08.2019 N 745, от 07.10.2019 N 886, от 10.03.2020 N 195, от 01.06.2020 N 616, от 07.09.2020 N 1078, от 01.03.2021 N 238)



В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 22 декабря 2011 года N 1629 "Об утверждении перечня государственных программ Вологодской области" Правительство области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014 - 2020 годы".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 28 октября 2013 г. N 1110



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 07.11.2016 N 1008, от 06.02.2017 N 127, от 10.04.2017 N 326, от 17.07.2017 N 651, от 04.09.2017 N 788, от 04.12.2017 N 1067, от 12.02.2018 N 122, от 13.06.2018 N 510, от 06.08.2018 N 711, от 18.02.2019 N 141, от 25.03.2019 N 283, от 13.05.2019 N 444, от 12.08.2019 N 745, от 07.10.2019 N 886, от 10.03.2020 N 195, от 01.06.2020 N 616, от 07.09.2020 N 1078, от 01.03.2021 N 238)



Паспорт Государственной программы

Ответственный исполнитель Государственной программы

Департамент лесного комплекса области

Подпрограммы Государственной программы

подпрограмма 1 "Организация лесопользования";

подпрограмма 2 "Сохранение лесов";

подпрограмма 3 "Развитие лесопромышленного сектора экономики";

подпрограмма 4 "Обеспечение реализации Государственной программы"

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 18.02.2019 N 141)

Цели Государственной программы

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

развитие углубленной переработки древесины организациями лесопромышленного комплекса региона

Задачи Государственной программы

повышение интенсивности лесопользования и развитие рационального лесопользования;

создание эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров;

восстановление погибших и вырубленных лесов, повышение продуктивности и качества лесов;

повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора;

увеличение объемов платежей в бюджетную систему Российской Федерации от предприятий лесного комплекса области;

создание условий для углубленной переработки древесины, в том числе лиственных пород

Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы

лесистость территории Вологодской области;

выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров, установленных Лесным планом Вологодской области;

общий объем лесовосстановления;

доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;

отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда;

доля продукции углубленной переработки древесины в общем объеме производства продукции лесопромышленного комплекса региона

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 17.07.2017 N 651)

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2020 годы

Объемы финансового обеспечения Государственной программы за счет средств областного бюджета

объем финансового обеспечения Государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 4115552.0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 564667.5 тыс. рублей;

2015 год - 499973.6 тыс. рублей;

2016 год - 447251.8 тыс. рублей;

2017 год - 549389.1 тыс. рублей;

2018 год - 570669.6 тыс. рублей;

2019 год - 697858.6 тыс. рублей;

2020 год - 785741.8 тыс. рублей,

из них:

за счет собственных доходов областного бюджета - 516437. тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 23613.1 тыс. рублей;

2015 год - 2911.5 тыс. рублей;

2016 год - 11662.8 тыс. рублей;

2017 год - 63059.5 тыс. рублей;

2018 год - 101280.2 тыс. рублей;

2019 год - 118516.0 тыс. рублей;

2020 год - 195394.3 тыс. рублей,

за счет субвенций, субсидий и межбюджетных трансфертов федерального бюджета - 3599114.6 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 541054.4 тыс. рублей;

2015 год - 497062.1 тыс. рублей;

2016 год - 435589.0 тыс. рублей;

2017 год - 486329.6 тыс. рублей;

2018 год - 469389.4 тыс. рублей;

2019 год - 579342.6 тыс. рублей;

2020 год - 590347.5 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 01.03.2021 N 238)

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

увеличение отношения площади покрытых лесной растительностью земель на территории Вологодской области к общей площади Вологодской области до 69.2% к 2020 году;

выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров, установленных Лесным планом Вологодской области, на 100% ежегодно;

увеличение общего объема лесовосстановления до 73139 га в 2020 году;

увеличение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 51.1% к 2020 году;

увеличение отношения количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства до 85.6% в 2020 году;

увеличение объемов платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда до 249.3 рубля на 1 гектар в 2020 году;

увеличение доли продукции углубленной переработки древесины в общем объеме производства продукции лесопромышленного комплекса региона с 35% в 2017 году до 60% к 2020 году

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 01.06.2020 N 616)



1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Сферой реализации Государственной программы является осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных субъектам Российской Федерации, полномочий Вологодской области в области лесных отношений, а также содействие инвестиционному и инновационному развитию предприятий лесопромышленного комплекса.


Основными функциями регионального органа исполнительной власти в сфере лесных отношений являются организация и использование лесов, их охрана, защита, воспроизводство, лесоразведение, осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, ведение государственного лесного реестра и инвестиционной политики в сфере лесных отношений.


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 18.02.2019 N 141)


Социально-экономическое развитие области неразрывно связано с расширением и рациональным использованием имеющихся в регионе природных ресурсов, главными из которых являются леса. Область занимает одно из ведущих мест среди субъектов России по наличию лесосырьевых ресурсов.


Общая площадь лесов области составляет 11678.1 тыс. га, в том числе земли лесного фонда - 11474.7 тыс. га.


Общий запас лесных насаждений на 1 января 2013 года составляет 1644.0 млн. куб. м, в том числе хвойных - 833.6 млн. куб. м (50.7%). На долю еловых древостоев приходится 27.1%, сосновых - 23.6%, березовых - 36.6%, осиновых - 11.3%, прочих пород - 1.4%. Общий запас древесины в спелых и перестойных лесах составляет 937.9 млн. куб. м.


Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет более 29.2 млн. куб. м (включая рубки поврежденных и погибших лесных насаждений).


Производство необработанной древесины в 2012 году составило 12.9 млн. куб. м. Установленный ежегодный объем заготовки древесины (расчетная лесосека) осваивается на 44.1%.


Сырьевая проблема обусловлена более чем 60-летней экстенсивной эксплуатацией лесов, направленной на изъятие запасов хвойной древесины, без должного внимания восстановлению лесов. Увеличивается доля лиственных насаждений и тонкомерной древесины, ухудшается санитарное и лесопатологическое состояние лесов. Для реабилитации лесного потенциала территории необходимы интенсивные лесовосстановительные мероприятия.


В условиях Вологодской области возобновление лесов идет преимущественно лиственными породами, что в значительной степени снижает лесосырьевой потенциал лесов. По данным учета лесного фонда 1927 года, мягколиственными насаждениями было занято 10.0% покрытой лесом площади. К настоящему времени удельный вес мягколиственных пород на землях лесного фонда достиг 49.2%. Без активных мер по воспроизводству лесов (в первую очередь - искусственного лесовосстановления) указанная тенденция сохранится.


В отчетном 2012 году лесовосстановительные работы выполнены на площади 43.2 тыс. га и составили 104% к плановым показателям. Из общего объема арендаторами лесовосстановление проведено на площади 39.2 тыс. га, в том числе создано лесных культур на площади 2.9 тыс. га.


Искусственное лесовосстановление (создание лесных культур методом посадки и посева) проведено на площади 4.1 тыс. га, в том числе в рамках государственного контракта - на площади 1.2 тыс. га.


В области с 2011 года действует комплекс по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой. Данный комплекс позволяет повысить качество, экономию посевного материала, продлить агротехнические сроки создания лесных культур. В 2012 году с использованием сеянцев с закрытой корневой системой было создано 302.3 га лесных культур.


В основе успешности искусственного лесовосстановления лежит качество семенного сырья и выращенного посадочного материала.


Ситуация по обеспечению воспроизводства лесов посевным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием соответствующей технологической инфраструктуры, машин и механизмов, работающих на питомниках.


На сегодняшний день остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Доля объема нелегальной заготовки древесины в общем объеме ее заготовки составляет по области 0.36%. Показатель выявляемости правонарушителей составляет в среднем около 50%, взыскивается около 4% причиненного ущерба.


До настоящего времени не удалось сформировать законодательную базу и достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия различных уровней исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.


Освоение лесов, осуществление мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, лесоразведению невозможно без наличия обустроенной инфраструктуры, основой которой является разветвленная сеть лесных дорог. В течение последних 20 лет развитие лесной инфраструктуры было сведено к минимуму, ежегодно строилось в среднем не более 20 - 80 км дорог круглогодичного действия при потребности в 500 - 600 км. Доступные запасы древесины в зоне действия дорог круглогодичного действия к настоящему времени практически исчерпаны.


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 18.02.2019 N 141)


К системной проблеме, сдерживающей эффективное лесопользование, охрану и воспроизводство лесов, относится отсутствие достоверной информации о наличии лесных ресурсов. Лесоустройство считается информационной основой лесного планирования и освоения лесов.


В настоящее время значительная площадь лесов имеет давность лесоустройства более 10 лет, особенно в лесах, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций. Остается низким уровень использования при проведении лесоустроительных работ современных дистанционных методов зондирования поверхности Земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.


Несвоевременное проведение лесоустроительных работ и инвентаризации лесов приводит к искажению сведений о количестве и качестве древесных насаждений на лесных участках, что не позволяет планировать развитие отрасли.


Не менее важной задачей является создание эффективной системы мер пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров.


Успешность тушения возгораний зависит от оперативности обнаружения очагов, времени доставки сил и средств пожаротушения, а также их состава. Недоукомплектованность пожарно-химических станций лесопожарной техникой, недостаток средств на ее содержание и обновление не позволяют специализированным учреждениям области успешно бороться с лесными пожарами в условиях высокого класса пожарной опасности.


Непринятие мер по формированию системы обнаружения и тушения лесных пожаров, укомплектованию специализированных лесопожарных учреждений специалистами, современными системами связи, новой лесопожарной техникой может привести к негативной тенденции по ухудшению пожарной обстановки в лесах области, увеличению числа крупных пожаров.


Решение вышеуказанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе реализации Государственной программы по интенсификации ведения лесного хозяйства, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.


Успешная реализация Государственной программы потребует активного участия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти области в комплексном урегулировании проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системном развитии использования, воспроизводства лесов и организационно-финансовом взаимодействии.


Мероприятия Государственной программы направлены на повышение эффективности использования, охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения лесов области при сохранении их ресурсно-экологического потенциала, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса, развитие государственно-частного партнерства в части создания лесной инфраструктуры и увеличения инвестиционной активности лесопромышленных предприятий области.


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 18.02.2019 N 141)



2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, сроки реализации


Приоритеты государственной политики в сфере развития лесного комплекса определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 года N 1989-р, Государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318, к ним относятся:


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 12.08.2019 N 745)


повышение эффективности государственного управления лесами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»