Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"


1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ


1.1. Предпосылки реформирования региональных финансов

Реализация государственной политики Ярославской области в достижении стратегических целей развития региона, в частности по повышению качества жизни и созданию комфортных условий жизнедеятельности населения области, невозможна без эффективного управления средствами регионального бюджета в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.

Ярославская область является регионом, располагающим достаточно высоким экономическим потенциалом для развития, которое иногда сдерживается в силу недостаточной эффективности бюджетной системы. Переход к инновационному типу развития, предусмотренный стратегией развития области, безусловно, требует значительных финансовых затрат, что в условиях ограниченности ресурсов невозможно без кардинального повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Для решения этой проблемы необходимо реализовать комплекс мер по реформированию системы региональных финансов Ярославской области. Необходимость и актуальность данных вопросов нашли отражение в целом ряде документов федерального и регионального уровня:

- Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов";

- Бюджетных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года и от 23 июня 2008 года;

- постановлении Правительства области от 12.03.2008 N 103-п "О Концепции управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат, в Ярославской области";

- постановлении Правительства области от 12.08.2008 N 405-п "О повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области";

- постановлении Губернатора области от 20.06.2008 N 458 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009 - 2011 годы".

Поскольку решение проблемы повышения эффективности и результативности бюджетных расходов требует комплексного и системного подхода, принято решение о разработке областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа реформирования). Для реализации Программы реформирования создана рабочая группа (утверждена постановлением Губернатора области от 04.09.2008 N 661 "О создании рабочей группы по формированию Программы реформирования региональных финансов Ярославской области на 2008 - 2011 годы").

Первым шагом для разработки Программы реформирования является подготовка Концепции (с учетом требований постановления Правительства области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ"), в рамках которой рассматриваются:

- описание проблем (в том числе SWOT-анализ) и обоснование целесообразности их решения программно-целевым методом;

- цели и задачи реформы;

- ожидаемые результаты реформирования;

- предложения по срокам и механизмам реализации Программы реформирования, объемам и источникам финансирования.

1.2. Основные проблемы управления региональными финансами Ярославской области (SWOT-анализ)

Традиционно применяющиеся в Ярославской области подходы к организации бюджетного процесса и планированию деятельности органов государственной власти в определенной степени ограничивают возможности для реализации потенциала и достижения стратегических целей и задач развития Ярославской области и требуют перестройки.

Реализация Программы реформирования будет направлена, в первую очередь, на преодоление слабых сторон существующей системы управления областными финансами, выявленных в ходе оценки текущего качества управления региональными финансами, к числу которых относится:

- недостаточное использование механизмов средне- и долгосрочного планирования деятельности и планирования бюджетных расходов;

- отсутствие четких критериев результативности работы органов исполнительной власти (далее - ОИВ) и оценки качества их работы, отсутствие привязки бюджетного финансирования к результатам достижения поставленных целей и задач ОИВ;

- недостаточный учет потребности в государственных услугах при планировании деятельности и планировании бюджетных расходов, отсутствие стандартов качества государственных услуг;

- отсутствие механизмов управления кредиторской задолженностью областного бюджета;

- недостаточная эффективность механизма управления налоговыми льготами;

- недостаточная эффективность использования имущества, находящегося в собственности Ярославской области;

- недостаточная ориентированность межбюджетных отношений на вовлечение муниципальных образований в реализацию стратегических целей и задач Ярославской области;

- недостаточная прозрачность деятельности органов государственной власти для населения области.

Вышеперечисленные слабые стороны являются проблемами региональных финансов Ярославской области, которые будут разрешены в рамках намеченной реформы.

Реализации необходимых изменений в региональных финансах Ярославской области будут сопутствовать следующие факторы успеха (сильные стороны):