ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2008 года N 103-п
(с изменениями на 11 февраля 2009 года)
___________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ярославской области от 11 февраля 2009 года N 116-п
___________________________________________
В целях внедрения в Ярославской области методов управления по результатам и повышения результативности бюджетных расходов Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат, в Ярославской области (далее - Концепция).
2. Утратил силу на основании постановления Правительства Ярославской области от 11 февраля 2009 года N 116-п - см. предыдущую редакцию.
3. Руководителям органов исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений аппарата Правительства Ярославской области руководствоваться положениями Концепции в текущей деятельности и при формировании областного бюджета на очередной финансовый период.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Ярославской области разработать и реализовать меры по внедрению методов управления по результатам и повышению результативности бюджетных расходов согласно основным положениям Концепции.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на Губернатора области Вахрукова С.А.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
Концепция управления по результатам и бюджетирования,
ориентированного на результат, в Ярославской области
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
- Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»;
- Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р;
- Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» от 9 марта 2007 г.;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- постановлением Губернатора области от 27.08.2007 N 591 «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2008 год и на период до 2010 года».
1. Необходимость и предпосылки внедрения методов управления по результатам и БОР в Ярославской области
Создание и внедрение системы управления по результатам и БОР является масштабной задачей и предполагает освоение новых и весьма сложных технологий управления. В Российской Федерации этот процесс идет уже несколько лет и носит комплексный характер, объединяя в себе ключевые мероприятия административной реформы, реформы государственного управления и реформы бюджетного процесса.
Суть бюджетной реформы состоит в переходе от «управления затратами» к «управлению результатами»:
Управление затратами - годовой бюджет | Управление результатами - трехлетний финплан (бюджет) |
В целом реорганизация системы государственного управления и внедрения принципов БОР направлены на повышение качества и доступности государственных услуг населению.
Инструментами результативного управления и БОР в Российской Федерации являются:
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти на трехлетний период, в которых фиксируются цели, задачи и показатели достижения результатов деятельности органа власти;
- трехлетнее финансовое планирование (трехлетний бюджет или среднесрочный финансовый план). Его использование позволяет значительно повысить уровень определенности при планировании расходов, создает условия для расширения полномочий распорядителей бюджетных средств;
- реестр расходных обязательств, составление которого позволяет провести ревизию расходов бюджета и упорядочить их состав. На основе реестра определяется бюджет действующих обязательств, а все дополнительные расходы рассматриваются как бюджет принимаемых обязательств, необходимость которых должна тщательно обосновываться;
- ведомственные целевые программы, определяющие тактику работы органов исполнительной власти и увязывающие финансирование с непосредственным результатом. В отличие от широко использующихся федеральных и региональных (областных) целевых программ, ведомственная целевая программа - это способ организации расходов органа власти программно-целевым методом, а не способ получения дополнительного финансирования.
В настоящее время в Российской Федерации создаются и практикуются отдельные инструменты результативного управления, однако процесс его полного внедрения еще далек от завершения. В отношении опыта регионов Российской Федерации можно сказать, что в течение последних трех лет шаги по реформированию системы управления и бюджетного процесса на региональном уровне стали предприниматься все более активно. Однако говорить о единстве подходов по вопросу внедрения управления по результатам и БОР на региональном уровне не приходится.
В Ярославской области работа по созданию и внедрению инструментов управления по результатам в практику деятельности исполнительных органов власти только началась. С 2006 года в Ярославской области предпринимаются отдельные меры по реформированию управления по результатам:
- работа по переходу к трехлетнему финансовому планированию;
- обучение и повышение квалификации служащих по вопросам управления по результатам и БОР;
- усиление целевой направленности и результативности областных целевых программ, создание механизма их оценки и рейтингования;
- работа по формированию реестра расходных обязательств;
- нормативно-подушевое финансирование учреждений образования, отраслевая система оплаты труда в сфере образования.
Однако данные меры являются разрозненными и не представляют собой единого механизма результативного управления. Большинство традиционных механизмов государственного управления и бюджетного процесса в Ярославской области не полностью отвечают принципам эффективности и результативности, не до конца ориентированы на результат:
- не выстроена система целеполагания;
- отсутствует практика подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности;
- в недостаточной степени принципы управления по результатам используются при реализации областных целевых программ;
- бюджетный процесс в целом остаётся традиционным, финансовое планирование ведется по принципу «содержания сети», а не по результатам деятельности.
2. Цели, задачи, этапы и принципы внедрения управления по результатам и БОР в Ярославской области
Предусмотренный Стратегией развития Ярославской области переход области к инновационному типу развития, безусловно, требует изменения качества государственного управления и повышения эффективности бюджетных расходов.
В связи с этим целью предусмотренного настоящей Концепцией реформирования государственного управления и бюджетного процесса является повышение качества и доступности государственных услуг через повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и эффективности управления бюджетными ресурсами.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- создание эффективной системы целеполагания;
- введение в практику деятельности органов исполнительной власти докладов о результатах и основных направлениях деятельности;
- формирование реестра расходных обязательств, разделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- переход к трехлетнему бюджету;
- совершенствование программно-целевых методов управления, изменение статуса и назначения целевых программ;
- реализация принципов результативного управления и БОР в отраслях государственного сектора, модернизация технологий оказания бюджетных услуг.
В процессе внедрения комплексной системы управления по результатам и БОР в Ярославской области можно выделить три основных этапа:
I этап. Формирование нормативно-правовой и методической базы результативного управления - 2 полугодие 2008 года. (абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 11 февраля 2009 года N 116-п - см. предыдущую редакцию)
II этап. Освоение новых и совершенствование существующих инструментов результативного управления (реестр расходных обязательств, и трехлетний бюджет, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные целевые программы) - 2008-2009 годы.
III этап. Реализация отраслевых реформ (реструктуризация бюджетной сети, модернизация технологий оказания бюджетных услуг), реализация реформ в сфере межбюджетных отношений и на местном уровне - 2009-2010 годы.
Успех реформирования во многом зависит от соблюдения принципов построения системы управления по результатам и БОР:
- политическая воля: целеполагание и планирование должно проводиться сверху вниз, преодолевая инерцию накопленного опыта, обеспечивая возможность преобразований и постановки амбициозных задач;
- системный подход: взаимосвязь бюджетной и административной реформы, взаимоувязка всех элементов управления: цели - задачи (мероприятия) - показатели - бюджетные ресурсы;
- энтузиазм снизу: поощрение инициативных предложений, премирование наиболее активных сотрудников, использование системы результативной оплаты труда, обеспечение мотивации каждого органа исполнительной власти, его подразделений и отдельных сотрудников;
- контроль результатов: предметом контроля является результат деятельности, выражающийся в конкретных показателях результативности;
- обратная связь: при планировании и оценке деятельности необходимо использовать показатели конечного эффекта и удовлетворенности потребителей услуг.
- гибкость организационной структуры исполнительных органов власти, постоянная оптимизация этой структуры;
- обучение: регулярная переподготовка (повышение квалификации) и обучение госслужащих, проведение семинаров, направленных на популяризацию идеологии реформ и вовлечение госслужащих в процесс реформирования;
- автоматизация: внедрение и применение автоматизированных систем и современных программных продуктов в процессе реформ.
3. Инструменты внедрения управления по результатам и БОР в Ярославской области
Внедрение принципов управления по результатам и БОР в Ярославской области предполагает создание таких инструментов как:
- эффективная система целеполагания;
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности,
- реестр расходных обязательств,
- трехлетний бюджет,
- ведомственные целевые программы.
3.1. Создание эффективной системы целеполагания
Переход российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития предъявляет принципиально новые требования к системе стратегического планирования и координации действий органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса.
Важнейшая роль отводится созданию единой системы документов стратегического планирования развития субъекта Российской Федерации в соответствии с эффективной системой целеполагания.
Создание эффективной системы целеполагания предполагает необходимость регламентации процедур постановки целей, планирования и контроля результатов деятельности органов власти. Таким образом, система целеполагания включает в себя цели, задачи и показатели результативности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области, а также порядок их формирования и декомпозиции до уровня структурных подразделений аппарата Правительства области, департаментов, бюджетных учреждений и даже отдельных сотрудников.
Цели деятельности органов исполнительной власти Ярославской области определяются на основе приоритетов социально-экономического развития, обозначенных Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2020 года (далее - Стратегия) и Программой социального и экономического развития Ярославской области на среднесрочный период (2008 - 2012 годы) (далее - Программа), в соответствии с направлениями деятельности Правительства области на долгосрочную и среднесрочную перспективы. Цели деятельности органов исполнительной власти Ярославской области должны соответствовать общепринятым критериям качества целей и быть увязаны с системой целей Правительства Российской Федерации.
В рамках методологического и организационного обеспечения процесса создания эффективной системы целеполагания необходимо осуществить следующие мероприятия:
- разработку нормативно-правовой базы внедрения механизмов управления по результатам и БОР;
- разработку предложений о системе целей, задач и показателей результативности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области для их утверждения на заседаниях Правительства области;
- разработку регламента управления Стратегией, устанавливающего последовательность действий органов исполнительных власти Ярославской области по определению целей, задач и показателей результативности их деятельности с учетом декомпозиции;
- обеспечение методического сопровождения процесса подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Ярославской области (далее - доклады), экспертизы докладов, подготовку сводного доклада Правительства области;
- проведение мониторинга результатов деятельности и достижения целевых показателей результативности деятельности органов власти, оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области;
- обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ” и постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 года N 779 “Об утверждении Положения о правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти”. (пункт 3.1. в редакции постановления Правительства Ярославской области от 11 февраля 2009 года N 116-п - см. предыдущую редакцию)