Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


1.8. Оптимизация системы управления государственным долгом

(Мероприятие N 17 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 N 453)


Анализ исходного состояния. Процедуры, касающиеся вопросов управления государственным долгом Орловской области, регламентируются Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года N 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области".

Учет долговых обязательств Орловской области, в том числе, с группировкой по видам заимствований и срокам их погашения, ведется в государственной долговой книге области с 2001 года в установленном порядке. Форма государственной долговой книги Орловской области позволяет проводить систематическую оценку действующих долговых обязательств в разрезе видов обязательств и во временном разрезе.

Заимствования осуществляются в соответствии с программой государственных заимствований, ежегодно утверждаемой законом о бюджете Орловской области на соответствующий год. В частности, программы государственных внутренних заимствований Орловской области на 2008 и на 2009 - 2010 г. г. утверждены Законом Орловской области от 24 декабря 2007 года N 735-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", в соответствии с ними привлечение новых долговых обязательств в 2009 - 2010 г. г. планируется для финансирования дефицита областного бюджета.

В структуре государственного долга Орловской области преобладают бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы. За период 2005 - 2007 г. г. произошло снижение объема государственного долга области на 11%. К настоящему времени в Орловской области была проведена оценка действующих долговых обязательств, в том числе, с группировкой по видам заимствований, срокам их погашения, за последние три отчетных года и текущий финансовый год, показавшая, что объем и структура долговых обязательств соответствуют требованиям действующего законодательства и просроченные долговые обязательства отсутствуют. В то же время проведенный анализ практики управления долговыми обязательствами показал, что в связи с отсутствием заимствований в Орловской области в последние три финансовых года вопросы совершенствования методологии были отложены. Именно на решение указанных вопросов направлено данное мероприятие.

План реформирования. Политика администрации Орловской области направлена на дальнейшее формирование нормативной базы в области управления государственным долгом и совершенствование процедур управления долговыми обязательствами. На первом этапе реформирования планируется разработать и утвердить методологию расчета долговой нагрузки на бюджет (долговую емкость бюджета) с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочных период. Также на первом этапе реформирования предполагается утвердить методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку (долговую емкость) бюджета Орловской области.

На втором этапе реформирования в СМИ ("Орловская правда") и (или) на сайте администрации Орловской области www.adm.orel.ru планируется организовать регулярную публикацию сведений о долговых обязательствах, в том числе по видам обязательств и срокам их погашения. Публикация информации будет способствовать повышению открытости долговой политики и, как следствие, прозрачности бюджетного процесса.

Планируется, что по итогам реализации данного мероприятия все операции по долговым обязательствам Орловской области в последнем отчетном году и текущем финансовом году полностью будут соответствовать установленной процедуре.

Анализ рисков мероприятия. Потенциальным риском в этой сфере на уровне области является ухудшение экономического положения Орловской области, которое потребует внесения корректив в проводимую политику заимствований. Смягчение потенциальных последствий наступления данного риска возможно за счет проведения регулярного мониторинга социально-экономического состояния в области и оценки возможностей кредитных организаций по кредитованию Орловской области.

В связи со значительной долей заимствований в иностранной валюте (более 90%) Орловская область находится в высокой степени зависимости от повышения курса валюты займа.

2. Совершенствование системы управления государственными услугами

Рассматривая процесс реформирования региональных финансов, в частности, в контексте совершенствования бюджетного процесса, нельзя не обратить внимание на то, что одной из основных задач функционирования системы государственного управления является удовлетворение потребностей населения области путем предоставления качественных государственных услуг. В целях анализа текущей ситуации и решения возможных проблем необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на упорядочение работы органов государственной власти с государственными услугами, в том числе:

- формирование системы учета потребности в объемах предоставления государственных услуг юридическим и физическим лицам;

- установление требований к качеству предоставления государственных услуг и проведение оценки соответствия фактически предоставляемых услуг установленным требованиям;

- установление процедуры формирования и реализации государственных заданий на предоставление государственных услуг.

Также в рамках данного направления для повышения качества предоставления государственных услуг планируется проанализировать возможность развития новых форм оказания государственных услуг. В первую очередь, это будет связано с созданием автономных учреждений - нового типа государственных учреждений.