Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2016 ГОДЫ"


 1. Анализ проблемной ситуации

Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на охрану и укрепление здоровья, повышение средней продолжительности и качества жизни населения, а также достойное выступление команд и спортсменов на крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях.

Основанием для разработки концепции долгосрочной областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Концепция) послужил Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Закон Орловской области от 8 сентября 2009 года N 959-ОЗ "О физической культуре и спорте в Орловской области", федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 "Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".

В течение последних семи лет развитие сферы физической культуры и спорта в Орловской области проводилось программно-целевым методом.

Разработана и реализована областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2003 - 2007 годы", утвержденная Законом Орловской области от 25 декабря 2002 года N 299-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2003 - 2007 годы".

В настоящее время действует Закон Орловской области от 25 декабря 2008 года N 867-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2009 - 2011 годы"

Для анализа проблемной ситуации использовались статистические данные форм отчетности Росстата 1-ФК, 5-ФК, утвержденные постановлением Росстата от 3 апреля 2007 года N 30 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росспортом статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту".

В основу анализа проблемной ситуации положены такие индикативные показатели, как:

1. Динамика развития спортсооружений в Орловской области и коэффициент обеспеченности населения спортивной инфраструктурой.

2. Кадровое обеспечение отрасли, наличие и развитие учебно-методической базы.

3. Охват взрослого и детского населения области всеми видами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

4. Подготовка спортсменов-профессионалов и наличие материально-технической базы, способствующей развитию спорта высших достижений.

5. Обеспеченность (доступность) услуг в сфере физической культуры и спорта для категорий населения с ограниченными возможностями здоровья.

В целом в Орловской области сохранилась тенденция развития общих показателей состояния отрасли физической культуры и спорта.

1. Динамика развития спортивных сооружений.

На территории области находятся 1758 спортивных сооружений, в том числе 20 стадионов, 959 плоскостных сооружений, 435 спортивных залов, 29 плавательных бассейнов, 74 сооружения для стрелковых видов спорта, 1 легкоатлетический манеж. Функционируют 1270 учреждений, предприятий, объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности.

За период с 2007 по 2009 год введено в эксплуатацию девяносто восемь спортивных объектов, в основном это плоскостные спортивные сооружения.

В Орловской области недостаточно доступных для основной части населения крытых бассейнов, из районных центров только в п. Нарышкино имеется бассейн. Современных спортивных площадок по месту жительства также мало.

Для развития зимних видов спорта необходимо строительство хоккейных кортов с искусственным льдом, оборудованных и освещенных лыжных трасс.

В Орловской области нет дорожки с синтетическим покрытием, что негативно сказывается на развитии легкой атлетики.

В Орловской области нет ни одного специализированного спортивного сооружения для занятий людей с ограниченными физическими возможностями, в том числе бассейнов.

2. Кадровое обеспечение отрасли.

В настоящее время в сфере физической культуры и спорта Орловской области занято 1744 штатных работника, что составляет 0,8% от общего количества трудящегося населения области, из них с высшим образованием - 879 человек.

В 24 муниципальных образованиях работают 468 специалистов.

В системе спортивных школ и клубов учебно-тренировочную работу ведут 591 тренер-преподаватель, из них штатных работников - 551 человек.

В сравнении с 2007 годом количество работников сферы физической культуры и спорта уменьшилось на 55 человек, в основном за счет преподавателей общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.

Уменьшилось количество учреждений, предприятий и организаций сферы физической культуры и спорта: 2009 год - 1270 единиц, 2007 год - 1311 единиц.

Кадровая спортивная система включает подготовку тренеров-преподавателей различных специализаций на базе общего и среднеспециального образования. Данную работу осуществляют ГОУ ВПО "Орловский государственный университет", ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет", Училище олимпийского резерва ОГОУ СПО "Орловский спортивный техникум", ОГОУ СПО "Мезенский педагогический колледж".

Однако молодые специалисты с высшим образованием неохотно идут на тренерско-преподавательскую работу из-за низкой заработной платы и отсутствия перспектив приобретения жилья.

3. Охват населения.