Действующий

О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе (с изменениями на 8 ноября 2019 года)


3. Соотношение контроля и мониторинга


Сочетание контроля и мониторинга обеспечивает эффективное правовое регулирование деятельности по принятию законов и других нормативных правовых актов автономного округа.


1. Предварительный (встроенный непосредственно в правотворческую деятельность) контроль направлен на обеспечение соблюдения сроков подготовки проектов нормативного правового акта и их качества. Решению этой задачи способствует организованная в органах государственной власти автономного округа правовая и лингвистическая экспертиза проектов правовых актов автономного округа, правовых актов автономного округа. Основой для проведения экспертизы является статья 31 Закона автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО "О правотворчестве".


В системе исполнительной власти автономного округа предварительный контроль проектов нормативных правовых актов Губернатора автономного округа и администрации автономного округа осуществляет аппарат Губернатора автономного округа. Мониторинг проектов законов автономного округа, вносимых в Государственную Думу автономного округа Губернатором автономного округа, обеспечивает государственно-правовой департамент автономного округа. Контроль всех законопроектов, вносимых в Государственную Думу автономного округа, организует аппарат Государственной Думы автономного округа.


В соответствии со статьей 32 Закона автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО "О правотворчестве" допускается проведение независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов автономного округа. Кроме того, сложилась практика осуществления предварительной экспертизы законопроектов и проектов других нормативных правовых актов автономного округа Прокуратурой автономного округа и подразделением Министерства юстиции Российской Федерации по автономному округу.


В то же время специальные экспертизы (экологическая, антикоррупционная и т.п.) пока еще проводятся нерегулярно. В связи с этим необходимо:


1) усилить экспертно-аналитическое обеспечение субъектов законодательной инициативы за счет регулярного проведения анализа состояния действующего законодательства; составления обзоров правоприменительной практики с точки зрения качества нормативных правовых актов; анализа финансово-экономического обоснования нормативных правовых актов; анализа направлений и приоритетов развития законодательства;


2) активнее использовать экспертный потенциал сторонних организаций, специалистов и экспертов, руководствуясь при этом нормами Устава (Основного закона) автономного округа, Законов автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО "О правотворчестве", от 18 июня 1998 года N 31-ЗАО "О Счетной палате", нормами Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".


2. Последующий контроль законности нормативных правовых актов автономного округа является важным условием обеспечения своевременного реагирования субъектов права законодательной инициативы на возникающие в результате судебных решений потребности вносить соответствующие изменения в законодательство. Эта проблема может решаться путем нормативного установления ответственности субъектов за ненадлежащее исполнение судебных решений и применения к ним в необходимых случаях предусмотренных санкций.


3. Контроль правоприменительной деятельности.


Важно, чтобы этот вид контроля учитывался при осуществлении мониторинга состояния и эффективности применения законодательства автономного округа. При этом информация, получаемая в процессе такого контроля, должна систематизироваться и эффективно использоваться для выявления потребностей в совершенствовании как всего законодательства автономного округа, так и отдельных нормативных правовых актов автономного округа.


Мониторинг эффективности законодательства должен осуществляться в режиме постоянного организованного наблюдения за результатами применения нормативных правовых актов автономного округа на основе специально разработанных индикаторов.


Для функционирования системы мониторинга необходима методологическая база, состоящая из методик экспертной оценки эффективности отдельных нормативных правовых актов и законодательства автономного округа в целом. Также методики должны содержать систему критериев оценки каждого нормативного правового акта автономного округа, включающую в себя три группы индикаторов.


Первая группа должна быть предназначена для оценки системности развития законодательства, соответствия принимаемого нормативного правового акта автономного округа Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному закону) автономного округа, законам автономного округа, а также компетенции органа, принимающего и издающего нормативный правовой акт.


Вторая группа индикаторов должна характеризовать социальную значимость результатов применения нормативного правового акта.